Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Заучивание с детьми произведение Сергея Александровича Есенина «Берёза».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx | 34.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
« Белая берёза»
для детей старшей группы
- Тема: «Белая берёза».
- Группа: старшая
- Направление: Речевое развитие
- Раздел программы: Развитие речи
- Тип организованной деятельности: основной
- Место: групповая комната
Цель: Заучивание с детьми произведение Сергея Александровича Есенина «Берёза».
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей рассказывать произведение наизусть, передавая интонационную выразительность.
- Формировать чувство рифмы.
- Закреплять навыки связной речи, грамматический строй речи.
- Упражнять в подборе прилагательных к слову «зима»
- Активизировать словарь детей.(кайма, бахрома).
Развивающие:
- Развивать мышление, внимания и восприятия, творческого воображения, речевого слуха и памяти.
- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Использовать выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения)
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родной природе. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.
- Вызвать интерес к созданию зимнего пейзажа нетрадиционным способом;
- Воспитывать интерес к языку.
Оборудование и материал:
Музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование, презентации (зимних пейзажей с изображением берёз, портрет С. А. Есенина). Кайма, бахрома, Снежинки из бумаги по числу детей. Листы бумаги синего и фиолетового цвета, красивые бумажные рамки для пейзажей, кисти клеевые, клей, манка сухая, мелко нарезанный новогодний дождь.
Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за берёзой. Беседы о зиме, чтение стихов, отгадывание загадок. Рисование деревьев и ёлок. Дидактические игры «Когда это бывает», «Какой снег», «Назови признаки зимы». Слушание музыкальных произведений. Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин с зимними пейзажами.
Этап занятия | Содержание | Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
1.1 Отгадывание загадки.
2. Основная часть.
2.1 Рассматривание слайдов. 2.2 Практическая 2.3 Вопросы 2.4 физ. минутка 2.5 Целеполагание Продуктивная деятельность. Пальчиковая гимнастика 3. Заключительная часть 3.1 Итог
3.1 Рефлексия | -Ребята, вы любите, когда к вам приходят в гости? - К нам в группу придёт гостья, а кто узнаете, когда отгадаете загадку. Загадка: Если снег лежит кругом, Если речка подо льдом, Значит в гости к нам сама Кто пришла? Скажи… - Ребята, закройте глаза, представьте себе зиму: с белым и пушистым снегом, ледяными реками, летящими снежинками, морозными узорами на стёклах, метелью и вьюгой. - Какая зима?
Под музыку заходит взрослый, одетый в костюм зимы. - Здравствуйте, ребята, я рада, что вы много знаете красивых слов о зиме. - Мною люди восхищаются. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, по- разному, передают свои чувства в своих произведениях. Поэты - в стихах, композиторы – в музыке, художники – в картинах. Полюбуйтесь, ребята, зимними картинами. - Как называется картина, на которой изображена природа? Воспитатель: - Ребята, представьте, что вы в лесу. Смотрите, как много здесь пеньков. Садитесь на пенёчки и ты, Зима садись с нами. - Я предлагаю вам отдохнуть и послушать, как в своих стихах воспевал красоту не только зимы, но и русской берёзы, поэт Сергей Александровича Есенин. В этом произведение встречаются слова: кайма, бахрома, так автор сравнивает кисти и убранство берёзы. Вопросы детям: - О чём это стихотворение?
- Понравилось ли оно вам? Зима: Мне тоже понравилось стихотворение. - Ребята, у меня есть вот такие чудесные снежинки, они хотят с вами поиграть. А вы хотите поиграть? Физ. минутка: -Мы снежинки увидали, Со снежинками играли. Снежинки вправо полетели, Глазки вправо посмотрели. Снежинки влево полетели, Глазки влево посмотрели. Ветер вверх их все поднял И на землю опускал. (Зима подбрасывает снежинки). Те снежинки мы поймали, Хорошо в руках размяли, А водичку на ладошках Мы стряхнём совсем немножко! - Молодцы! Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сесть на пенёчки и ещё раз послушать стихотворение поэта Сергея Александровича Есенина «Берёза», а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом, рассказать нашей гостье, а вечером родителям. Вопросы детям: - Как автор описывает берёзу. Какая она?
