ООД по развитию речи «В космосе так здорово!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: создание условий для знакомства детей с понятием «Солнечная система»
Задачи:
Расширить и закрепить знания детей о космосе, о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия «звезды», «планеты», названия планет, умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом. Воспитывать познавательные интересы, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе; просмотр иллюстраций о космосе; рисование и аппликация «Путешествие в космос», «Космическая фантазия», «Просто в космосе», звездное небо, чтение стихотворений и рассказов о космосе.
Материалы и оборудование:
Плоскостные звёздочки, рисунок звезды для гимнастики для глаз; мука, поднос, дидактическая игра “Разрезные картинки ”.
Интеграция:
Чтение художественной литературы, физическая культура, художественное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД по развитию речи
«В космосе так здорово!»
Открытое занятие по развитию речи «В космосе так здорово!»
Подготовительная группа 08.04.2019
Цели: создание условий для знакомства детей с понятием «Солнечная система» Задачи:
. Расширить и закрепить знания детей о космосе, о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия «звезды», «планеты», названия планет, умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом. Воспитывать познавательные интересы, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе; просмотр иллюстраций о космосе; рисование и аппликация «Путешествие в космос», «Космическая фантазия», «Просто в космосе», звездное небо, чтение стихотворений и рассказов о космосе.
Материалы и оборудование:
Плоскостные звёздочки, рисунок звезды для гимнастики для глаз; мука, поднос, дидактическая игра “Разрезные картинки ”.
Интеграция:
Чтение художественной литературы, физическая культура, художественное творчество.
Ход ООД:
Ребята, какое у вас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, нужно отгадать ключевое слово. Мы будем отгадывать его по буквам и запишем в этих клеточках: (воспитатель стоит у доски, где расположена схема из пустых клеток, над каждой клеткой написаны цифры от 1 до 6, прописывает буквы, отгаданные детьми)
1 2 3 4 5 6
В третьей клетке запишем букву, которая спряталась в слове «сон». В слове «сон» эта буква стоит на первом месте.
В шестой клетке запишем букву, которая спряталась в слове «осока». В слове «осока» нужная нам буква стоит на втором месте.
В первой клеточке запишем букву, которая спряталась в слове «окно». В слове «окно» эта буква стоит на втором месте.
В пятой клеточке запишем букву, которая стоит на третьем месте в слове «крот».
В четвертой клетке запишем букву, которая стоит на последнем месте в слове «костюм».
Во второй клетке запишем букву, которая стоит на четвертом месте в слове «салон».
(Выполнив это задание, дети читают ключевое слово «космос», таким образом. определяя тему занятия).
12 апреля наша страна отмечает «День космонавтики». Исполняется 58 года с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы ребята хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.).
Мы с вами полетим в космос. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Игра «Образуй прилагательные от существительных».
Вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой? (звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, холод – холодный, кислород - кислородный, зима – зимний, тепло – теплый, шоколад – шоколадный, лимонад - лимонадный).
Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Итак, мы отправились в космическое путешествие к планетам солнечной системы.
- Глобус - это модель нашей планеты Земля. За ее пределами – космос.
Посмотрите на доску - как выглядит наша планета в космическом пространстве. В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.
Ребята, я вам предлагаю сложить из букв слово – Земля.
Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы и возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах.
Прежде чем отправить человека в космос, полетели две собаки – Белка и Стрелка, полет прошел успешно, и они вернулись на землю. Тысячи книг написаны о собаках, и это не удивительно, так как из всех животных именно собака стала верным другом человека, его помощником, членом семьи. В течении многих веков, человек и собака жили вместе, делили пищу и тепло, охотились бок о бок. Чего только не делают эти благородные животные ради человека. Многие из них отдали свои жизни, находясь в одном строю с человеком. Миллионы собак становятся жертвами науки, обеспечивая здоровье человека. Собаки проложили дорогу в космос, и мы с благодарностью вспоминаем Белку и Стрелку – собак «космонавтов», ведь им впервые удалось в настоящем космическом корабле больше суток летать вокруг планеты и вернуться домой живыми и невредимыми.
Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет).
Воспитатель: Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.
На космическом корабле
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вокруг Земли виток.
А корабль назывался «Восток».
Его знает и любит каждый,
Был он юный, сильный, отважный.
Помним взгляд его добрый, с прищуром,
Его звали Гагарин Юра».
(Т. Шорыгина)
- Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос» (показать портрет)
- Среди российских космонавтов были и женщины-космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт» (Показать портрет).
- Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос» (Показать портрет).
- Ребята, чтобы жить и работать в космическом корабле, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами?
Физминутка
- Молодцы, я вижу вы уже готовы для покорения межпланетного путешествия. На чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие (показ воздушного транспорта) – вертолет, самолет, воздушный шар, ракета.
- Значит, для путешествия нам нужно ракета. Пройдем на своё место и сядем правильно. У вас лежит листок в клеточку и простой карандаш. Слушаем и рисуем Поставили карандаш на точку. 4 клетки вверх,
1 клетку вправо,
8 клеток вверх,
1 клетку вправо,
1 клетку вверх,
1 клетку вправо,
1 клетку вниз,
1 клетку вправо,
8 клеток вниз,
1 клетку вправо,
4 клетки вниз,
1 клетку влево,
1 клетку вверх,
1 клетку влево,
1 клетку вниз,
1 клетку влево,
1 клетку вверх,
1 клетку влево,
1 клетку вниз,
1 клетку влево.
Что получилось у нас? Дорисуйте иллюминатор и название ракете напишите.
- Сколько замечательных ракет у нас получилось, они все разные, мы построили целый космодром.
- Теперь давайте выберем одежду, подходящую для полета в космос (показ иллюстраций с изображением разной одежды, комбинезон, куртка, пальто, спортивный костюм, скафандр).
- Ребята, вы сделали правильный выбор. А почему вы решили, что именно в скафандре нужно лететь в космос? (Защищает от вредных воздействий, потому что смоделирован, из специальных материалов.)
- Ну вот, мы с вами готовы. Ракеты сконструированы, скафандры одеты, пора отправляться в космос. Обязательно возьмем с собой фотоаппарат, чтобы сфотографировать все планеты.
- Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,...1 Старт! (включается музыка, показ иллюстраций с изображением космоса)
- Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. Внимательно посмотрите в иллюминатор что-то видно? (много звезд и планет).
Что такое звезды?
Если спросят вас
Отвечайте смело:
Раскаленный газ.
И еще добавьте,
Что притом всегда,
Ядерный реактор –
Каждая звезда!
(Р.А. Алдонина)
- Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Как вы думаете, почему? (главой этой семьи является Солнце).
- Планеты все одинаковые? (они маленькие и большие, разного цвета). Чем они походят друг на друга? (круглые). Планеты все круглые, но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите.
- Давайте, посчитаем, сколько всего планет в солнечной системе?
- Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий. На этой планете очень жарко, потому что он находится ближе всех к Солнцу. Давайте эту планету сфотографируем.
- Вторая от Солнца планета – Венера.
В честь богини красоты,
Названа Венера– ты.
В темных небесах сияешь,
Красотой нас озаряешь.
- Эти слова не случайны, ведь Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива (Фотографирует)
- Вы узнали третью планету?
- Почему вы решили, что это Земля?
- Земля - это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей.
- Что это за условия? (воздух, вода). Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Земля от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов. Давайте сфотографируем нашу Землю.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой, похожей нету. Я. Аким
- Ой, ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы видите планету красного цвета? Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но ученые доказали, что жизни на Марсе нет. Четыре самые близкие к Солнцу планеты, помните их названия по порядку?
- Они являются твердыми и каменистыми.
