Звук - это интересно
учебно-методическое пособие по развитию речи (средняя группа)

Мельниченко Наталья Викторовна

Звук – это интересно

Цель:  формирование представлений о звуке, как о физическом явлении, особенности передачи звуков, разное восприятие звуков человеком и животными.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с понятием «звук», познакомить с видами звуков и особенности восприятия.

Развивающие:

- развить мотивацию ребенка к познанию и творчеству;

- способствовать расширению кругозора.

Воспитательные:

- содействовать социальной адаптации ребенка, работе в коллективе в атмосфере взаимопомощи;

- содействовать формированию бережного отношения к окружающему миру.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_eto_interesno.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 7 Московского района

НОД Познавательное развитие (окружающий мир)

«Звук – это интересно»

в старшей группе

Составитель: Мельниченко Н.В.

Санкт-Петербург

2018

Звук – это интересно

Цель:  формирование представлений о звуке, как о физическом явлении, особенности передачи звуков, разное восприятие звуков человеком и животными.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с понятием «звук», познакомить с видами звуков и особенности восприятия.

Развивающие:

- развить мотивацию ребенка к познанию и творчеству;

- способствовать расширению кругозора.

Воспитательные:

- содействовать социальной адаптации ребенка, работе в коллективе в атмосфере взаимопомощи;

- содействовать формированию бережного отношения к окружающему миру.

1. Введение

Добрый день, ребята! Попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить. Внимание!

Сегодня мы будем говрить о звуках.

Звук от предметов.

2. Что нам нужно, чтобы услышать звук?

ЧТО нам нужно, чтобы слышать звук?

УШИ. Уши нам нужны, чтобы они улавливали звуки.

ПРЕДМЕТ, который издает звук.

ВОЗДУХ. Воздух, которым мы дышим. Зачем нам воздух? Потому что звук мы слышим, но не видим, он для нас невидимый, звук – это движение (колебание, волна) в воздухе.  Волна такая же, как на море, только она не в воде, а воздухе, она для нас невидима.

Опыт с бутылкой. Вот, смотрите, ребята, у меня бутылка, в бутылке воздух, если стукну по бутылке сзади, то пойдет звук,  чтобы убедиться, что он есть, мы зажжем свечу, когда волна дойдет до свечи – огонек погаснет. Пожалуйста, нужны помощники.

Опыт с пакетом

Опыт с бутылкой

3. Слух у людей и животных

А как вы думаете, одинаково ли слышат звуки люди и животные?

Оказывается мир звуков у многих животных сильно отличается от нашего.

Волк улавливает  звук шагов охотника задолго как тот к нему подойдет. Человек мог бы услышать этот звук лишь в нескольких шагах от себя.  Лисица находит мышей под толстым слоем снега и наста по их шуршанию. Но дело не только в том, что животные могут слышать очень тихие звуки. Ведь звуки бывают еще тихие-громкие.

Высокие-низкие звуки.

Настоящими чемпионами слуха являются дельфины, киты и летучие мыши. И для тех, и для других слух – гораздо более важное чувство, нежели зрение. Дельфины живут в воде. Даже в самой чистой воде дальше 10-20 метров уже ничего не видно. Дельфины и киты полагаются на слух, они «ощупывают» предметы направленным ультразвуковым лучом, прислушиваясь к отраженному от предметов звуку – эху.

Так же ориентируются в полёте и летучие мыши.

Говорящие жирафа и слоны, которые могут общаться через большие расстояния, - чего только не встретишь в природе!

Постучать тихо, громко.

Высокие звуки - тоненькие, легкие. Тоненько пищит мышка пи-и-и-пи-и-и (пусть ребенок изобразит), пищит цыпленок и зудит комарик.

Низкие звуки толстые, грубые. Они  опускаются вниз , как будто под землю. Они тяжелые и гулкие. Так рычит медведь, тигр.

4.Развивающий

мультфильм

Смотрим мультфильм.

Развивающий мультфильм «Уши для ушарика».

5. Звучалки-шумелки

А хотели бы вы управлять звуком, создавать звучание, когда хотим и останавливать когда хотим.

Хорошо, предлагаю Вам сделать шумелки! Звучалки-шумелки.

Что для этого нужно?

1.Коробочка.

2. Гремучий наполнитель.

3. Украшения для шумелки.

Берем все необходимое и  приступаем к работе.

Итак, а теперь послушаем, что получилось!

Коробочки, наполнители, украшения.

6. Итог

Давайте, вспомним, что такое звук (колебание)? Какой звук (невидимый)? Какие бывают звуки?

Что мы узнали про слух людей и животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Консультация для педагогов: "Как сделать скучное интересным? Игровые методы автоматизации звуков"

Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает...

"Автоматизация звуков: как "скучное" сделать интересным"

Все дети очень любят играть, ведь игра - ведущий вид деятельности на протяжении всего детства. Предлагаемые игры и упражнения помогут родителям, играя, вести в речь ребенка поставленные на логопедичес...

Семинар-практикум для педагогов: "Как сделать скучное интересным? Игровые приёмы автоматизации звуков"

К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук....

Конспект НОД «Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»

laquo;Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Игровая гостиная для родителей «Как превратить скучную автоматизацию звуков в интересную игру».

В методической разработке предложены  приемы, игры и  упражнения для автоматизации поставленных звуков в совместной деятельности с родителями.Это позволит поддерживать эмоциональный фон ребе...