Картотека дидактических игр и упражнений для формирования грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста.
картотека по развитию речи (старшая группа)

1. Игры и упражнения, направленные на работу над морфологией.

2. Игры, направленные на работу над словообразованием.

3. Игры, направленные на работу над синтаксической стороной речи.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx196.97 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений для формирования грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста по трем направлениям: морфология, словообразование и синтаксис.

Игры и упражнения, направленные на работу над морфологией:

  1. Игра «Чего не стало?»  

Цель: упражнять детей в употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе. Педагог помещает на магнитную доску четыре картинки.

Педагог. А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?» Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

Дети. Баклажан, салат, свекла, укроп.

Педагог. Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.

Педагог убирает одну из картинок.

Педагог. Чего не стало?

Дети. Баклажана.

Педагог. Верно.

Педагог помещает на доску следующий комплект.

Педагог. Что на картинках изображено?

Дети. Картошка, перец, петрушка, горох.

Педагог убирает одну из картинок.

Педагог. Чего не стало?

Дети. Петрушки.

Педагог. Правильно.

Педагог помещает на доску еще один комплект картинок.

Педагог. А что на этих картинках изображено?

 Дети. Огурцы, репа, лук, чеснок.

Педагог убирает одну из картинок.

Педагог. Чего не стало?

Дети. Огурцов.

Педагог. Правильно. Вы были очень внимательными.

  1. Игра «Веселый мотылек».

Цель: упражнять детей в закреплении навыка употребления простых предлогов).]

Педагог совершает действия с плоскостным изображением мотылька относительно цветка. Дети комментируют, составляя предложения с предлогами.

Педагог. Где сидит мотылек, Настя? Начни ответ со слова мотылек.

1 -й р е б е н о к. Мотылек сидит на цветке.

Педагог. Откуда вспорхнул мотылек, Вова?

2-й ребенок. Мотылек вспорхнул с цветка.

Педагог. Куда спрятался мотылек, Даша?

3-й ребенок. Мотылек спрятался за цветок.

Педагог. Где кружится мотылек, Витя?

4-й р е б е н о к. Он кружится над цветком.

Педагог. Отлично. Вы все правильно рассказали. Ваши ответы очень понравились мотыльку.

  1. Упражнение «Ежик и яблоки».

Цель: развитие элементарных математических представлений. Согласование числительных с существительными.

Педагог достает плоскостное изображение ежа с тремя плоскостными изображениями яблок на иголках и помещает его на коврограф.

Педагог. А теперь постарайтесь помочь вот этому ежику. Он очень нуждается в вашей помощи.

Три яблока из сада

Ежик притащил.

Самое румяное

Белке подарил.

С радостью подарок

Получила белка.

Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

В. Волина

Д е т и. У ежа осталось два яблока.

Педагог. Верно. Как вы это узнали? Расскажите.

Д е т и. У ежа было три яблока. Одно яблоко он отдал белке.

Педагог снимает одно яблоко с иголок ежа, помещает рядом с ежом белку и закрепляет яблоко у нее в лапках.

Д е т и. А у ежа осталось два яблока.

Педагог помещает два яблока в тарелку рядом с ежом.

Педагог. Правильно! Молодцы! Вы порадовали меня и ежа.

  1. Упражнение «Сосчитай-ка».

Цель: Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыков счета в пределах семи). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).

Педагог предлагает детям посчитать яблоки, находящиеся в корзинке, которые они искали в группе.

Педагог. Ребята, сосчитайте, по сколько яблок вы собрали. Выкладывайте яблоки из корзинки, кладите их в ряд перед собой и считайте слева направо. Каждый раз говорите, сколько яблок вы сосчитали.

Дети. Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок, семь яблок.

Педагог. Так по сколько яблок у вас?

Д е т и. У нас по семь яблок.

Педагог. Молодцы. Верно. Сложите яблоки обратно в корзинки.

  1. Упражнение «У кого сколько?»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже, развитие элементарных математических представлений.

Педагог закрепляет в каждой корзинке с помощью «липучек» по несколько грибов.

Педагог. Сосчитайте грибы у себя в корзинках и расскажите, что вы собрали в лесу. Постарайтесь составить красивое предложение.

1-йребенок. Я нашел три подберезовика.

2-й ребенок. Ау меня два груздя.

3-й ребенок. Я нашла четыре волнушки.

