Методическая разработка НОД для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет) "Моя семья"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическая разработка направлена на формирование у детей представлений о семье. Помогает значительно обогатить словарный запас. Воспитывает духовно-нравственные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет) «Вся семья вместе-и душа на месте»
Цель: Показать, что взаимопонимание в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи.
Задачи: Образовательная: определить значение семьи в жизни человека. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры: послушание, совесть, трудолюбие, любовь, родители и т.д.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к семье. Воспитывать духовно-нравственные качества: любовь к семье, послушание, смирение, трудолюбие; желание жить по законам Божьим.
Развивающая: развитие у детей творческих способностей, познавательной активности.
Оборудование: икт: проектор, нетбук, записи русских народных песен, мультимедийный экран, слайд-шоу «Вся семья вместе –и душа на месте», элементы костюмов, веник, метёлка, тучки и солнышки по количеству детей, свеча « Отец и сыновья»Толстой Лев Николаевич , «Дедушка» К .Д. Ушинский
Словарная работа: родители, любовь, послушание, семья, почитание.
Ход НОД:
СЛАЙД 1 (Заставка) Дети входят парами под р.н.п. «Балалайка»
- Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»- Чтоб пожелать здоровья доброго. Я спешу сказать вам: «Благости!»- Чтоб пожелать вам счастья нового. Я спешу сказать вам: «Радости, удач,успехов и везенья!»- и пожелать и детям и гостям Прекраснейшего настроения.
В начале нашей встречи я хочу загадать вам загадку.
Если взять любовь и верность, К ним добавить чувство нежность, Все умножить на года, Что получится?...
Дети: Семья!
- А кого вы представляете, когда слышите слово семья.
Ответы детей (это мама, папа, дети, бабушка, дедушка, родственники, родные люди)
-Вы любите сказки, интересные истории?
Дети: Да.
-Тогда слушайте.
( русская народная песня «СВЕТИТ МЕСЯЦ» ) СЛАЙД 2 (деревня)
-Ни далеко ни близко, ни высоко ни низко, ни в наши дни, а в стародавние жил-был в деревне молодой мужик один-одинешенек. Был он небогат, оно и понятно: «одна пчела немного меду натаскает». Жил он без радости: «изба детьми весела», а «один – и у каши сирота». Сядет за стол (Парень сидит за столом подперев голову), а одному ни есть, ни пить не хочется. Затянет он песню русскую старинную про высокий дуб, что стоит один-одинешенек среди долины, будто рекрут-солдат. Поет про дуб, а выходит, вроде бы про себя, про тоску свою горькую. (Парень поет первый, второй куплеты русской народной песни «Среди долины ровныя».)
Среди долины ровныя
На гладкой высоте
Растёт цветёт высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб развесистый
Один у всех в глазах,
Один, один бедняжечка,
Как рекрут на часах.
-Услыхала эту песню соседка, что мимо по воду шла, постучала в окошко и говорит:
– Полно тосковать-то! «Без дела сидит да в пустой угол глядит!» Нанимайся в пастухи! Работа хорошая!
Он и пошел.
СЛАЙД 3(Пастух)
- А к пастухам в деревне отношение особенное. Всякий знает, что пастух целыми днями скотину пасет, и еду готовить ему некогда, поэтому люди каждый день по очереди пастуха к себе в избу приглашают, сытно угощают.
СЛАЙД 3 Деревня
-Деревня-то одна, а житье-бытье в каждой семье разное: «что ни дом, то свой обычай». Вот наш пастух ест-пьет, а сам вокруг себя поглядывает, прислушивается да уму-разуму учится. Народ так говорит: «Около людей потрешься – ума наберешься».
СЛАЙД 4 (Изба)/i]
В первый день позвали его в избу, где жили хозяин с хозяйкой, а с ними сыночек маленький да старый дедушка.
СЛАЙД 5 (изба внутри)
-Проходи, гостем будешь.
Усадили пастуха за стол, потчуют, а пастух угощается да по сторонам посматривает.
« Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
-Что ты делаешь, дитятко? -спросила у него мать.
-Коробочку, -отвечает дитя.- Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и головы опустили. Стыдно им стало за то, что они так старика обижали. Привели они дедушку, за стол посадили и стали за ним ухаживать.»
Посмотрел на все это пастух и подумал: уважай старика, сам когда-нибудь старым будешь, а «где старость, там и слабость». «Подсади дедушку на печку, и тебя потом внуки подсадят». Поел, поблагодарил хозяев и ушел.
Ведущая.
- Ребята. Как вы думаете, какую заповедь нарушили в этой семье?
Дети:- Почитай отца и мать.
Правильно. Если мы будем чтить и уважать своих родителей, то и нас будут почитать наши дети.
- Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка".
Я предлагаю ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?
-Вы помогли маме вымыть посуду?
-На прогулке испачкали куртку?
-Убрали за собой игрушки?
-Заботишься о бабушке, она приболела?
-Подрался с другом?
-Помог папе в хозяйственных делах?
-Поздравил деда с днем рождения?
-Забыл покормить своего питомца?
-А что же было дальше?
СЛАЙД 6 (Изба 2)
-На следующий день пошёл пастух в другой дом.
– Заходи, гостем будешь, – хозяйка его встречает,
СЛАЙД 7 (внутреннее убранство)
а хозяин в горнице своих сыновей поучает, велит им в дружбе жить, а они не слушаются, дерутся.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит :-Сломайте!
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
-Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь- вас всякий легко погубит.
