Итоговое занятие по развитию речи в средней группе "Друзья Цветалии"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель данной НОД: Создать условия для выявления и проверки развития всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: Создать условия для выявления и проверки развития всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Задачи:
- Обучающая:
Формирование словаря:
- использование в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
- Употребление слов-антонимов.
- Употребление существительных с обобщающим значением.
Звуковая культура речи:
- Правильное произношение гласных и согласных звуков, (свистящих, шипящих и сонорных звуков).
- Отчетливое произнесение слов и словосочетаний (дикция).
- Сформированность звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Наличие интонационной выразительности речи.
Грамматический строй речи:
- Сформированность у детей умения согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах.
- Активное употребление в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь:
- Совершенство диалогической речи: участие в беседе, понятные для слушателей ответы на вопросы и умение задавать их.
2. Развивающая
Развивать гибкость и логичность мышления, умение обосновывать правильность своего ответа; развивать познавательную активность.
3. Воспитывающая
Формировать положительную реакцию на успех; умение слушать, сдерживать спонтанную эмоциональную реакцию; испытывать удовольствие от совместной деятельности, работать вместе, дружно.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Форма реализации детских видов деятельности: решение проблемной ситуации, игра, физминутка.
Оборудование: украшение группы цветами; волшебный цветок для обыгрывания сюжета; надписи для чтения детьми «Цветалия», «Мак», «Спасибо»; карточка со схемой предложения; искусственный цветок – василёк; сигнальные карточки, телевизор и фотографии для проведения игры «Один – много»; звуковая линейка. Музыка к песне Ю Чичкова и М. Пляцковского «Песня о волшебном цветке»
Ход НОД
I. Организационная часть
- Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте и с ними поздороваемся.
1. Сюрпризный момент (Мотивация)
На фоне музыки к песне Ю Чичкова и М. Пляцковского «Песня о волшебном цветке»
- Вот-так чудо – чудеса!
К детям сказка пришла
И в волшебную страну нас привела.
Интересно, что это за страна? Дети, вы как думаете? (страна Цветов)
- Почему вы так думаете? (много цветов)
- Здесь имеется вывеска. Давайте её прочитаем. «Цветалия»
- Я заметила в Цветалии непорядок. А вы заметили? (Один цветок не окрашен, весь белый)
- А всё потому, что ему грустно. Мы сможем ему помочь, снова стать красивым, если поиграем с ним. Вы хотите ему помочь?
- Основная часть
Игра 1 «Ну-ка, отвечай-ка!» (У доски)
- Его первый лепесток просит поиграть в игру «Ну-ка, отвечай-ка!»
- Какая бывает речь?
- Что относим к устной (письменной речи)?
- Из чего состоит речь?
- Что здесь записано? (схема предложения)
- Сколько слов в этом предложении? (2)
- Чем обозначено начало предложения?
- Что стоит в конце предложения?
- Придумайте к этой схеме предложение о цветке. (Цветок растёт, завял, распустился, пахнет.)
- Добавьте ещё слова в это предложение. (где?)
- Сколько теперь стало слов в предложении? (4)
- Вы справились с заданием и первый лепесток окрасился в…(красный) цвет.
Задание 2 Д/и “Скажи наоборот”
Дети называют антонимы к словам, предложенным воспитателем.
- Следующий лепесток предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот»
Низкий - высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный, молодой-старый, большой-маленький, белый-чёрный, говорить – молчать, храбрый – трусливый, умный – глупый, девочка – мальчик, добро – зло, светлый – тёмный, ложиться – вставать.
- Молодцы, справились с заданием! И лепесток окрасился в …(жёлтый) цвет.
Задание 3 Д/и «Один – много» (В кинозале)
- Следующий лепесток зовёт нас в кинозал, чтобы поиграть в игру «Один – много».
Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число.
Заяц (медведь, лиса, кабан, волк, белка, воробей) – много зайцев.
- Какое слово лишнее? (воробей)
- Докажите.
- Молодцы ребята! Вы справились с заданием. И лепесток стал …(голубым).
Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит»
(с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания)
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мёд и в рот себе кладёт.
(Изображать, как медведь достаёт и ест мед.)
Облизывает лапу сластёна косолапый.
(Имитировать, как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.)
А пчёлы налетают, сердятся, жужжат, медведя прогоняют.
(Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперёд и поочерёдно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.)
А пчёлы жалят мишку: не ешь наш мёд, воришка!
(Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу.
(Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.
(Присесть, положить руки под щеку.)
(И. Лопухина)
Задание 4 Д/и «Весёлый счёт» (У доски с васильком)
- А вы знаете - четвёртый лепесток предлагает отгадать загадку и посчитать отгадку.
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный… василёк.
- Посчитаем: синий василёк. (Один синий василёк, два синих василька и т.д.)
- Молодцы ребята! Вы справились с заданием. И лепесток стал …(розовым).
Задание 5 Д/и «Исправь ошибку» (На ковриках)
- Интересно, какого цвета следующий лепесток. Это подскажет нам игра «Исправь ошибку».
Воспитатель произносит предложения, дети находят в нем ошибку, используя сигнальные карточки «да – нет». Затем дают правильный вариант ответа.
- Цветы стоят на вазе.
- Юркий воробей собирать крошки.
- В лесу растут сосна.
- Дети едят вкусную кашу.
- Молодцы ребята! Вы справились с заданием. И лепесток стал …(фиолетовым).
Задание 6 Д/и “Назови и посчитай звуки в слове” (У доски с использованием звуковой линейки)
- Последний лепесток предлагает прочитать слово. (Мак)
- Что оно обозначает? (Цветок, растение)
- Аркадий, назови звуки в слове мак. (гласный или согласный)
- Дети, сколько всего звуков в этом слове?
- И с этим заданием справились, лепесток окрасился в…(оранжевый) цвет.
- Итог
- (на фоне музыки) Дети, мы развеселили цветок. Посмотрите, каким он стал красивым. Теперь в Цветалии всё в порядке. Вам понравилось играть с цветком?
- Я очень рада, что в нашей группе живут такие добрые дети и говорю вам: «Спасибо» (дети сами читают на плакате). Ещё раз хочу поблагодарить вас за так интересно проведённое с вами время. На память о Цветалии дарю вам раскраски с цветами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию речи в средней группе на тему "Весна"
Итоговое занятие по развитию речи в средней группе на тему "Весна"...
Конспект итогового занятие по развитию речи в средней группе «День рождения Лисёнка»
Конспект итогового занятие по развитию речи в средней группе«День рождения Лисёнка» ...
конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе "Чебурашка в гостях у ребят"
технологическая карта в соответствии с ФГОС...
Итоговое занятие по развитию речи в средней группе
Итоговое занятие в средней группе для проверки знаний детей по развитию речи....
Итоговое занятие по развитию речи в средней группе номер 1
Занятие по развитию речи. Дети рассказывают про времена года,какие отличительные моменты каждого сезона. Как нужно одеваться по сезону,отгадывают загадки....
Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»
Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»...
итоговое занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие в волшебный лес"
Цель: выявить уровень знаний детей средней группы. Задачи: Образовательные задачи: Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных п...