4-й ребенок. А я нашла пять лисичек.

Педагог. Молодцы!

  1. Игра «Что изменилось?»

Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Педагог предлагает детям сесть на стульчики вокруг стола.

Педагог. Пока кукла Маша не ушла на прогулку, давайте поиграем с ней в игру «Что изменилось?» Вы хорошо запомнили, как одета Маша? Тогда закройте глаза.

Дети закрывают глаза, а логопед меняет один из предметов одежды на кукле.

Педагог. Что изменилось?

1-й ребенок. Вместо полосатой шапочки у куклы белый берет.

Таким образом логопед должен предоставить возможность для ответа каждому ребенку.

Педагог. Ну вот, кукла уходит на прогулку. Молодцы!

  1. Игра «Собери из деталей»

Цель: упражнять в употреблении имен существительных в форме родительного падежа.

На коврографе перед детьми – изображение куртки с недостающими деталями.

Педагог: Посмотрите на детали одежды, которые лежат перед вами. Пройдите к коврографу и попробуйте собрать один из предметов, который очень нужен нам осенью.

Дети подходят к коврографу и собирают из деталей куртку.

Педагог. Что у вас получилось?

Дети. Мы собрали куртку.

Педагог. Без чего была куртка вначале?

Дети. Куртка была без капюшона, без рукавов, без карманов, без манжет.

Педагог. Какая теперь куртка?

Дети. Куртка нарядная, красивая, яркая, непромокаемая.

Педагог. Молодцы ребята!

  1. Игра «Чего не хватает?»

Цель: упражнять детей в употреблении существительных множественного числа в форме родительного падежа).]

Педагог выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображениями обуви.

Педагог. Посмотрите на картинки, запомните, что на них изображено. Закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает картинку с изображением сапог.

Педагог. Чего не хватает?

Дети. Не хватает сапог.

Педагог. Верно.

Педагог предлагает детям еще 2—3 задания, дети образуют формы имен существительных: ботинок, тапок, кроссовок.

  1. Упражнение «Что лишнее?»

Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.

Педагог помещает на наборное полотно картинку.

Педагог. Посмотрите на картинку. Тени каких предметов вы видите?

Дети. Мы видим тени сапог, шлепанцев, носков и одной перчатки.

Педагог. Какая тень лишняя и почему?

Дети. Лишняя перчатка. Она одна, у нее нет пары.

  1.  Домино «Два и пять».

Цель: упражнять в согласовании числительных два и пять с существительными. Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыков счета в пределах пяти).

Педагог раздает детям по три карточки для игры в домино. Каждая карточка разделена пополам. В каждой половине изображено по два или пять предметов посуды.

Педагог. Положите карточки перед собой. Рассмотрите их. Начнет игру тот, у кого в обеих половинах карточки изображено по два предмета посуды. А дальше все будут ходить по очереди по часовой стрелке.

1-й ребенок. У меня нарисовано по две чашки на каждой половинке карточки.

Ребенок кладет карточку на середину стола.

2-й ребенок. Ау меня две чашки и пять стаканов и т. д. ……

Педагог: Молодцы! Я вами очень довольна!

  1.  Упражнение «Большие и маленькие».

Цель: упражнять согласовании   прилагательных с существительными в роде и числе, образовании прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами.

Дети стоят напротив магнитной доски или садятся на стульчики.

Педагог. Я буду говорить, что есть у больших снеговиков, а вы будете говорить про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково. Например, у больших снеговиков красные носы, а у маленьких снеговиков красненькие носики. У больших снеговиков черные глаза.

Д е т и. У маленьких снеговиков черненькие глазки.

Педагог. У больших снеговиков лохматые метлы.

Дети. У маленьких снеговиков лохматенькие метелочки.

Аналогично педагог дает еще два-три задания по образованию словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных.

Педагог. Чудесно! Вы выполнили очень трудную задачу. Думаю, что вы хорошо рассмотрели снеговиков.

  1.  Упражнение «Будь внимательным».

Цель: упражнять в употреблении существительных с суффиксами -опок-, -енок-, -ат-, -ят-).]

Педагог предлагает детям пройти на ковер, потянуться, а потом сесть по-турецки.

Логопед. Теперь я хочу проверить, какие вы внимательные. Послушайте стихотворение «Мои друзья».

