открытое занятие "Дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Леонова Ирина Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое занятие "Дикие животные"31.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Ф.К.САЛМАНОВА

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

«Дикие животные»

в группе старшего дошкольного возраста «Незабудки»

от 5 до 6 лет

     Подготовил:

                           воспитатель Леонова И. В.

                                               

                                                             г. Сургут    2019 г.

Тема НОД «Дикие   животные»

Цель: Систематизировать знания детей о диких животных.

Программные задачи

Образовательные: 

- закрепить знания о местах обитания диких животных, особенности питания и проживания, повадках;

- расширять и активизировать словарь детей.

Развивающие: 

- развивать ориентирование в пространстве;

- развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные: 

- воспитывать у детей отзывчивое отношение к диким животным, вызвать желание помогать им.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- двигательная;

- изобразительная;

- коммуникативная;

- игровая;

- музыкальная;

Предполагаемый результат: 

-закрепление знаний у детей о диких животных.

Предварительная работа:

- словарная (существительные: медведь, медведица, медвежонок, ёж, ежиха, ежонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лис, лиса, лисенок, волк, волчица, волчонок, белка, бельчонок ,рысь, северный олень, самка, самец, лось, кабан, хищник, берлога, нора, дупло, логово, куст, корм, запас, мех, шубка. травоядные, всеядные;

прилагательные: тёплый, густой, толстый, пушистый, злой, голодный, пугливый, осторожный, серый, белый, дикий, косолапый, неуклюжий, зубастый;

глаголы: зимовать, засыпать, менять, сидеть, искать, прятаться, добывать, бросаться, нападать, охотиться, убегать);

- чтение художественной литературы И. Соколов – Микитов «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи», «Рысенок», Г. Скребицкий «На лесной полянке. Зима. Весна», «Злючка-Колючка», В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчонок»;

- наглядность (рассматривание тематических картин).

Методические приемы:

- проблемные вопросы;

- сопоставление;

- поиск;

- рассказы о животных;

- продуктивная деятельность ( рисование);

- пальчиковая гимнастика «Дом для зверей»;

- физкультминутка «Звери шли на водопой».

Необходимый материал, оборудование:

- предметные картинки с изображением животных;

- карандаши;

- магнитная доска;

- шаблоны животных

- магнитофон.

Структура НОД:

I. Вводная часть (3 мин.)

а) чтение письма Лесовичка детям;

б) возникновение проблемной ситуации.

в) подготовка к путешествию в лес

II. Основная часть (14 мин.)

а) проблемные вопросы;

б) ответы детей;

в) пальчиковая гимнастика «Дом для зверей;

г) принятие совместного решения, поиск;

д) физкультминутка «Звери шли на водопой»

е) изобразительная   деятельность.

III. Заключительная часть (3 мин.)

а) анализ выполненной работы;

б) совместное подведение итогов НОД.

                   Ход НОД:

  1. Введение в проблемную ситуацию.

   Воспитатель зовет к себе на коврик детей. Все рассаживаются на ковре, и воспитатель: Ребята,  сегодня мне передали мне письмо для нашей группы (воспитатель демонстрирует конверт с письмом). Давайте узнаем, что там написано ( читает письмо).

«Здравствуйте ребята! Меня зовут Лесовичок. Я живу в лесу, охраняю деревья, цветы, травы, птиц и животных. В нашем лесу случилась беда, исчезли все звери. Помогите мне их найти!»

Воспитатель: Ну, что, дети, поможем Лесовичку найти зверей?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Давайте отправимся в лес, но прежде, чем отправится в путешествие, сначала вспомним «Правила поведения в лесу»:

- Ходить по тропинкам.
-Не ломать ветки деревьев.

-  Не топтать цветы, травы.
-  Не кричать, не включать громко музыку.
- Не лезть в птичьи гнезда.
-  Не ловить насекомых.
-  Не оставлять не затушенных костров.
-  Не разорять муравейники.

     Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо знаете правила. В лес мы полетим на ковре - самолете. Встаем в круг и возьмемся за руки.

