рассказывание по картине
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Петрова C.В.

рассказывание по картине с использованием приема ТРИЗ  методом "паутинка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_triz.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: обучение рассказыванию по картине методом «Паутинка». Закрепление знаний о противоположностях в игре «Наоборот». Развития памяти, внимания в игре «Чего не стало?».

Цель: развивать речь и творческое воображение, активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать знания о сезонных изменениях в природе. Поощрять использование антонимов в речи; развивать наблюдательность, гибкость, подвижность, системность мышления. Способствовать развитию поисковой активности, стремлению к новизне.

Материал: картина о зиме «Дети катаются на снках», схема картины, фломастеры; игрушки: лопатка, птичка, кукла, ведерко, мишка; «волшебный платок».

Предварительная работа: 1 этап. «Ищу друзей» или «охота за подробностями», где дети отвечают на вопрос: кто нарисован на картине? Живые объекты обозначаются  схематично в кружках по кругу, затем отображаются  все неживые объекты.

Ход: пальчиковая гимнастика  на концентрацию внимания и развитие мелкой моторики «Доброе утро, здравствуй, Иван (Степан, Андрей, Сергей, Никитушка) Ладони близко друг к другу, пальцы раскрыты. Прижимать пальчики поочередно, начиная с большого (Иван) с давящим движением,  массажируя подушечки пальцев».

Дети, вы же любите играть? Хотелось бы предложить вам знакомую игру «Наоборот», только с другими словами и вспомнить, какие явления  бывают летом, а какие зимой.

Летом жарко, а зимой – …

Летом на деревьях листья, а зимой – …

Летом день длинный, а зимой – …

Зимой солнце низко, а летом – …

Летом гуляют на улице много, а зимой – …

Зимой рябина сладкая, а летом – …

Зимой птицам голодно, а летом – …

Зимой земля покрыта снегом, а летом – …

(Предложить детям самостоятельно придумать аналогичные вопросы 2-3).  

Напомнить, как  мы рассматривали картину о  зиме,  отыскивали изображения на картине и составили её схему. Посмотреть   внимательно на картину и предложить поискать друзей, чем  могут быть связаны предметы друг с другом (объект - девочка в фиолетовой шубке).

Дети ищут связи, соединяя объекты  на схеме  линиями друг с другом;  объясняют, почему существует данная  связь. Игра продолжается 10-12 минут, пока это вызывает у них интерес.

Примеры ответов детей: девочку хочу объединить с санками, потому что она везёт их за веревочку.

-Я хочу соединить девочку и снег, потому что она идет по снегу.

-Я хочу подружить девочку и птицу, потому что они смотрят друг на друга.

 Предложить оставить картину на несколько дней в группе до тех пор, пока дети смогут найти все связи и объяснить их, пока не образуется паутинка из линий, объединяющих  объекты по смыслу.

Предложить поиграть в игру «Чего не стало?». Развивать внимание, наблюдательность. Отвечать на вопрос - чего не стало? - в родительном падеже, проговаривая окончания слов (мишки, куклы, лопатки, птицы, ведёрка). На  столе под «Волшебным платком» игрушки. Дети произносят «волшебные слова», педагог поднимает  платок вместе с одной из игрушек. Дети называют предмет, который исчез под платком. Игра повторяется по желанию детей с другими предметами, ведущий игры меняется.

Примечание: на картине должно быть минимум объектов, чтобы детям было легче ориентироваться и играть с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Обучение рассказыванию по картине или серии сюжетных картин

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка  в школе.  В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного об...

Консультации для родителей" Обучение рассказыванию по картинам и сериям картин".

  Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании....

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Рассказывание по картине. Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин).

Рассказывание по картине.Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин)....