Деловая игра для педагогов
методическая разработка по развитию речи

Петухова Ирина Сергеевна

Предлагаемая деловая игра поможет систематизировать знания педагогов по развитию речи детей дошкольного возраста в игровой форме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx48.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 24 «Космос»

Деловая игра для воспитателей по теме:

 «Развиваем речь»

Подготовила:

учитель-логопед

И.С. Петухова

г. Сургут, 2018


Деловая игра для воспитателей по теме:

 «Развиваем речь»

Цель: 

Систематизировать знания педагогов по развитию речи детей дошкольного возраста в игровой форме.

Время и место проведения:

15.03.2018 г. в 13.15 –музыкальный зал.

Ход игры

Участники: воспитатели средних и старших групп, которые делятся на две команды по 6 человек. Команда №1 и команда №2.

Болельщики: педагогический коллектив

Оборудование: игровое поле, состоящее из 4-х секторов (красный, синий, зеленый, желтый), юла, с прикрепленной на нее стрелкой, 2 набора игровых карточек с заданиями. Листы бумаги формата А4 (4 шт.), листы бумаги формата А3 (4 шт.), фломастеры (для каждой команды), две магнитные доски, магниты.

Правила игры:

  1. Игра длится ограниченное количество времени (20 – 25 мин.), при этом каждая из команд должна сделать по пять ходов.
  2. Все задания в игре разбиты по секторам: красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый. Играющие команды по очереди крутят юлу. После того, как стрелка укажет на сектор определенного цвета, команда берет карточку соответствующего цвета и выполняет задание. Время для выполнения одного задания 2 минуты. За каждый правильный ответ команда получает одну фишку. После этого ход переходит следующей команде.
  3. В случае неправильного ответа команде противника предоставляется возможность ответить на вопрос и получить дополнительную фишку.
  4. Болельщики командам не помогают.

Вопросы

Красные карточки

К команде № 1

  1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
  2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  4. Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)
  5. Как называется разговор двух или нескольких лиц на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)
  6. Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

К команде № 2

  1. Как называется рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)
  2. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
  5. Назовите ведущий прием, в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)
  6. Назовите ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

Синие карточки

Задание 1. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команды получают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

Примерные пословицы:

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Что написано пером, того не вырубишь топором

Задание 2. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/

Зеленые карточки

Задание 1. "Прилагательные ассоциации"

Выбор словесных ассоциаций ограничен, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.

Задание для 1 команды.

Список -

Критика -

Звезда -

Книга -

Кругозор -

Закон -

Лекция -

Счастье-

Дом -

Пища -

Воззвание -

Дефицит -

Действие

Шрифт -

Задание для 2 команды.

Интерес -

Убеждение -

Библиотека

Музей

Страна -

Пример -

Собака

Приказ

Жизнь -

Воспитание -

Физика -

Принцип

Город -

Группа

Задание 2. "Подбор антонимов, синонимов"

Для 1 команды - подбор антонимов

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый.

6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий.

11. Неряшливый. 12. Объективный.

Для 2 команды - подбор синонимов

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка.

7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове.

12. Подлинный.

Желтые карточки

Задание 1.  «Творческий рассказ»

Заполнить пробелы в тексте «Актуальность проблемы речевого развития» (см. приложение 1)

Задание 2. Изобразите сказку с помощью мнемо-таблицы

Команды получают название сказки, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

Примерные сказки:

Красная шапочка; Маша и медведь; Кот в сапогах; Гуси – лебеди

Подведение итогов и награждение победителей


Приложение 1

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи: половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы,  но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

Недостаточная подготовка к занятию. При  рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.

В странах Африки  до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.


Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся ______, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как _____.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из ________.

Причины низкого уровня развития речи:

Половина детей  дошкольного возраста,  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

связные высказывания короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

уровень информативности высказывания очень _____.


Актуальность проблемы речевого развития

Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу _________, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы,  но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

Недостаточная подготовка к занятию.

При  рассматривании картины,  проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура _______ педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога четкая, ясная,  полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться  с ________ и до его появления на свет, в перинатальный период.

В странах Африки  до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные  к ней – комфортное пребывание способствует _______ развитию.


