Игры на развитие фонематического слуха
картотека по развитию речи
Фонематическое восприятие – это умение слышать, различать и анализировать на слух фонемы. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает не то, что ему сказала, а то, что он услышал. Отсюда не понимание, ошибки, стрессы. Фонематический слух можно и нужно развивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие фонематического слуха
Фонематическое восприятие – это умение слышать, различать и анализировать на слух фонемы. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает не то, что ему сказала, а то, что он услышал. Отсюда не понимание, ошибки, стрессы. Фонематический слух можно и нужно развивать. Рассмотрим ряд игр на развитие фонематического слуха.
При планировании необходимо учитывать ряд требований:
- работу начинать с простого, постепенно усложняя,
- работать в системе,
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать.
Игры на узнавание неречевых звуков
«Где звук?»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
Для этой игры нужен любой предмет издающий звук. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звук? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.
«Солнце или дождик»
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
«Узнай по звучанию»
Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
«Кто сказал «Мяу?»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Воспитатель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
«Какой музыкальный инструмент звучит»
Цель игры: развивать слуховое внимания.
Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
Игры на различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
«Тихо-громко»
Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.
Воспитатель предлагает рассказать любое стихотворение Агнии Барто громко и тихо.
«Узнай по звуку»
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
Воспитатель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Определяют какие звучат звонко, а какие глухо, тихо и громко. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
Игры на освоение навыков анализа и синтеза
«Сколько звуков»
Цель: развитие слухового восприятия
Воспитатель предлагает определить количество звуков
АУ -2 АААА – 1 протяжный
ИА – 2
Дети выкладывают нужное количество красных фишек.
«Найди картинку»
Цель: упражнять в выделении первого протяжного гласного звука в слове
Воспитатель показывает предметную картинку (арбуз – аааааарбуз), дети выделяют первый звук обозначают его артикуляцией (карточка – ротик),
2 вариант
Воспитатель показывает с какого звука начинается слово (картинка- ротик). Дети подбирают подходящую предметную картинку и называют слово выделяя первый звук.
«Назови слово»
Цель: упражнять в умении подбирать слова на заданный звук.
Из множества предметных картинок необходимо выбрать слова начинающие со звука [а], [о],…
«Лото»
Цель: научить детей правильно соотносить название и изображение предмета.
Детям раздают большие карты, а маленькие берет воспитатель и называет последовательно каждую их них. Говорит четко, повторяет 2–3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку, говорит: «У меня...» и называет предмет.
Список используемой литературы:
1.А. И. Максаков, Г.А. Тумакова. «Учите играя». Москва: Просвещение, 1983г.
2. Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Просвещение, 2006г.
3. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Москва: Просвещение, 1983г.
4. Варенцова Н. С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников»._- М: «Акалис», 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха
Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....
Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"
Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...
консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"
Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...
Игры для развития фонематического слуха
Игры для развития фонематического слуха ребенка дошкольного и младшего школьного возраста...
Игры на развитие фонематического слуха
Развитие фонематического восприятия у детей....
Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...
Игры для игры для развития фонематического слуха
Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....