Проект "Читаем вместе"
проект по развитию речи (средняя группа)

Ожередова Снежана Сергеевна

Проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас в стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у дошкольников. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие у дошкольников интереса и любви к литературе, натолкнуло нас на реализацию данного проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_sredney_gruppe-chitayte_detyam_knigi.docx165.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 20 «Ласточка»

комбинированного вида»

Познавательно-речевой творческий.

«ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ»

http://static6.depositphotos.com/1018113/577/i/950/depositphotos_5774944-stock-photo-family-reading.jpg

Авторы проекта:

Ожередова С.С.

                                                                                                     

г. Лесной 2018

Оглавление

1 Введение                                                                                       3-4

2 Основная часть                                                                             5-6

3 Вывод                                                                                               6

4 Список литературы                                                                         7

1.Введение

Срок проведения проекта: январь - май

Вид проекта: познавательно-речевой творческий.

Место реализации проекта: МБДОУ «Детский сад № 20 «Ласточка»

комбинированного вида».

Проблема: снижение интереса к чтению в России

Актуальность проекта:

  Проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас в стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у дошкольников. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие у дошкольников интереса и любви к литературе, натолкнуло нас на реализацию данного проекта.

Цель проекта: развивать интерес к книге, как источнику знаний, произведению искусства. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

 Задачи:

- Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

- Формировать навыки и умения речевой деятельности; развивать умение анализировать художественные произведения.

- Формировать интерес к иллюстрациям, поощрять желание воплощать образ литературного героя в игре, художественном творчестве.

- Воспитывать бережное отношение к книге.

 - Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.

- Способствовать развитию речи, памяти, внимания.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Условия проведения проекта: детский сад и семья.

Предполагаемые результаты:

- пробудить у детей интерес к общению с книгой;

- пополнить развивающую среду в группе;

- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

- установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.

Необходимое оборудование: книги, энциклопедии, репродукции знаменитых художников – иллюстраторов, атрибуты для инсценировки сказок «Красная шапочка», «Репка», канцелярские принадлежности для художественного творчества.

Продукт проекта: оформление выставки детских рисунков: «Герои любимых сказок», аппликаций по сюжету сказки «Красная шапочка», оформление выставки книг (с привлечением родителей): «Такие разные книги», создание «Книги потешек».

2.Основная часть

План реализации проекта:

Организация предметно-пространственной развивающей среды: пополнение детской библиотеки в группе, оформление мини музея «Такие разные книги», создание книги потешек, пополнение коллекции пазл.

Образовательная деятельность:

Познавательное развитие: «Откуда книга к нам пришла?»

Художественно-эстетическое развитие: Рисование по мотивам русских народных сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Курочка-ряба». Лепка «Козлик». Аппликация «Красная шапочка».

Речевое развитие: Викторина «Любимый сказочный герой». Знакомство с русскими детскими писателями: Н. Носов, В. Катаев. Чтение рассказов «Живая шляпа», «Телефон», «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»

Чтение русских народных сказок: «Петушок и бобовое зернышко»,«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зернышко» и т.д.

 Знакомство с творчеством зарубежных детских писателей: Г.-Х. Андерсен, братья Гримм, Ш. Перро. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Принцесса на горошине».

Игры:

 «Из какой сказки фраза?»

«Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)

«Придумаем новое название, окончание сказки»

 «Узнай по контуру»

«Сложи из частей»,

«Отгадай сказку по отрывку»

П/и «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Мишка бурый».

Сбор пазл по мотивам сказок.  

Пальчиковые гимнастики: «Маланья», «Книга»

Драматизация сказок: «Курочка ряба», «Красная шапочка», «Репка», «Колобок».

Ситуативные беседы: «Моя любимая сказка», «Какую книгу мама мне читает на ночь», «Кто придумывает сказки», «Чему учат сказки».

Трудовая деятельность: «Мастерская книг».

С родителями: анкетирование «Семейное чтение», памятка: «Обсуждайте прочитанное». Создание «Книги потешек» (рисование сюжетов к потешкам), семейные посиделки: совместное чтение любимых книг, стихов, театрализация сказок (дети+родители), консультация «Семейное чтение».