Над городом низко повисли снеговые _______. Вечером началась ______. Снег повалил большими __________. Холодный веете выл, как __________ дикий __________. На конце пустынной и глухой ___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с ____________ пробиралась по __________. Она была худа. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и __________ ей идти.  На ней было плохое _______ с узкими рукавами, а на плечах __________.

Однажды Генрих VI, французский ________, потерял на охоте свою ________ и вынужден был один ________ в Париж. На большой ________ он увидал простого __________, который _________ также в столицу. Король остановил своего ________ и к мужику с вопросом: «Зачем ты _______ в город?». Я хочу ________ своего сына, да сверх того, мне хотелось бы _______ короля, который так любит своих ________.


Приложение 2

Факторы успешного речевого развития

(Памятка для родителей)

  1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
  2. Создавать условия для общения с другими детьми.
  3. Речь взрослого – пример для подражания.
  4. Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.
  5. Совместные игры взрослого и ребенка.
  6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
  7. Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».
  8. Рассказывание стихов руками. (Пальчиковые игры)

Приложение 3.

Факторы успешного речевого развития

(Памятка для педагогов)

  1. Педагоги создают педагогические условия для развития речи. Развивают и поощряют все формы речевой активности детей, как на занятиях, так и вне занятий.
  2. Педагоги проводят специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи: учат определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.
  3. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
  4. Педагоги стимулируют обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.
  5. Педагоги работают с художественными произведениями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяется развитию творческого рассказывания.
  6. Способствуют развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.
  7. Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений.

Вопросы красного сектора (с ответами)

Назовите формы речи?

(диалогическая и монологическая)

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени

(рассказ повествование)

Какие умения развиваются в диалоге?

(выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий?

(описание)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

(пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

(средняя группа)

Назовите структуру повествования

(завязка, кульминации, развязка)

Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе?

(прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

Как называется разговор двух или нескольких лиц на тему связанную с какой-либо ситуацией

(диалог)

Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине

(образец воспитателя)

Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям

(монолог)

Ведущий прием для активизации речи и мышления

(вопросы педагога)

Вопросы красного сектора (без ответов)

Назовите формы речи?

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени

Какие умения развиваются в диалоге?

Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий?

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

Назовите структуру повествования

Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе?

Как называется разговор двух или нескольких лиц на тему связанную с какой-либо ситуацией

Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине

Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям

Ведущий прием для активизации речи и мышления

Задания синего сектора

Задание 1. Изобразите пословицу с помощью схемы

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Что написано пером,

того не вырубишь топором

2. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

Пословицы для второй команды

Сын леопарда - тоже леопард

(Африка)

/яблоко от яблони недалеко падает/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)

/Слова - серебро, а молчание - золото/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

/шила в мешке не утаишь/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

/Язык до Киева доведет/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

/В тихом омуте черти водятся/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)

/Обжегшись на молоке, дует на воду/

Пословицы для первой команды

Пословицы для второй команды

Сын леопарда - тоже леопард

(Африка)

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

Тот не заблудится, кто спрашивает (Финляндия)

Бойся тихой реки, а не шумной

(Греция)

Ошпаренный петух от дождя убегает

(Франция)

Зеленый карточки

Задание 1. "Прилагательные ассоциации"

Задание для 1 команды

Список -

Критика -

Звезда -

Книга -

Кругозор -

Закон -

Лекция -

Счастье-

Дом -

Пища -

Воззвание -

Дефицит -

Действие -

Шрифт -

Задание для 2 команды

Задание 2. "Подбор антонимов, синонимов"

Интерес -

Убеждение -

Библиотека

Музей

Страна -

Пример -

Собака

Приказ

Жизнь -

Воспитание -

Физика -

Принцип -

Город -

Группа -

Задание для 1 команды

Правдивый –

Экспорт -

Микро -

Авангард -

Нерадивый -

Эксцентричный -

Импорт -

Рыхлый -

Стремительный -

Тощий -

Неряшливый -

Объективный -

Задание для 2 команды

 Властелин -

Быстрый -

Воля -

Материк -

Владыка -

Портьера -

Свобода -

Истинный -

Властитель -

Континент -

Наготове -

Подлинный -

Желтые карточки (сектор «Шанс»)

Задание 1. «Творческий рассказ»

Заполнить пробелы в тексте «Актуальность проблемы речевого развития»

Задание 2. Изобразите сказку с помощью схемы

Красная шапочка

Маша и медведь

Гуси – лебеди

Кот в сапогах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....