     Воспитатель: На ковре с вами летим,

                         Крепко на ногах стоим.

                         Ввысь ковер нас поднимает (встают на носки)

                         И тихонько опускает (пружинят ногами).

                         Вправо – влево наклонил (наклоняются сначала в одну сторону,  

                         потом в другую)

                         И на землю опустил (приседают).

2. Актуализация знаний, умений обучающихся.

     Воспитатель: Вот мы и в лесу, давайте вспомним какие животные живут в лесу? Я загадаю вам загадки, а вы угадайте животное.

1) Лежала под елками
    Подушечка с иголками.
    Лежала, лежала
   Да побежала(еж)

2) Обитает среди леса
  Ярко-рыжая принцесса –
  Превеликая хитрица,
  И зовут ее…(лисица)

3) На овчарку он похож,

    что ни зуб, то острый нож,

     он бежит оскалив пасть,

     на овцу готов напасть( волк)

4)  Всех боится он в лесу:
    Волка, филина, лису.
    Бегает от них, спасаясь,
   Каждого шороха пугаясь…(Заяц)

5)   Я хозяин леса  строгий!

    Спать люблю зимой  в берлоге.

    И всю зиму  напролет снится мне душистый мед.

   Строго я могу реветь.

   Угадайте, кто же я? (медведь)

6) Кто по елкам ловко скачет
    И взлетает на дубы?
    Кто в дупле орехи прячет,
    Сушит на зиму грибы?(белка)

     Воспитатель: Каких животных вы назвали?

Ответы детей: Лиса, волк, медведь, еж, заяц,белка.

Воспитатель: Какие это животные?

Ответы детей:  Дикие животные.

Воспитатель: Почему их так называют?

Ответы детей:  Они сами себе добывают пищу.

Воспитатель: А вы знает, где они живут?

 Ответы детей:

- Лиса живет….(в норе)

- Медведь спит   зимой в …(берлоге_)

- Белка живет в (дупле)

-  Ёж живёт в (норе)

- Заяц живет под ( кустом)

- Волк живет в логове

    Воспитатель: Вот какие молодцы, все вы знаете! Что вы еще знаете про этих животных? Кто нам расскажет о белке?

     Ребенок: У белки весной и летом шубка рыжевато-золотистая, зимой серебристо-серая. К зиме она подготавливает теплое дупло и делает запасы. Летом и осенью  собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще белка собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами.  В самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле.

Воспитатель: Сейчас мы узнаем о лисе.

  Ребенок : У лисы шубка рыжая. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Охотится лиса и на зайцев, ловит птиц, жуков,  лягушек, ящериц и змей. Любит ягоды и  фрукты.

Воспитатель: Что мы знаем  о волке?
   Ребенок :  У
  волка шуба серого цвета. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. Зимой волки сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи – так охотиться легче. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк.

Воспитатель: Как живет  медведь?

  Ребенок : У медведя шуба коричневого цвета. Медведь имеет теплый мех, который позволяет выдержать самые сильные морозы. Свою берлогу медведь старательно и умело готовит к зиме: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. И спит до весны. Медведь быстро бегает, влезает на деревья, плавает. Ходит по лесу тихо, почти бесшумно. Днем скрывается в глухих местах, вечером выходит на поиски корма. Питается медведь кореньями, грибами, ягодами, орехами, медом, малиной, лягушками, рыбой, нападает на лосей, кабанов, северных оленей.

Воспитатель: Что мы знаем о зайце?
    Ребенок: У
 зайца летом шубка серая, а зимой белая. Он постоянно убегает от волка и лисы. Днем спит  в ямке или под кустом, а ночью выходит добывать себе еду. Питается заяц корой деревьев, ветками, листьями, травой, овощами.

Воспитатель: Как  живет ежик?

   Ребенок:  На  спине ёж носит колючие иголки. Они спасают его от врагов. Свернется ёжик в колючий  клубок и никто его не достанет.  Днем ежики спят в норе, а ночью выходят на охоту. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек. Ёж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберется в свою нору и крепко спит до весны.

