Дыхательные упражнения в игровой форме
картотека по развитию речи (старшая группа)

Корсакова Наталья Петровна

Картотека дыхательных упранений. Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспи­тании правильной речи. Ды­хательные упражнения разви­вают продолжительный, рав­номерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая по­ложительные эмоции, такие упражнения повышают инте­рес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnye_uprazhneniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 28

муниципального образования Усть-Лабинский район

«Дыхательные упражнения в игровой форме»

Подготовила: учитель – логопед:

Корсакова Наталья Петровна.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя): вдох (носом) 1—3, пауза — 1, выдох (ртом) — 1—6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щеки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3—4 раза. Повторять четырежды в день.

«Колобок»

Колобок-колобок

 Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (заяц, волк, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.

«Горох»

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

            На горох подую я

            И скажу, что там, друзья.

На дно неглубокой тарелки (крышки) приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка — раздуть горох с середины и увидеть картинку.

«Самолетики»

 Самолет построил я,

Поиграть зову вас я.

Чей дальше улетит,

Тот пилот и победит.

Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.

«Настольная игра»

Здесь я кубик не кидаю,

 Я дыханьем помогаю.

Мы посмотрим, кто вперед

От старта до финиша дойдет.

Кубики не бросать как обычно, а сдувать с ладошки.

«Горка»

Бегемот на горку сел,

 Прокатиться захотел.

Сейчас ему я помогу

 С ветерочком прокачу.

Для этой игры нужна горка. Задача ребенка — сдуть киндер-игрушку с горки.

                       

«Черепашки»

Черепашки-малыши

Еще очень слабы.

Нужно очень постараться

 Помочь им до воды

добраться.

Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в «море», тот победитель.

«Бабочка»

                Бабочка-красавица

На ладошку села.

Ветерок дунул —

Она полетела.

Летела-летела

И на цветочек села.

Выставить цветочную поляну. Задача ребенка — сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

«Задуй свечи»

Свечи я задуть хочу,

Всех сейчас я научу.

Полной грудью вдохну,

 Свечи все я потушу.

Свечи — крышки от фломастеров, расставить и «зажечь». Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выиграет.

«Перекати-поле»

По полю, всем на удивление,

Катится растение.

         Ветер громко завывает,

         В догонялки с ним играет.

Из сухой травы сделать подобие растения «Перекати-поле». Задача ребенка — перекатить его через поле.

«Цветик-семицветик»

Лети, волшебный лепесток,

Через запад на восток.

 Эники-беники, эники-ё

Исполни желание мое.

Загадав желание, дети отрывают по лепестку и с «волшебными» словами дуют на свой лепесток.

«Дорожка»

 Ленту цветную я раскручу,

Длинную дорожку вам

покажу.

          Мы посмотрим, кто быстрей:

          Хлопай, топай веселей.

Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача — быстрее раскрутить свою трубочку.

«Автомобили»

Мотор гудит, настал черед

Быстрее вырваться вперед.

Как надо ездить, покажу,

И первым к финишу приду.

По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.

«Берлога»

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

А в берлоге спит медведь.

 Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают «снег» из пенопласта (ваты) и получают представление о зимовке медведя.

«Муравейник»

Кто такой построил дом?

Мы осмотрим все кругом.

Можно внутрь заглянуть,

Если на него подуть.

Выполнить муравейник из мелких тонких веточек (соломы), внутрь поместить картинку с изображением муравьев.

Можно использовать перья (игра «Найти в гнезде птенца»),

«Акробат»

В цирк сейчас я поиграю,

Представленье начинаю.

Акробатом смелым стану —

 Проползу и не устану.

На натянутой веревке (леске) повесить бумажного акробата. Дети помогают ему перебраться на другую сторону.

«Ледоход»

У меня корабль сильный.

У него характер львиный.

Льдины смело раздвигает

И везде он проплывает.

В емкость с водой поместить «льдины» (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу.

«Лодочки»

Берег — левый,

 Берег — правый

Лодка — это переправа.

 Груз любой мы переправим,

Куда надо все доставим.

В емкости с водой сделать два берега. Два игрока переправляют на лодке груз с одного берега на другой.

«Утята»

 Плавать учатся утята

С мамой-уткой на пруду.

Помогу я им, ребята, —

 Ветерочком подтолкну.

Дети помогают утятам доплыть до мамы-утки.

«Паровоз»

Рельсы-рельсы,

Шпалы-шпалы,

Ехал поезд запоздалый.

Вдруг опасность на пути,

Стоп! Нельзя дальше идти.

Преграду убери,

Долгий путь определи.

На пути поезда сделать затор из бревен (веток), снежного сугроба (ваты). Задача детей — освободить дорогу, раздуть преграду.

«Мишка»

Мишка очень шишки любит,

Угощу его я ей.

 Благодарен мне он будет,

Сразу станет подобрей.

Нужно дунуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить его.

«Курочка Ряба»

Курочка Ряба яички снесла,

Ребятишек к себе позвала.

Нужно яички срочно поймать,

         Не уронить, в корзину собрать.

Ведущий должен корзинкой поймать все киндер-яйца, сдуваемые игроками со стола.

«Хорошая погода»

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите, тучи, прочь.

На столе приклеить солнце, закрыть его тучами из ваты (пенопласта). Дети разогоняют, раздувают тучи.

«Снегопад»

Снежинок много я собрал,

Ветерочком легким стал.

 Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

«Листопад»

Листьев много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

 Листья дружно разлетятся.

Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки (листья) на детей.

«Мяч»

Будем вчетвером играть,

 Мяч по полю мы гонять.

У кого мячик упал,

Тот выходит, проиграл.

Вокруг круглого стола встают четыре игрока, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры.

«Ракушки»

Чудесные ракушки есть у нас,

                 Поиграем мы сейчас.

                 Будем дружно их сдувать,

                 Дно морское украшать.

                Вот теперь готово все,

                Можно рыбок запускать.

Приготовить емкость с водой — море. На столе разложить ракушки. Задача ребенка — сдуть их в воду и украсить морское дно.

«Живая лужица»

Мы с водицею играем,

Лужицу мы раздуваем.

Лужа наша оживает —

Получился бегемот,

Еще раз подую я,

Увижу в луже муравья.

На поверхность налить немного воды (можно цветной). Ребенок должен раздуть ее с разных сторон и посмотреть, что получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательные упражнения в игровой форме

Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения....

Дыхательные упражнения в игровой форме

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности....

Консультация для воспитателей "Дыхательные упражнения в игровой форме"

В данной консультации подобраны различные игры для развития  речевого дыхания, которое играет большую роль в воспи­тании правильной речи.Вызывая по­ложительные эмоции, такие игры-упражнения повыш...

дыхательные упражнения в игровой форме

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вы...

Дыхательные упражнения в игровой форме.

Учим детей выполнять дыхательную гимнастикуКак ваш ребенок дышит, когда говорит? Понаблюдайте за ним: нет ли быстрых коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь частые вздохи, не ...

Дыхательные упражнения в игровой форме.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают  продолжительный равномерный вдох у детей, формируют сильную  воздушную струю чер...