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Хрюшка с поросенком

И коза с козленком,

Добрый пес Трезорка

И корова Зорька,

Кролики, крольчата,

Лошадь, жеребята.

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

Кроликов я травкою

Утром покормлю.

Г. Ладонщиков

О ком это стихотворение?

Дети. О домашних животных.

Педагог. Перечислите их названия.

Дети. Овцы, барашек, свинья, коза, пес, корова, кролики, лошадь.

Педагог. Хорошо. А теперь перечислите детенышей домашних животных, о которых говорится в стихотворении.

Дети. Поросенок, козленок, крольчата, жеребята. (И т. д.)

Педагог. Молодцы!

13. Игра «Один и много».

Цель: упражнять детей в образование формы множественного числа существительных.

Педагог берет в руки мяч

Педагог. А теперь - игра «Один и много». Я бросаю мяч одному из вас и называю машину. Вы ловите мяч, называете много таких же машин и возвращаете мяч мне. Автобус.

1-й ребенок. Автобусы.

Педагог. Трамвай.

2-й ребенок. Трамваи.

Педагог. Самосвал.

3-й ребенок.  Самосвалы.

Педагог.  Корабль.

4-й ребенок. Корабли.

Педагог. Какие слова из привнесенных вами заканчиваются звуком [ы]?

Дети. Автобусы, самосвалы.

Педагог: Молодцы!

  1. Игра «Кого чем угостим?»

Цель: упражнять в употреблении существительных в форме творительного падежа

Педагог приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.

Педагог. А теперь давайте поиграем еще в одну игру с мячом. Она называется «Кого чем угостим?» Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, а вы заканчиваете его, перечислив несколько хлебобулочных изделий. Помните о правильном произношении звука [р]. Мы угостим Красную Шапочку...

1-й ребенок. ...пирожками, булочками и печеньем.

Педагог. Мы угостим Чебурашку...

2-й ребенок. ...сушками, баранками и бубликами.

Педагог. Мы угостим Буратино...

3-й ребенок. ...тортами, вафлями и пряниками.

Педагог. Мы угостим Крокодила...

4-й ребенок. ...сухариками, пирожными и сдобной соломкой.

Педагог. Молодцы! Замечательно!

  1. Игровое упражнение «Есть — нет».

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.]

Педагог раздает детям предметные картинки.

Педагог. Теперь я предлагаю вам проиграть в уже знакомую игру «Есть — нет».

1-й ребенок. У меня есть два письма.

2-й ребенок. Ау меня нет двух писем, но есть пять журналов.

3-й ребенок. А у меня нет пяти журналов, но есть две газеты.

4-й ребенок. Ау меня нет двух газет, но есть пять открыток.

1-йребенок.Ау меня нет пяти открыток, но есть два письма.

Педагог. Отлично! Это было очень трудное задание! Я горжусь вами!

Игры, направленные на работу над словообразованием:

  1. Игра с мячом «Поможем ежику».

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных с суффиксом -ое-).]

Педагог приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг, ставит в центр круга игрушечного ежа и берет в руки мяч.

Педагог. Я хочу предложить вам поиграть в новую игру «Поможем ежику».

Ежик трудился все лето в саду.

Фруктов три тонны собрал, на беду.

Соки из фруктов делает ежик,

Но их названия вспомнить не может.

Н.В.  Нищева

Давайте поможем ежику вспомнить, как называются соки из разных фруктов. Я бросаю вам мяч и называю фрукт, а вы ловите мяч, говорите, какой сок из него получается, и бросаете мяч мне. Например, айва — айвовый сок. Слива.

1-йребенок. Сливовый сок.

Педагог. Гранат.

2-й ребенок. Гранатовый сок.

Педагог. Персик.

3-й ребенок. Персиковый сок.

Педагог. Абрикос.

4-й ребенок. Абрикосовый сок.

Педагог. Молодцы. Отлично!

  1. Игра «Назови ласково».

Цель: упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами.

Педагог берет в руки мяч.

Педагог. Сейчас я буду бросать вам мяч и называть фрукт, а вы будете ловить мяч и возвращать его мне. Бросая мяч, вы должны назвать фрукт ласково. Например, красное яблоко — красненькое яблочко. Желтый лимон.

1-й ребенок. Желтенький лимончик.

2-й ребенок. Зелененькое яблочко

Аналогично проводится игра с каждым из детей.

Педагог. Молодцы! Отлично справились с заданием.