      Воспитатель : Ребята, вы так много знаете о животных .  А я хочу вам рассказать о таких животных как:

    Кабан-это дикая свинья,  серо- или- черного цвета. У него есть клыки. Живет кабан возле воды(озера, реки).Хорошо плавает и быстро бегает. Днем спит в специальных вырытых углублениях,  ночью ищет еду. Питается желудями, травой,  ягодами, червями, мышами.

     Северный олень - у него большие ветвистые рога, живут олени стадами. Летом олень коричневого или серого цвета, а зимой голова и шея светлые, а спина и ноги – темного цвета. У оленя широкие копыта, которые помогают бегать по снегу. Питаются олени  ветками кустарников и деревьев,  травами,  грибами ягодами, мхом. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха. Этот олений мох называется «ягель». Коренные  

народы Севера  в тундре не могут прожить без оленя. Вся жизнь оленеводов связана с ними.   Олень даёт человеку пищу, одежду, помогает преодолевать расстояния – служит незаменимым транспортом на бескрайних северных просторах. Даже для жилища используют шкуры оленя. Ещё олени - прекрасные пловцы и дают вкусное молоко.

      Рысь - относится к семейству кошачьих и обладает такими же  повадками как кошка. Высота 1 метр. Хорошо бегает, прыгает, лазает по деревьям. Живот рыжего цвета, а бока и спина пятнистые. На ушах кисточки, которые помогают ей слышать  самые тихие звуки. Хвост у рыси короткий. Питается рысь зайчиками, кабанчиками, птицами, маленькими оленями.

    Лось – имеет окрас шести бурый, самки не имеют рогов, а у самцов огромные ветвистые рога. Лоси селятся  вблизи рек и озер. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.

    Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами   поиграем в пальчиковую игру: «Дом для зверей»:

Стоит дом. В доме пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом синица с птенцами.
На пятом сова - очень умная птица.
Всех навестили,  пора нам  спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
На третьем  семейство бельчат.
На втором семейство зайчат.
На первом семейство ежат,

Всем до свиданья, но скоро вернемся.

3. Открытие нового знания или умения.

    Воспитатель: Мы немного отдохнули. И нам нужно вспомним как живут звери в лесу.  Мы знаем, что все звери не похожи друг на друга: Какие они?

Ответы детей: Одни большие, другие маленькие, у одних есть рога, у других их нет, у одних длинные уши, у других короткие.

Воспитатель: Они отличаются еще тем, что одни кормятся листвой, травой, ягодами, а другие охотятся на животных. Я буду называть животное, а вы подумайте и отвечайте на вопросы: Чем питается волк?  Чем белка? Что любит лиса?  Что понравилось бы зайцу? Чему был бы рад медведь? Что ест еж?  Кабан? Северный олень? Рысь?

    Воспитатель: Молодцы! Скажите, как называют животных, которые питаются только растительной пищей?

Дети: Травоядные.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: Лось, заяц, белка, олень.

Воспитатель: Как называют животных, которые охотятся на других животных?

Дети: Хищные.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: Рысь, волк, ежик.

Воспитатель: Как называют животных, которые питаются растительной пищей и охотятся на других животных?

Дети: Всеядные.

Воспитатель: Назовите их.
Дети: Медведь, лиса, кабан.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужны ли вообще дикие животные?

Дети: Да, нужны.

Воспитатель: А для чего?

Дети: Они дают людям мех, мясо, молоко. Дикие животные поддерживают порядок   в лесу. Хищники уничтожают слабых и больных животных.

   Воспитатель: Совершенно верно. Прежде человек на всех хищников смотрел как на злейших врагов.  Но оказалось, что они для природы не только полезны, а просто необходимы. Хищники они играют роль природных санитаров, так как в первую очередь добычей хищников становятся больные, ослабленные животные. Так  хищники   препятствуют распространению заболеваний среди животных. Хищники никогда не нападут первыми на людей, если это и случается, то очень редко.