Покивали братья головами, поклонились старику: – Спасибо, отец, за науку. Больше ссориться не станем, будем в дружбе жить.
Пастух поблагодарил хозяев и говорит: «Доброе братство дороже богатства».
Хозяйка. Ребята, кто в дружбе живёт, того скука не берёт. Покажем, как мы веселиться умеем?
Дети. Покажем.
Игра «Метелка»
Дети встают в пары, хлопают в ладоши и поют. Водящий встает в центр круга и с метелкой тоже поет, он может повторять ее, сколько захочет, по окончании песни он бросает метелку. Дети в парах, как и водящий, должны образовать новую пару. Кто остается без пары тот и становится водящим.
Слова: Жила- была бабка на широкой печке
Захотелось бабке искупаться в речке.
Взяла бабка мыло, мыло и мочало.
Эту песню хорошо начинать сначала.
1-2-3- с метелкой ты.
Вот еще один день к концу.
- Долго ли, коротко ли ходил пастух по деревне – заходит однажды в избу,а там и тепло, и светло тут и мать, и отец, и бабушка, и дедушка, а детей и внуков – сразу и не сосчитаешь
СЛАЙД 8 (изба 3)
СЛАЙД 9 (внутри),
СЛАЙД 10(семья).
Ребёнок читает потешку.
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны объедаются,
Две Дашки у кашки питаются,
Две Ульки в люльке качаются,
Две Аленки в пеленках улыбаются…
И все друг другу рады, а больше всех – матушка: «Вся семья вместе – и душа на месте». Гостя за стол усадили, вволю накормили, напоили, развеселили.
Песня «Радость моя»
Ветер стучится в стекло (движение рук вверху, покачиваясь)
Звёзды дрожат за окном
В доме тепло и светло
Вся семья за столом (круговое движение рук вперед)
Вся семья за столом
Мамы улыбка моей
Мне всех дороже наград
Ярче горячих свечей
Папин ласковый взгляд
Папин ласковый взгляд
Припев:
Будем шутить, будем играть (поочередное движение рук в стороны)
И говорить и вспоминать
Это наш дом, наша семья (круговое движение рук вперед)
Счастье моё, радость моя (сложить руки на груди)
В разных заботах у нас
День беспокойный прошёл
Вечером дома сейчас
Вместе нам хорошо
Вместе нам хорошо
Время торопит свой век
Путь и дорога своя
Но в моём сердце на век
Папа мама и я
Папа мама и я (приложить руки к сердцу)
Пастух. Вот какую семью я хочу: чтобы и у меня в доме так же весело стало: чтобы и жена рядом была, и малые деточки.
Хозяйка:
Только в дружной, счастливой семье вырастают добрые, отзывчивые дети.
Дети - это счастье, дети - это радость Дети - это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это нам награда, Их по благодати взрослым дарит Бог.
Самый верный способ укрепления семьи - это вечные Божьи ценности:
СЛАЙД 11 (ценности)
любовь, вера, надежда, прилежание, целеустремленность, трудолюбие.
Хозяйка. Семья – это очаг, в котором горит огонек надежды. И чтобы он не погас, нужно его поддерживать. И дарить своим близким любовь, терпение, уважение и понимание. У меня есть волшебный огонёк от семейного очага этой большой дружной семьи. Я передам его вам, а вы –друг-другу и каждый пусть скажет, какой же должна быть семья?
Дети передают друг другу огонёк и называют эпитеты семьи: -в семьях любят друг друга, -весело и дружно живут все вместе. -в семье должен быть мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. -дети должны уважать своих родителей, любить их, быть послушными.
-в семье работать не ленятся, -родных почитают, -друг друга любят да уважают, -а где любовь да совет, там и горя нет.
Хозяйка. А сейчас прижмите ладошки к своему сердцу и сохраните тепло семейного очага в сердце на всю жизнь.
Для наших гостей в подарок мы приготовили символ российской семьи- ромашку.
СЛАЙД 12 (ромашка)
Пусть она служит напоминанием о нашей встрече.
Дети дарят гостям подарки , прощаются и выходят из зала.
Список используемой литературы
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
Презентация на тему: Вся семья вместе-и душа на месте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированной деятельности детей старшей группы и взрослых в форме развлечения. Тема "Осенняя полянка"
Методическая разработка интегрированной деятельности детей старшей группы и взрослых в форме развлечения. Тема "Осенняя полянка" Включает в себя исследовательскую деятельность, ритмопластику, музыкалб...
Методическая разработка сценария для детей старшей группы "Волшебная кисточка Осени".
Сценарий осеннего утренника...
Методическая разработка по обучению детей старшей группы навыкам рассказывания
Методическая разработка по обучению детей старшей группы навыкам рассказывания...
Методическая разработка проект для детей старшей группы " Перелетные птицы"
Проект расширяет знание о перелетных птицах в осеннее время...
Методическая разработка. Танец для детей старшей группы "Зимний вальс"
Предлагаю вашему вниманию описание движений к танцу для детей старшего возраста....
Методическая разработка занятия для детей старшей группы Тема: « Рыцари чистоты в детском государстве»
Методическая разработка занятия для детей старшей группы «Рыцари чистоты в детском государстве» позволяет вырабатывать у детей привычку...
Методическая разработка занятия для детей старшей группы "Друзья природы- перелётные птицы"
Методическая разработка для воспитателей старших групп, по познанию. Данное занятие расширяет и обобщает знания детей о перелетных птицах. Помогает педагогу вместе с детьми изучить их особенности.Уточ...