рекомендации для поступающих в школу
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Кривощекова Елена Владимировна

даны рекомендации по подготовке детей к обучению в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ваш ребенок идет в школу18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Учителя - логопеда

для родителей

На тему:

«Ваш ребенок идет в школу»

Подготовила:

Учитель-логопед

Кривощекова Е. В.

МБДОУ д/с к/в №15

Город Кропоткин

Очень хорошо, когда родители заблаговременно начинают подготовку ребенка к школе. Но многие не знают, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет, с чего начинать эту подготовку, на что обратить внимание и предпочитают перепоручить её специалистам дошкольных учреждений. Но время, которое могут уделить ребенку педагоги ограничено двумя – тремя занятиями в неделю. Кроме того, информацию, данную на занятиях все равно приходится закреплять дома, чтобы она действительно усвоилась. Я предложу лишь немногие из упражнений и приемов, которые может смело применять родитель, не имея специального педагогического образования Также поясню нюансы при обучении чтению, которые нужно учесть.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ


       Вам следует знать, что ребенок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать звуки на слух и старается откорректировать свое произношение по услышанному. Поэтому нужно развивать слуховое внимание ребенка. развивать его способность распознавать как речевые, так и неречевые звуки. Речь идет не о физиологическом слухе (нормальным он считается, если человек слышит шепот на расстоянии 5-6м от него), а о фонематическом.

Как понять, что он развит в норме? Ребенок, даже имеющий дефекты речи, может отличить неправильное произношение от правильного, осознает свой дефект и даже пытается поправлять других детей. Если ему предложить обозначить хлопком в ладоши услышанный (заранее назначенный, например, С) звук, среди ряда других похожих (например, С, Ш, Щ,Ц,З,Ж), он обязательно справится с заданием. Также он отберет картинки с заданным звуком, повторит, либо отличит слоги или слова со сходными по звучанию звуками (например, «ТА-ДА-ТА», «МЫШКА-МИСКА», «РОЖКИ-ЛОЖКИ»). Вы можете сами проверить уровень сформированности фонематического слуха у вашего ребенка, используя эти нехитрые приемы.  Последствия без вмешательства могут быть разные: долгие сроки постановки звука (ребенок с ФФН не осознает наличие проблемы), длительная автоматизация и дифференциация его со схожими (вплоть до 4 класса школы), путаница при письме в диктантах («САПКА» или «ШАПОГИ») даже при условии отличного произнесения обоих звуков и как следствие,  в школе дислексия и дисграфия. Хотя, изредка, ребенку удается без дополнительного вмешательства преодолеть эту проблему с возрастом. Но мы не будем полагаться на это, а систематически станем давать ребенку задания на развитие фонематического слуха и слухового внимания.

Для этого вы можете использовать следующие игры.

“ Угадай, на чем играю. Повтори как я!”

Побренчите на бубне, барабане, гармошке так, чтобы ребенок не видел, а только слышал и попросите назвать источник звука, попросите воспроизвести ритмический рисунок.

“ Угадай кто кричит?“

Дайте ребенку картинку с изображением разных животных или игрушек (трех - пяти). Подайте голос, подражая крику одного из животных. и попросите показать, кто из них кричит.

“ Громко - тихо“

 Объясните ребенку, что если он услышит громкое звучание бубна, то должен хлопать в ладоши, а если тихое - топать ногами.

«Угадай, кто тебя позвал по имени» - друзья ребенка водят вокруг него хоровод, а он стоит с закрытыми глазами, в конце песни он должен угадать кто из друзей его позвал. Вот текст песенки:

Паша, ты сейчас в лесу

Мы зовем тебя, АУ!

Ну-ка, глазки закрывай, не робей,

кто зовет тебя узнай поскорей,

Паша! – кричит один из друзей.

Для более старшего возраста подходят игры: «Поймай звук» (описанный при тестировании на наличие этой проблемы), «На слово с Д топни, на слово с Т хлопни», «2 команды» - кто быстрее соберет картинки на заданный звук (сложнее – с заданным звуком в середине слова), «Посели предмет в свой домик-схему» (в каждом домике с буквой вверху- картон с прорезями для вставления картинок в окошки - 3 окошка, одно из них, например, среднее, «светится», то есть окрашено в яркий цвет, надо вставить картинку с оговоренным звуком, если он находится в середине названия этой картинки), «Придумай как можно больше слов на заданный звук», «Подбери угощение (с С и Ш) для Саши и Шуры», «Запомни, повтори ряд слогов, слов», «Заметь мою ошибку» - взрослый специально допускает ошибку в слове, например, улитка, говоря: вулитка, уитка, мулитка, лилитка.