     Воспитатель: А сейчас   мы с вами немного отдохнем и продолжим искать животных.

Физкультминутка - Звери шли на водопой.

Как-то раз лесной тропой….. дети идут по кругу

Звери шли на водопой……...дети идут по кругу

За мамой лосихой топал…… (лосёнок)……., идут, громко топая

За мамой лисицей крался……( лисёнок), ……крадутся на носочках

За мамой ежихой катился ….. (ежонок) ,…… двигаются вприсядку

За мамой медведицей шёл……. (медвежонок),……. идут вперевалочку

За мамой белкой скакали … (бельчата), …………двигаются прыжками

За мамой зайчихой косые… (зайчата),……….. продолжают прыгать, сделав ушки

Волчица вела за собою…( волчат), крадутся большими шагами

Все мамы и дети напиться хотят(остановились).

 4. Затруднение в игровой ситуации.  

      Воспитатель: Ребята, а ведь правду говорил Лесовичок, что нет  животных в лесу. Куда же они подевались?  Как их нам найти и вернуть в лес.

5. Открытие нового знания или умения.

     Воспитатель: Ой, что это?  Ребята, посмотрите, лежат бесцветные животные, их кто- то заколдовал и украл у них все краски. Как мы можем помочь животным?

Ответы детей: Раскрасить животных.

    Воспитатель: Давайте мы раскрасим животных и отдадим Лесовичку.  Он произнесет волшебные слова, звери оживут и вернуться в лес. Но прежде, чем приступить к раскрашиванию давайте вспомним правила работы с карандашом:

1. К работе с карандашом можно приступать только с разрешения воспитателя.  

2. При работе с карандашом строго запрещается: брать его в рот, засовывать в ухо, нос, или соседу, размахивать ими, ломать.  

3. Нельзя рисовать на одежде или на столе.

4. Если сломан карандаш нужно обраться за помощью к воспитателю.

5. После работы карандаши кладем на место заточенной стороной вверх.

    Дети берут животных, раскрашивают, складывают в конверт.

    Воспитатель: Ребята вы все очень постарались, красиво и аккуратно раскрасили животных. Животных мы нашли, теперь можно вернуться в группу. Встаем на ковер и возьмемся за руки.

          На ковре с вами летим,

          Крепко на ногах стоим.

          Ввысь ковер нас поднимает (встают на носки)

          И тихонько опускает (пружинят ногами).

          Вправо – влево наклонил (наклоняются сначала в одну сторону, потом в

         другую)

         И на землю опустил (приседают)

Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось.

Рефлексия

    Воспитатель: Что мы делали? Где мы сейчас были? Кому помогали? С какими животными познакомились? Как они называются? Понравилось вам наше путешествие?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра: "Животные и их детеныши"

Учить детей, различать взрослых животных и их детенышей. Закрепить знание о  домашних животных. Воспитывать гуманное отношение к животным....

"Открытое занятие "Животные нашего края" , развлекательное занятие "Гимн тюльпанов".

Тема: « Животные нашего края»Интеграция образовательных областей. «Познавательное» «Социально-коммуникативное» «Физическое развитие» «Ху...

Открытое занятие "Животные Севера"

расширить кругозор детей...

Конспект открытого занятия "Животные жарких стран"

Животрный мир жарких стран очень разнообразен и привлекателен для детей....

конспект НОД открытого занятия "Животные севера"

Закрепить знания детей о животных Северного полюса. Побуждать дошкольников к самостоятельному творчествву,поиску способов создания изображения снежного покрова и северного сияния:Развивать образное мы...

Открытое занятие "Животные разных стран"

Открытое занятиена тему: «Животные разных стран» для детей старшей группы №8. Цель  - создать условия для расширения представлений детей о животных разных стран....

Открытое занятие "Животные леса".

Стремись животных защищать,Они ведь-братья наши!Стремисб чуть-чуть добрее стать,Мир этот сделать краше!Их дружба крепкая верна,Животные -как люди!И нам ихдоброта нужна,Кем без добра мы будеи?...