3.Вывод

   Нет в мире более полезного и более ценного изобретения, чем книга. Значимость книги для человечества неоспорима и доказана временем. Во-первых, книга- источник знаний. Учебники, справочники дают нам информацию, необходимые сведения о чем-либо, дополнительные знания о каком -то предмете изучения. Они помогают нам в расширении кругозора, развивают любознательность, прививают интерес к окружающему миру.  Огромное значение в воспитании лучших качеств человека имеет художественная литература. Книги нужно читать разные: познавательные, о животных, сказки. лирику... Каждый жанр интересен по-своему, в каждом есть ценные культурные достоинства. Знакомясь с творчеством Пришвина, Бианки, мы становимся добрее, обретаем такое чувство, как любовь к животным. Сказки нас учат нравственности, честности. В энциклопедиях мы можем найти много нового и интересного.

Список литературы

1.Русские народные сказки

2.Сказки зарубежных писателей

3.Энциклопедии

4.Книги детских писателей

Приложение 1

Анкета для родителей «Семейное чтение»

1.     Есть ли у вас домашняя библиотека? ______________________________

2.     Читаете ли вы ребенку дома книги вслух? __________________________

3.     Как часто вы читаете книги ребенку? _____________________________

4.     Какими критериями вы придерживаетесь при выборе детских книг? _____________________________________________________________

5.     Какие книги больше всего любит ваш ребенок? _____________________

6.     Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу? __________________

7.     Можете ли вы поделиться книгами с детским садом? ________________

Консультация для родителей

«Семейное чтение»

Не только в детском саду, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, прививать интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

Сегодня, когда наши дети только будут постигать азы чтения необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успех ребёнка в обучении, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда он научился читать, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнуть. А ведь это неверно.

Недавно в нашей группе мы провели опрос о семейном чтении. Опрос свидетельствует о том, что только в нескольких семьях практикуется семейное чтение вслух. Немногие родители могут точно назвать книгу, которую недавно прочитали ребенку.

Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга?» - вполне может последовать ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случаи, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения детских библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.

Не надо заучивать «букварь» наизусть, а ведь так поступают, к сожалению, в некоторых семьях. Не следует читать одно и тоже по 5 и более раз. Берите книги с большими рисунками и кратким текстом, используйте детские песенки, где есть слова и слоги. Ребенок видит и то, и другое. Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь вместе найти, что художник, верно, подметил, а что нет. Тогда маленький читатель еще раз возвратится к тексту, но уже самостоятельно. А еще лучше взять книжки – потешки, в которых художники намеренно своими рисунками противоречат написанному. В данном случаи ребенок будет очень внимательно работать с текстом, повторять прочитанное, пусть даже ради поиска смешных несовпадении. Читайте книги вместе с ребенком по очереди. Две книги за неделю – достаточно. Детальное рассматривание проблемы чтения, т.к. оно является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки (прилагаются) помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.

Памятка для родителей:

До или во время чтения книги выясните значение трудных или не знакомых слов.

Спросите, чем понравилось произведение ребенку, что нового он из него узнал.

Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

Какие слова или выражения запомнились ему?

Чему учит это произведение?  книга?

Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить наизусть.

Приложение 2

Пальчиковая гимнастика

Маланья

(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)

У Маланьи у старушки

(Сложить руки углом, показать избушку.)

Жили в маленькой избушке

(Показать семь пальцев.)

Семь сыновей,

(Очертить брови пальцами.)

Все без бровей,

(Растопыренные ладони поднести к ушам.)

Вот с такими ушами,

(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)

Вот с такими носами

(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)

Вот с такими усами,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой головой,

(Показать руками большую окладистую бороду.)

Вот с такой бородой!

(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)

Они не пили, не ели,

(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)

На Маланью все глядели,

(Дети показывают загаданные действия.)

И все делали вот так...

«Карманов много у меня»

У меня в кармане груша,            Дети достают из правого кармана      

                                                                      воображаемую грушу.

А в другом конфета есть.                         Достают из левого кармана  

                                                                     конфетуподносят ко рту,  

                                                                     облизывают губы.

В заднем брючном —                             Колют себя указательным пальцем.

Злая кнопка.

Не могу я даже сесть.                              Чуть приседают и быстро вы-  

                                                                    прямляются.

А в рубашечном кармашке                     Показывают пальцем на карман        

                                                                   рубашки.

Маленький лежит платок,                      Рисуют указательным пальцем    

                                                                    платок.

Чтобы я лицо и руки                               «Вытирают» лицо и руки.

Вытирать им смело мог.

На ладошку я монетку                             Показывают раскрытую ладонь.

Из кармана положу.

— Где орел?                                            Подбрасывают воображаемую

А может, решка? —                               монетку на ладони.

У монетки я спрошу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...