“Вставь слово“. Читая ребенку знакомую ему сказку, стихотворение, рассказ, подталкивайте его к произношению отдельных слов, особенно в конце фразы или строчки. Помочь ребенку можно паузой, интонацией, выражением ритма в предыдущей строке.

Разучивание потешек, стихов, чистоговорок. Это позволит  ребенку не только тренировать свою память, но и научиться менять интонацию, темп речи, говорить более выразительно, а также распознавать оттенки в речи окружающих людей.

Существует мнение, что обучение чтению решит все проблемы с нарушением фонематического восприятия. Отчасти я могу согласиться с этим, но при условии, что называть буквы в начале обучения необходимо, так, как они произносятся отдельным звуком, а не так, как буквы называются в алфавите «ЭЛЬ», «ША». Алфавит учат гораздо позже, в школе. В этом основная ошибка родителей, решивших обучать чтению своего ребенка самостоятельно. При правильном подходе, графический, зрительный образ звука, то есть буква, подкрепит навык различения одного звука от другого. Здесь необходимо соблюдать терминологию: «звук» - это то, что мы слышим и произносим, «буква» - это то, что мы пишем, читаем.

Конечно, не последнюю роль будет играть и выполнение заданий логопеда, которые нацелены на закрепление акустики, артикуляции, характеристики изучаемого звука и разграничение с часто заменяемым его по всем этим критериям.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Учеными доказано, что развитие рук  находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития ребенка и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Хорошо раскрывается тема по развитию мелкой моторики в книге  Инны  Светловой “ Развиваем мелкую моторику “ М. Изд-во ЭКСМО - Пресс. 2001.

Пользуйтесь дополнительной литературой! Если  вас волнует развитие ребенка, вы захотите  прочесть что- нибудь, то я вам рекомендую следующую литературу:

Список литературы.

1. Аграфонович.З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. СПБ. Детство прес. 2001.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М. Мозаика Синтез. 1999.

3. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. Ярославль. Академия развитии. 1999.

4. Жукова. О. С. Серия “ Обучение с пеленок “. Развивающие игры. СПБ. ООО “Издательство ОНИКС. СПБ. 2001.

5. Зворыгина Е. В., Карпинская Н. С. и др. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. М. Просвещение. 1985.

6. Казьмин А. М. Дневник развития ребенка от рождения до тех лет. М. Когито- Центр. 2001.

7. Козак О. Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. СПБ. Союз. 1998.

8. Максакова А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М. Просвещение. 1988.

9. Первушина Е. В. Развивающие игры для детей от рождения до 1 года. СПБ. Издательский дом “ Литература “. 1992.

10. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. СПБ. Кристалл. 1997.

11. Тумакова  Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М. Просвещение. 1989.

12. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль. 1997.

13. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей . Ярославль. 1997.

14. Типучкина Е. А. Интеллектуальный игровой треннинг.Гимнастика ума. Армавир. 1998.

15. СЕРИЯ: Оникс.Обучающие игры. М. 2002. (Логические задачи, развитие внимания. развитие логики,развитие памяти и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям поступающих детей в детский сад от 1 до 3 лет.

К поступлению в детский сад ребенка нужно готовить заранее. Рассказывайте ребенку о том, что его ждет в детском саду, что он вырос и стал большим. Будьте спокойны и не проявляйте перед ребенком своего...

Рекомендации для родителей детей, поступающих в школу.

В статье освещены аспекты подготовки ребенка к обучению грамоте в начальной школе....

"На пороге к школе. Что должен знать ребенок, поступающий в школу»

Консультация для родителей на пороге к школе! «Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу» Свои фамилию, имя, отчество;Свой возраст (дату рождения);Свой домашний адре...

Рекомендации родителям поступающим в 1 класс

Школьная пора важный этап в жизни ребенка. Он становится взрослее, ведущий вид деятельности – учебный. Ребенку необходимо усвоить новые правила и требования, предъявляемые учебной деятельностью....

Рекомендации для родителей: "Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу".

Рекомендации для родителей подготовительной группы: "Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу"....