«Пересказ сказки «Заяц—хваста» методом моделирования»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения модели сказки по ходу её изложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_r.rechi_.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Конспект НОД в старшей группе
Тема: «Пересказ сказки «Заяц—хваста» методом моделирования»
Программное содержание:
Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения модели сказки по ходу её изложения.
Развивать мышление, воображение, память; умение подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.
Совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом -ищ, умение строить полные и выразительные ответы по содержанию сказки.
Материал и оборудование:
Книжка-сказка «Заяц-хваста», иллюстрации к сказке, игрушка заяц, игрушка ворона, шапочка зайца для драматизации, фланелеграф, набор условных заместителей персонажей сказки для работы на фланелеграфе и наборы меньшего размера для работы на столах на каждого ребёнка, квадраты из белой бумаги размером 15X15 см для оригами «Зайчик», ножницы на каждого ребёнка.
Ход занятия:
1. Игровой момент: Звучит ритмичная музыка.
Что хочется делать под эту музыку? (прыгать)
Попрыгайте!
Как вы думаете, чья эта музыка?
Загадать загадку:
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам.
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой? /Заяц/
Обратить внимание детей, что под кустиком сидит зайка. Он резвился, веселился в лесу и не заметил, как заблудился. И теперь он не знает, как вернуться в свою сказку. Метель замела все дороги.
Дыхательная гимнастика «Метель».
(1— Вдох полной грудью через нос и длительный выдох. 2—вдох полной грудью через нос и короткие выдохи через плотно сжатые губы.)
Поможем зайке найти сказку?
2. Беседа о сказках.
Какие сказки вы знаете?
Кто сочинил эти сказки? Почему они называются русскими народными?
Кто живёт в этих сказках?
А в каких сказках живёт зайка? («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»)
Какой зайка в сказках «Заюшкина избушка»? (грустный, бедный, беспомощный, трусливый)
3. Внести новую книжку-сказку «Заяц-хваста».
Я знаю ещё одну сказку про зайку. Но в этой сказке он вовсе не беспомощный и беззащитный. Он говорит о себе, что у него не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Попросить детей повторить цитату, выделяя слова с суффиксом -ищ.
Какие по величине у зайца усы, лапы и зубы? (большие)
Значит, если мы добавим к слову -ищ, то предмет станет большим.
Должно быть, в сказке речь идёт о зайце — великане?
Д/игра «Маленький — большой»:
— Какие у зайца глаза? — глазищи; хвост — хвостище; нос — носище;
когти — когтищи; заяц — зайчище.
4. Рассказывание сказки «Заяц-хваста» с показом наглядных персонажей на фланелеграфе.
Почему сказка называется «Заяц — хваста»?
Действительно ли в сказке жил заяц — великан?
Какой заяц в этой сказке? (В начале — хвастун, затем, при встрече с тёткой вороной — трусишка, а в конце — храбрец)
Покажите, какой заяц был вначале:
Пантомимический этюд «Хвастовство».
Дети изображают радостного, хвастливого зайца: на лице улыбка, смотреть прямо перед собой, грудь выпячена вперёд. — Вспомните, когда заяц был трусишкой?
Драматизация диалога зайца с тёткой вороной.
Ворона: А ну, расскажи, как ты хвастался.
Заяц: У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Ворона потрепала зайца: — Боле не хвастай!
Заяц испугался и убежал.
Физкультурная минутка:
Встали зайцы на пеньки,
Приподнялись на носки.
Спины чуть прогнули,
Лопатки все сомкнули.
Посмотрите на зайчат,
Как красиво все стоят.
Руки в стороны подняли
И наклоны делать стали.
Зайцы волка увидали
И с лужайки убежали.
Руки на пояс, подняться на носки.
Прогнуться, сомкнув лопатки.
Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.
Руки в стороны, наклоны вперёд.
Руку - козырьком, посмотреть слева направо. Убегают на места.
Когда же заяц оказался храбрецом? (Когда помог вороне — спас её от собак)
Хоровое и индивидуальное проговаривание слов вороны: «Вот теперь ты молодец! Не хваста, а храбрец!» (с разной силой голоса)
Гимнастика для глаз «Проследи за зайчиком»
Работа на фланелеграфе.
Вспомните персонажей сказки. Чтобы пересказать сказку, мы заменим наших героев геометрическими фигурами.
Какие геометрические фигуры вы видите? (круги, треугольники, прямоугольники)
—Как вы думаете, кого из героев сказки можно заменить белыми кругами? Почему? (зайцев, т. к. они белые)
Кого будет обозначать треугольник? Почему? (из двух треугольников, чёрного и синего, дети выбирают чёрный, т. к. ворона чёрная)
Кого заменим прямоугольником? Каким? Почему? (собаку заменим коричневым прямоугольником, а не зелёным)
— Кроме того, нам понадобится забор и кустик.
-
6. Предложить детям смоделировать сказку с помощью фигурок-
заместителей на фланелеграфе.
— Моделирование сказки, используя сериационный вид моделирования.
Пересказ сказки детьми по сюжетам, смоделированным на фланелеграфе.
Понравившиеся эпизоды дети моделируют на столах и рассказывают, о чём этот эпизод.
Предложить желающим детям пересказать сказку от начала до конца, глядя на модели, чтобы наш зайчик окончательно вспомнил свою сказку.
10. Предложить детям подобрать концовку сказки.
Понравилась вам сказка?
Какая сказка, злая или добрая?
Как можно закончить сказку? ( «Вот и сказке конец, кто дослушал— молодец!», «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Так они живут, пряники жуют, мёдом запивают, нас в гости поджидают»)
11. Зайчик благодарит детей за помощь и предлагает сделать на память его портрет.
Пальчиковая гимнастика «Зайка»
Раз, два, три, четыре, Соединять б. пальцы рук с каждым пальцем поочерёдно
Заяц уши оттопырил. Показать «уши» ук. и ср. пальц. обеих рук, ост-ные в кулак.
Вот ОН серый ВОЛК, ВОЛК, Ритмично соединять прижатые пальцы с большим
Он зубами щёлк-щёлк. пальцем на обеих руках.
Зайка, Я , и ОН, И ТЫ Соединять б. пальцы рук с каждым пальцем поочерёдно.
Быстро спрятались В кусты. Скрестить руки и раздвинуть пальцы—«кусты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пересказ сказки « Заяц-хваста»
Занятие по развитию речи в старшей группе...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи "Пересказ сказки "Заяц - хваста" в старшей группе
Пересказ сказки "заяц - хваста" методом моделирования. В НОд применяются современные образовательные технологии....
Конспект занятия по развитию речи старшая группа " Пересказ сказки Заяц-Хваста
" Пересказ сказки Заяц-Хваста...
Презентация к конспекту занятия "Пересказ сказки Заяц-Хваста"
презентация к конспекту занятия "Пересказ сказки Заяц-Хваста"...
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы " Пересказ сказки " Заяц - хваста"
Конспект Нод с детьми сьаршего дошкольного возраста " Пересказ сказки " Заяц хваста" в игровой форме...
Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: пересказ сказки « Заяц- хваста».
Цель: Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки.Задачи:-Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным.-Активи...
«Пересказ сказки «Заяц—хваста» методом моделирования». Конспект занятия в старшей группе
Программное содержание:Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения модели сказки по ходу её изложения.Развивать мышление, воображение, память; умение подбирать заме...