Гимнастика для глаз: (упражнения выполняем с произносимым текстом)
"Весёлая неделька"
Всю неделю по порядку,
глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту
(Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова неподвижна; снимает глазное напряжение)
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи, что вдали
глазки рассмотреть должны.
(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. укрепляем мышцы глаз)
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх )
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко относа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Воспитатль: А, сейчас поиграем в игру. Нам нужно придумать родственные слова к словам «Космос» и «Планета» (дети придумывают).
- Молодцы поиграли, а следующая пятая планета от Солнца называется Юпитер. Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому – что на ней лютый холод (Фотографируем.)
- Мы видим Сатурн – шестую планету на ней очень холодно. Почему? Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет? (кольцо).Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней. (Фотографируем).
- Планета следующая называется Уран. Посчитайте, какая она по счету?
- Восьмая планета - Нептун, а девятая – Плутон это самые холодные планеты Солнечной системы. Как вы думаете, почему?
- Увидеть эти планеты с Земли в телескоп невозможно. Зато их можно сфотографировать из иллюминатора нашей ракеты.
- Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились к приземлению, начинаем обратный отсчет 10. 9. .. Земля!!!
- Вот мы с вами и в саду. А где мы живем?
- Правильно наша страна Россия, область Ростовская, поселок Красногорняцкий.
- Давайте с помощью наших снимков соберем схему Солнечной системы и вспомним название всех планет.
- Молодцы все планеты расставили по порядку. А, сейчас я вам задам вопросы, вы отвечайте.
Кто и на чем впервые облетел вокруг Земли? (Собаки Белка и Стрелка на космическом спутнике).
- Сколько планет в Солнечной системе? (9).
- Как звали первую женщину-космонавта? (Валентина Терешкова).
- Как называется площадка для взлета космических ракет? (Космодром).
- Как называется костюм космонавта? (Скафандр).
- Как называется окно в ракете? (Иллюминатор).
- В какой день отмечается день Космонавтики? (12 апреля).
- Как называется третья планета от Солнца? (Земля).
- Как называется спутник планеты Земля? (Луна).
- У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша земля.
- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с нашей главной задачей, все планеты на своих местах. Посмотрите, как много звезд!
- Что же такое звезды?
- Почему происходит смена дня и ночи и времен года? (Потому что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца).
- На ваших столах лежат восковые мелки, акварельные краски и альбомы. Закройте глаза и еще раз вспомните наше путешествие (звучит музыка) Мы с вами нарисуем звездное небо, как мы видим его и земли (Самостоятельная работа детей).
- Ребята заканчиваем и размещаем свои работы на ковер. Посмотрите, какое получилось у нас звездное небо. Что понравилось вам, в космическом путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи "Покорение космоса", средняя группа.
Занятие из краткосрочного проекта "Открытый космос", решение проблемы: незнание детьми российского праздника - День космонавтики; недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День ...
НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА».
НОД из краткосрочного проекта "Открытый космос", решение проблемы: незнание детьми российского праздника - День космонавтики; недостаточное внимание родителей к российскому празднику - Ден...
НОД по развитию речи " Наш космос"
НОД по развитию речи " Наш космос"...
Занятие по развитию речи "Покорение Космоса"
Занятие по развитию речи "Покорение Космоса"...
Конспект по развитию речи Тема: КОСМОС
Тема недели: Космос. Земля Конспект по развитию речи Тема: КОСМОС Цели: закрепить знания детей о космосе, космонавтах; учит: образовывать существительные множественного числа в имени тельном и род...
конспект НОД по Физическому развитию "Полет в космос -это здорово"
Конспект НОД по физическому развитию "Полет в космос-это здорово" проводился в подготовительной группе МБДОУ д/с "Березка"....
Развитие Речи "Таинственный космос"
Когда-то давным давно люди хотели полететь в космос. И как туда попасть они не знали. Тогда они придумали ракету. Вот высоко ракета полетела. Только вместо воздуха в ракете было топливо горючее....
- Мне нравится (2)