  1. Упражнение «Соберем семейку».

Цель: упражнять образование однокоренных слов.

Педагог приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.

Педагог. Давайте подберем слова одной семейки к слову гриб. Будем бросать мяч друг другу и подбирать слова. Как ты назовешь маленький гриб?

1-йребенок. Грибок.

Педагог. А как можно назвать очень большой гриб?

2-й ребенок. Грибище.

Педагог. Как называют суп из грибов?

3-й ребенок. Грибной.

Педагог. Как называют человека, собирающего грибы?

4-й ребенок. Грибник.

Педагог. Как называются тонкие переплетенные нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы?

1-йребенок. Грибница.

Педагог. Как можно ласково назвать гриб?

2-й ребенок. Грибочек.

Педагог. Отлично. Молодцы!

  1. Игра с мячом «Подбери слова».

Цель: совершенствовать навык словообразования (подбор однокоренных слов).

Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч.

Педагог. Давайте будем бросать мяч друг другу и подбирать слова одной семейки, похожие на слово одежда.

Педагог бросает мяч первому ребенку.

1-йребенок. Одевать.

2-й ребенок. Одетый.

3-й ребенок. Оденусь.

 4-й ребенок. Надеть.

Педагог. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание

  1. Игра «Какой, какая, какое?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. Развитие тактильной чувствительности.

Педагог раздает детям трафареты изображений одежды, кладет на стол кусочки ткани.

Педагог. Выберите по одному кусочку ткани, скажите мне, как она называется, подложите ткань под трафарет и расскажите, какая у вас одежда.

Дети выполняют задание и образуют словосочетания: шерстяные брюки, шелковая блузка, вельветовое платье, льняной пиджак и т. п.

  1. Игра «Что лишнее?»

Цель: упражнять в образовании и использовании относительных прилагательных.

Педагог помещает на наборное полотно комплект из четырех картинок.

Педагог. Игра «Что лишнее?» Что вы видите на картинках? Перечислите.

Дети. Босоножки, ботинки, кроссовки, резиновые сапоги.

Педагог. Что же лишнее?

Дети. Босоножки.

Педагог. Почему?

Дети. В них ходят летом, а в ботинках, кроссовках и резиновых сапогах ходят осенью.

Педагог. А если обратить внимание на материал, из которого сделана обувь, тогда что лишнее?

Дети. Тогда лишние сапоги, они резиновые, а остальная обувь сделана из кожи, она кожаная.

Можно предложить детям еще два-три задания на дифференциацию обуви по цвету, назначению, материалу.

  1. Игра с мячом «Семейка слов».

Цель: Развитие навыков словообразования (образование однокоренных слов).

Педагог просит детей образовать круг и берет в руки мяч.

Педагог. Давайте поиграем в уже знакомую игру. Будем подбирать слова, похожие на слово сапоги, и бросать друг другу мяч. Как можно назвать маленькие сапоги?

1-йребенок. Сапожки.

Педагог. Как называют человека, который чинит обувь, сапоги?

2-й ребенок. Сапожник.

Педагог. Как называется крем для обуви, для сапог? 3-й ребенок. Сапожный.

Педагог. Как можно назвать очень большие сапоги?

4-й ребенок. Сапожищи.

Педагог. Молодцы!

  1. Игра с мячом «Назови ласково».

Цель: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]

Педагог предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.

Педагог. Я предлагаю вам поиграть в уже знакомую игру «Назови ласково». Я бросаю вам мяч и называю обувь, вы ловите мяч, называете эту же обувь ласково и возвращаете мяч мне. Ботинки.

1-йребенок. Ботиночки.

Аналогично образуются пары слов: туфли — туфельки, сапоги — сапожки, тапки — тапочки, кроссовки — кроссовочки, валенки — валеночки.

  1. Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Дети выходят на коврик, встают в круг, педагог берет в руки мяч.

Педагог. Я называю часть тела какой-то птицы и бросаю мяч вам. Вы ловите мяч, говорите, чья это часть тела, и возвращаете мяч мне. Постарайтесь быть внимательными. Клюв вороны.

1-й ребенок. Вороний клюв.

Педагог. Голова совы.

2-й ребенок. Совиная голова.

Педагог. Гнездо воробья.

3-й ребенок. Воробьиное гнездо.

Педагог. Крылья голубя.

4-й ребенок. Голубиные крылья.

