Проект "Читаем вместе"
проект по развитию речи (средняя группа)
Проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас в стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у дошкольников. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие у дошкольников интереса и любви к литературе, натолкнуло нас на реализацию данного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_sredney_gruppe-chitayte_detyam_knigi.docx | 165.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 20 «Ласточка»
комбинированного вида»
Познавательно-речевой творческий.
«ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ»
Авторы проекта:
Ожередова С.С.
г. Лесной 2018
Оглавление
1 Введение 3-4
2 Основная часть 5-6
3 Вывод 6
4 Список литературы 7
1.Введение
Срок проведения проекта: январь - май
Вид проекта: познавательно-речевой творческий.
Место реализации проекта: МБДОУ «Детский сад № 20 «Ласточка»
комбинированного вида».
Проблема: снижение интереса к чтению в России
Актуальность проекта:
Проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас в стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у дошкольников. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие у дошкольников интереса и любви к литературе, натолкнуло нас на реализацию данного проекта.
Цель проекта: развивать интерес к книге, как источнику знаний, произведению искусства. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
Задачи:
- Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
- Формировать навыки и умения речевой деятельности; развивать умение анализировать художественные произведения.
- Формировать интерес к иллюстрациям, поощрять желание воплощать образ литературного героя в игре, художественном творчестве.
- Воспитывать бережное отношение к книге.
- Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
- Способствовать развитию речи, памяти, внимания.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Условия проведения проекта: детский сад и семья.
Предполагаемые результаты:
- пробудить у детей интерес к общению с книгой;
- пополнить развивающую среду в группе;
- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
- установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.
Необходимое оборудование: книги, энциклопедии, репродукции знаменитых художников – иллюстраторов, атрибуты для инсценировки сказок «Красная шапочка», «Репка», канцелярские принадлежности для художественного творчества.
Продукт проекта: оформление выставки детских рисунков: «Герои любимых сказок», аппликаций по сюжету сказки «Красная шапочка», оформление выставки книг (с привлечением родителей): «Такие разные книги», создание «Книги потешек».
2.Основная часть
План реализации проекта:
Организация предметно-пространственной развивающей среды: пополнение детской библиотеки в группе, оформление мини музея «Такие разные книги», создание книги потешек, пополнение коллекции пазл.
Образовательная деятельность:
Познавательное развитие: «Откуда книга к нам пришла?»
Художественно-эстетическое развитие: Рисование по мотивам русских народных сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Курочка-ряба». Лепка «Козлик». Аппликация «Красная шапочка».
Речевое развитие: Викторина «Любимый сказочный герой». Знакомство с русскими детскими писателями: Н. Носов, В. Катаев. Чтение рассказов «Живая шляпа», «Телефон», «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
Чтение русских народных сказок: «Петушок и бобовое зернышко»,«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зернышко» и т.д.
Знакомство с творчеством зарубежных детских писателей: Г.-Х. Андерсен, братья Гримм, Ш. Перро. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Принцесса на горошине».
Игры:
«Из какой сказки фраза?»
«Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)
«Придумаем новое название, окончание сказки»
«Узнай по контуру»
«Сложи из частей»,
«Отгадай сказку по отрывку»
П/и «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Мишка бурый».
Сбор пазл по мотивам сказок.
Пальчиковые гимнастики: «Маланья», «Книга»
Драматизация сказок: «Курочка ряба», «Красная шапочка», «Репка», «Колобок».
Ситуативные беседы: «Моя любимая сказка», «Какую книгу мама мне читает на ночь», «Кто придумывает сказки», «Чему учат сказки».
Трудовая деятельность: «Мастерская книг».
С родителями: анкетирование «Семейное чтение», памятка: «Обсуждайте прочитанное». Создание «Книги потешек» (рисование сюжетов к потешкам), семейные посиделки: совместное чтение любимых книг, стихов, театрализация сказок (дети+родители), консультация «Семейное чтение».
3.Вывод
Нет в мире более полезного и более ценного изобретения, чем книга. Значимость книги для человечества неоспорима и доказана временем. Во-первых, книга- источник знаний. Учебники, справочники дают нам информацию, необходимые сведения о чем-либо, дополнительные знания о каком -то предмете изучения. Они помогают нам в расширении кругозора, развивают любознательность, прививают интерес к окружающему миру. Огромное значение в воспитании лучших качеств человека имеет художественная литература. Книги нужно читать разные: познавательные, о животных, сказки. лирику... Каждый жанр интересен по-своему, в каждом есть ценные культурные достоинства. Знакомясь с творчеством Пришвина, Бианки, мы становимся добрее, обретаем такое чувство, как любовь к животным. Сказки нас учат нравственности, честности. В энциклопедиях мы можем найти много нового и интересного.