- Как понимать слово принакрылась? Правильно: - Принакрылась снегом, точно серебром. - С чем поэт сравнивает снег?
- На каких ветках распустились кисти? - В какой тишине стоит берёза? А можете повторить слова автора?
- Могут ли гореть снежинки? Это автор сравнивает, как они переливаются, сверкают. А заря лениво, Обходя кругом. Обсыпает ветки, Новым серебром. - Какое время суток автор подразумевает под словом «заря» «заря – это раннее утро». - С чем бы вы сравнили снег, которым обсыпана берёза. Воспитатель: - Зимушка – зима, а ты хочешь послушать, как рассказывают дети это замечательное стихотворение? Зима: Очень хочу. Воспитатель: Ребята, а вы хотите рассказать Зиме произведение С.А. Есенина «Берёза». (Чтение стихотворения детьми целиком, парами, по цепочке). Зима: Спасибо дети, вы очень хорошо запомнили и рассказали это стихотворение. - Природа всегда была источником вдохновения поэтов, писателей, художников и композиторов. -Вы хотите стать юными художниками? - Закройте глаза, повернитесь, вдохните, хлопните в ладоши, открывайте глаза. - Теперь, вы, художники и в своих рисунках изобразите красоту русских берёз. Воспитатель: Мы будем рисовать клеем и манной крупой. Проходите за столы, мы с вами приступим к созданию наших зимних картин. Посмотрите, манка похожа на снег? - Я добавила в манную крупу чуть-чуть блеска – ведь снег так красиво искрится,- чтобы ваши берёзы принакрылись снегом, точно серебром. - Покажите, руками как вы будете кисточкой и клеем рисовать деревья? - А теперь как вы будете насыпать манную крупу? Воспитатель: - Как назовёшь свою картину? - Какими словами из стихотворения Сергея Есенина можно сказать о твоей берёзе? Зима: - Замечательные у вас получились пейзажи, просто волшебные. К сожалению, нужно уходить. Мне было приятно побывать у вас в гостях. И я хочу вам подарить эти рамки для ваших картин. (Зима дарит рамки, прощается и уходит). | Дети стоят в кругу на ковре. Ответы детей: Да Ответы детей: Зима
Дети закрывают глаза. Предполагаемые ответы детей: Снежная, красивая, холодная, морозная, лютая, студёная, чудесная.
Ответ детей: Пейзаж Дети садятся на стулья. Рассматривают кайму и бахрому. Предполагаемые ответы детей: О зиме, о берёзе. Да. Да Дети плавно качаются под музыку, фокусируют взгляд на снежинках в руке у Зимы. Следят за движением снежинок. Ловят руками снежинки и потом перебирают пальцами. Показывают ладони и стряхивают «воду». Дети садятся на стулья. Предполагаемые ответы детей: Белая берёза
Покрылась снегом. Снежной каймой Белой бахромой. На пушистых В сонной тишине И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне. Нет Утро С серебром, ватой, звёздочками. Да Дети рассказывают стихотворение. Да Выполняют движение по тексту. Дети подходят к столам. Предполагаемые ответы детей: Да Дети имитируют движения руками. Дети перебирают пальцами. Самостоятельная работа детей. Ответы детей: | Загадочно спрашивает у детей. Хвалит детей за ответы. Показывает рукой на стулья. Показывает детям кайму и бахрому. Даёт подержать и рассмотреть.
Читает произведение выразительно, наизусть. Повторяет движения вместе с детьми. Читает детям стихотворение Следит за тем, чтобы дети отвечали по тексту стихотворения. Хвалит детей за ответы. Воспитатель следит за выразительностью чтения.
Показывает банку с клеем и мешочек с крупой. Пересыпает манку с блёстками. Показ воспитателя выполнения работы на мольберте. Воспитатель подходит к детям спрашивает. Раздаёт детям рамки. | Тихо звучит музыка П.И. Чайковского. Показ презентации Зимних пейзажей с изображением берёз. Показ слайда: Портрет С.А. Есенина.
Показ слайда: Берёза. Звучит музыка Звучит музыка Тихо звучит музыка.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...