Педагог. Молодцы!

  1.  Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных).]

Педагог приглашает детей на коврик и берет в руки мяч.

Педагог. Я бросаю мяч и говорю, из чего сделана елочная игрушка. Вы ловите мяч, говорите, какая эта игрушка, и возвращаете мяч мне.

Педагог. Шарик из стекла.

1-й ребенок. Стеклянный шарик.

Педагог. Шишка из пластмассы.

2-й ребенок. Пластмассовая шишка.

Педагог. Снеговик из ваты.

3-й ребенок. Ватный снеговик.

Педагог. Флажок из бумаги.

4-й ребенок. Бумажный флажок.

Педагог. Вы очень хорошо выполнили мое задание!

  1. Игра «Закончи предложение».

Цель: упражнять детей в образовании приставочных глаголов.

Педагог. Дети, вы должны внимательно слушать меня и заканчивать предложения, которые я буду начинать. Чтобы посадить дерево, нужно яму...

1-й ребенок. Выкопать.

Педагог. А потом яму нужно...

2-й ребенок. Закопать.

Педагог. Весной землю в огороде нужно...

3-й ребенок. Перекопать.

Педагог. Под фруктовыми деревьями землю стоит...

4-й ребенок. Вскопать.

Педагог. Великолепно! Я могу гордиться вами. Это было очень сложное задание.

  1. Упражнение «Наведем порядок».

Цель: упражнять в образовании существительных с суффиксом -иц-).

Педагог рассыпает на ковре небольшие предметные картинки (хлеб, хлебница, сухари, сухарница, конфеты, конфетчица, сахар, сахарница).

Педагог. Вы должны быть такими же хорошими хозяевами, как и Федора в конце сказки. Разложите продукты по местам. Возьмите картинки парами и расскажите, что и куда вы положите.

1-й ребенок. Я положу хлеб в хлебницу.

2-й ребенок. Ая положу конфеты в конфетницу.

3-й ребенок. Сухари нужно положить в сухарницу.

4-й ребенок. А сахар — в сахарницу.

Педагог. Отлично! Вы навели порядок.

Игры, направленные на работу над синтаксической стороной речи:

  1. Упражнение «Составь предложение».

Цель: развивать синтаксическую сторону речи. Формировать понятие предложения.

Дети читают на карточках следующие слова: до-ма, му-ка, кино, Дима.

Педагог. Вы уже знаете, что люди умеют произносить разные звуки. Эти звуки складываются в слова, а вот слова связываются в предложения. Наша речь состоит из предложений. Послушайте — сейчас я произнесу предложение. Дети вышли на прогулку. Давайте попробуем составить предложения с теми словами, которые вы прочитали.

Дети под руководством педагога составляют предложения (На улице построили высокие дома. Для теста нужна мука. Завтра мы пойдем в кино. У меня есть друг Дима.).

  1. Упражнение «Помоги Пете».

Цель: Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами).]

Педагог помещает на магнитную доску большую картинку с изображением детской комнаты, берет в руки плоскостное изображение детских кроссовок с подклеенным к ним магнитом (для того, чтобы картинка хорошо держалась на магнитной доске).

Педагог. Вы уже знакомы с Петей и знаете, что он не очень аккуратный мальчик. Сегодня он потерял свои кроссовки. Помогите Пете отыскать их. Для этого вы должны найти кроссовки на картинке и составить предложение, которое начинается со слова кроссовки. Закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед ставит плоскостное изображение кроссовок под кровать.

Педагог. Где кроссовки?

1-йребенок. Кроссовки стоят под кроватью.

Педагог. Верно. Вот они. Где они стоят?

Дети. Под кроватью.

Аналогично дети по очереди составляют предложения со словосочетаниями «в шкафу», «на стуле», «у окна». Логопед оценивает их работу и убирает пособия.

  1. Игра «Веселый воробей».

Цель: упражнять детей в употреблении предлогов.

Педагог приглашает детей к магнитной доске и помещает на нее контурные изображения снеговика и воробья.

Педагог. Поиграем в игру «Веселый воробей».

Педагог помещает воробья на метлу снеговика.

Педагог. Сейчас я буду помогать воробью двигаться, а вы будете рассказывать, что делает воробей. Старайтесь говорить четко и правильно.

Дети. Воробей сидит на метле.        

Педагог.  Верно.