Список литературы
1.Русские народные сказки
2.Сказки зарубежных писателей
3.Энциклопедии
4.Книги детских писателей
Приложение 1
Анкета для родителей «Семейное чтение»
1. Есть ли у вас домашняя библиотека? ______________________________
2. Читаете ли вы ребенку дома книги вслух? __________________________
3. Как часто вы читаете книги ребенку? _____________________________
4. Какими критериями вы придерживаетесь при выборе детских книг? _____________________________________________________________
5. Какие книги больше всего любит ваш ребенок? _____________________
6. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу? __________________
7. Можете ли вы поделиться книгами с детским садом? ________________
Консультация для родителей
«Семейное чтение»
Не только в детском саду, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, прививать интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».
Сегодня, когда наши дети только будут постигать азы чтения необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успех ребёнка в обучении, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда он научился читать, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнуть. А ведь это неверно.
Недавно в нашей группе мы провели опрос о семейном чтении. Опрос свидетельствует о том, что только в нескольких семьях практикуется семейное чтение вслух. Немногие родители могут точно назвать книгу, которую недавно прочитали ребенку.
Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга?» - вполне может последовать ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случаи, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения детских библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.
Не надо заучивать «букварь» наизусть, а ведь так поступают, к сожалению, в некоторых семьях. Не следует читать одно и тоже по 5 и более раз. Берите книги с большими рисунками и кратким текстом, используйте детские песенки, где есть слова и слоги. Ребенок видит и то, и другое. Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь вместе найти, что художник, верно, подметил, а что нет. Тогда маленький читатель еще раз возвратится к тексту, но уже самостоятельно. А еще лучше взять книжки – потешки, в которых художники намеренно своими рисунками противоречат написанному. В данном случаи ребенок будет очень внимательно работать с текстом, повторять прочитанное, пусть даже ради поиска смешных несовпадении. Читайте книги вместе с ребенком по очереди. Две книги за неделю – достаточно. Детальное рассматривание проблемы чтения, т.к. оно является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки (прилагаются) помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.
Памятка для родителей:
До или во время чтения книги выясните значение трудных или не знакомых слов.
Спросите, чем понравилось произведение ребенку, что нового он из него узнал.
Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
Какие слова или выражения запомнились ему?
Чему учит это произведение? книга?
Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить наизусть.
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика
Маланья
(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
У Маланьи у старушки
(Сложить руки углом, показать избушку.)
Жили в маленькой избушке
(Показать семь пальцев.)
Семь сыновей,
(Очертить брови пальцами.)
Все без бровей,
(Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими ушами,
(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)
Вот с такими носами
(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)
Вот с такими усами,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой головой,
(Показать руками большую окладистую бороду.)
Вот с такой бородой!
(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
Они не пили, не ели,
(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
На Маланью все глядели,
(Дети показывают загаданные действия.)
И все делали вот так...
«Карманов много у меня»
У меня в кармане груша, Дети достают из правого кармана
воображаемую грушу.
А в другом конфета есть. Достают из левого кармана
конфету, подносят ко рту,
облизывают губы.
В заднем брючном — Колют себя указательным пальцем.
Злая кнопка.
Не могу я даже сесть. Чуть приседают и быстро вы-
прямляются.
А в рубашечном кармашке Показывают пальцем на карман
рубашки.
Маленький лежит платок, Рисуют указательным пальцем
платок.
Чтобы я лицо и руки «Вытирают» лицо и руки.
Вытирать им смело мог.
На ладошку я монетку Показывают раскрытую ладонь.
Из кармана положу.
— Где орел? Подбрасывают воображаемую
А может, решка? — монетку на ладони.
У монетки я спрошу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...
Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой». (старшая группа)
Сюжетно – игровоефизкультурное развлечение...
Вместе с мамой, вместе с папой
Консультативный центр...
Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"
Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...
Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".
«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...
"Вместе с папой, вместе с мамой"
Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....
Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"
Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...