Педагог предлагает детям еще 2—3 задания, дети составляют предложения с предлогами, закрепляют правильное произношение трехсложного слова воробей.

  1. Игра «Веселые гонки»

Цель: упражнять в употреблении глаголов с различными приставками, простых предлогов.

Педагог предлагает детям сесть на ковер и кладет перед ними игровое поле — большой круг, на котором изображена трасса, раздает детям по одной модели легковых машин разных цветов.

Педагог. А теперь вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают самые разные действия.

Дети выполняют действия и комментируют их.

1-й ребенок. Моя красная машина выехала из гаража и по ехала по улице.

2-й ребенок. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к магазину.

3-й ребенок. Моя зеленая машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста.

4-й ребенок. Моя желтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж.

Педагог.  Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах?

Дети.  Выехала, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала.

Педагог.  Правильно. И все эти слова образованы от слова ехать.

  1. Упражнение «Кто что делает?»

Цель: Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых предложений с двумя сказуемыми.

Педагог ставит на стол контейнер с фигурками людей.

Педагог. Возьмите одну из фигурок, поместите ее в свой транспорт или рядом с ним и расскажите, кто это и что он делает. Используйте в своих предложениях маленькое слово и

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1-й ребенок.  Летчик стоит рядом с самолетом и собирается в полет.

2-й ребенок. Капитан стоит на капитанском мостике и смотрит в бинокль.

3-й ребенок. Машинист поднимается по лесенке и сейчас даст сигнал к отправлению.

4-й ребенок.  Шофер сидит в кабине и крутит руль.

Педагог. Молодцы!

  1. Упражнение «Кого куда».

Цель: Совершенствование синтаксической стороны речи (употребление предлогов)

Педагог.  ребята расскажите, чью фигурку и куда вы поместили.

1-й ребенок.  Я поставил фигурку летчика рядом с самолетом.

2-й ребенок.  Я поставил фигурку капитана на капитанский мостик.

3-й ребенок.  Я поставил фигурку машиниста на лесенку.

4-й ребенок.  Я посадил фигурку шофера в кабину.

Педагог. Молодцы!

  1. Игра «Четвертый лишний». 

Цель: Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что).]

Педагог помещает картинки на наборное полотно

Педагог. Я хочу предложить вам поиграть в игру «Четвертый лишний».  Посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему?

1-й ребенок.  Здесь лишний капитан, потому что он управляет кораблем. Корабль плавает по морю, а трамвай и поезд ездят по земле.

2-й ребенок.  Можно рассуждать по-другому. Здесь лишний кондуктор, потому что он не управляет транспортом. А капитан, машинист и водитель управляют.

3-й ребенок.  А я думаю, что здесь лишний водитель, потому  что в  этом  слове  нет  звука [т], а  в словах «машинист», «кондуктор»  и «капитан»  есть  звук [т]

Педагог. Замечательно! Вы просто молодцы!

  1. Игра «Кому что»

    Цель: развивать синтаксическую сторону речи

Педагог приглашает детей к столику, на котором стоит контейнер с чечевицей. В контейнере с чечевицей спрятаны небольшие предметы (игрушечная поварешки, шприц, тюбик с кремом, зонд).

Педагог. Опустите руки в контейнер и выберите по одному предмету. Расскажите, что вы выбрали, кому нужен этот предмет.

1-й ребенок. Я выбрала шприц. Он нужен медсестре.

2-й ребенок. А у меня поварешка. Она нужна повару.

3-й ребенок. Я ваяла зонд. Он нужен логопеду.

4-й ребенок. А я нашел тюбик с кремом. Он нужен массажисту.

Педагог: Молодцы!

  1. Игра «Нужные предметы». 

Цель: совершенствование синтаксической стороны речи

Педагог рассыпает на столе маленькие предметные картинки поварешка, сковорода, кастрюля, скакалка, мяч, обруч, шприц,  лекарство,  вата, зеркало, соска, шпатель).

Педагог. Теперь давайте выберем предметы, которыми пользуются работники детского сада. Выберите каждый по три предмета, положите их под свою большую картинку и составьте предложение — ответ на вопрос «Кто чем пользуется?»

1-й ребенок. Логопед пользуется зеркалом, шпателем,  соской.

2-й ребенок. Повар пользуется поварешкой, кастрюлей, сковородой.

3-й ребенок. Руководитель физвоспитания пользуется обручем, скакалкой, мячом.

4-й ребенок. Медсестра пользуется шприцем, лекарством, ватой.

Педагог. Хорошо. Теперь я уберу некоторые предметы, а вы ответите на вопрос «У кого чего нет?»

Педагог убирает те предметы, в названиях которых нет звука [с].

1-й ребенок. У логопеда нет зеркала и шпателя.

2-й ребенок. У повара нет поварешки.

3-й ребенок. У руководителя физвоспитания нет обруча и мяча.

4-й ребенок. У медсестры нет шприца и ваты.

Педагог. Отлично. Вы справились с очень трудным заданием. Я горжусь вами!

  1. Упражнение «Свяжи пары».

Цель: Совершенствование навыка составления сложносочиненных предложений со словами для того чтобы.]

Педагог приглашает детей к коврографу, на котором закрепляет в два столбика плоскостные изображения. Около фигур первого столбика он прикрепляет с помощью «липучек» яркие шнурки.

Педагог. Свяжите картинки парами с помощью шнурочков и составьте предложения со словами для того чтобы.

1-й ребенок.  Швее нужна швейная машина для того, чтобы шить на ней одежду.

2-й ребенок. Медсестре нужны шприцы, чтобы делать уколы, и йод, чтобы смазывать царапины.

3-й ребенок. Повару нужны вилка и нож, чтобы готовить еду.

4-й ребенок.  Продавцу нужны весы для того, чтобы взвешивать продукты.

Педагог. Замечательные предложения.  Вы порадовали меня!

  1. Игра «Кто лишний?»

Цель: Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений  со словами потому что).

Педагог. А сейчас я буду называть профессии, а вы будете определять, кто  лишний и почему. Врач, воспитатель, каменщик, логопед. Кто лишний?

1-й ребенок. Лишний каменщик, потому что он работает на стройке. А врач, логопед и воспитатель работают в детском саду.

Педагог. Маляр, продавец, штукатур,  архитектор.  Кто  лишний?

2-й ребенок. Лишний продавец, потому что он работает  в  магазине. А маляр, штукатур и архитектор работают на стройке.

Педагог. Кондуктор,  крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник. Кто лишний?

3-й ребенок. Лишний кондуктор, потому что он работает на транспорте. Крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник работают на стройке.

Педагог. Летчик, капитан, плотник, машинист. Кто лишний?

4-й ребенок. Лишний плотник, потому что он работает на стройке.  А летчик, капитан и машинист работают на  транспорте

Педагог. Отлично. Вы выполнили очень трудное здание!

  1. Упражнение «Закончи предложение».

Цель: Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы.

Педагог. Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающуюся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение целиком.

Комнатные растения необходимо поливать...

1 -й р е б е н о к. для того, чтобы они не завяли. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Педагог. Листья на комнатных растениях нужно протирать...

2-й ребенок. ...для того, чтобы они могли дышать. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Педагог. Комнатным растениям нужен солнечный свет...

3-й ребенок. ...для того, чтобы они могли хорошо, расти. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Педагог. Комнатные растения нужны человеку...

4-й ребенок. ...для того, чтобы украшать его дом. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Педагог. Чудесно. Это было трудное задание. Вы просто молодцы.

  1. Игра «Разноцветные круги».

Цель: Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).]

Педагог раздает детям по одному большому кругу, рассыпает на столе небольшие картинки.

Педагог. Сейчас каждый из вас станет одним из времен года и положит картинки с приметами этого времени года на свой круг. Расскажите, какое время года у каждого из вас.

1-й ребенок. Я думаю, что у меня лето, потому что мой круг красный.

2-й ребенок. Ау меня весна, потому что мой круг светло-зеленый.

3-й ребенок. У меня зима, потому что мой круг белый.

4-й ребенок. Ау меня осень, потому что мой круг желтый.

Далее дети выбирают картинки с приметами времен года и раскладывают их на кругах.

Педагог. Какие приметы вы выбрали?

1-й р е б е н о к. Дети загорают на пляже у реки. В поле над цветами кружатся бабочки. В огороде созревают помидоры. Девочки собирают малину.

Педагог. Замечательно! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию временных представлений у детей...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста

Овладение способами словообразования – один из главных показателей речевого развития. Словообразование рассматривается как основной путь и средство пополнения словарного состава языка, механизм ...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже поза...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....