Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: «Волшебная соль»
Возраст воспитанников: старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sovmestnoy_poznavatelno.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования.
Тема: «Волшебная соль»
Возраст воспитанников: старшая группа
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью
Задачи:
Обучающие:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, исследовать свойства соли опытным путём;
- стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;
Развивающие:
- развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы в процессе экспериментирования;
- развивать творческие способности, воображение, любознательность;
Воспитательные:
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему и чувство удовлетворения от выполненной работы;
- формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов;
Предварительная работа:
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью;
- наглядные: иллюстрации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы
Материалы и оборудование:
- Увеличительные стекла (по количеству детей).
- Соль (крупного и мелкого помола).
- Стаканы одноразовые с водой (по количеству детей).
- Ложки одноразовые (по количеству детей).
- Пищевой краситель разного цвета (по количеству детей).
- Картон (по количеству детей).
- Простой карандаш (по количеству детей).
- Кисточки для клея (по количеству детей).
- Клей ПВА (по количеству детей).
- Салфетки (по количеству детей).
Ход занятия:
Мотивационно-побудительный этап деятельности:
Воспитатель звонит в колокольчик и говорит:
- Колокольчик расписной нас зовет играть с тобой!
- Ребята у меня сегодня хорошее настроение
- Я хочу с вами им поделиться
(Дети стоят в кругу)
- Становитесь дети в круг
- Ты мой друг и я твой друг
- Крепче за руки держитесь
- И друг другу улыбнитесь
- А теперь ребята передайте свое хорошее настроение гостям и улыбнитесь им (дети улыбаются)
- Ребята, а вы любите разгадывать загадки? (да)
- Тогда отгадайте, что спрятано в моей коробочке?
Загадка:
На столе стоит всегда,
Внешне белая она.
И на вкус невкусна,
Но в пищу каждому нужна.
-Что же это? (Соль!)
1.Беседа о соли
Организационно-поисковый этап деятельности:
Воспитатель достает из коробочки соль и задает вопросы
- Для чего нужна соль? (Соль необходима для жизни и здоровья человека)
- Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи)
- Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)
- Как вы думаете ребята Соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД
Вывод детей: Значит мы с вами выяснили, что соль- это природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам. Соль нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах.
Показать и рассмотреть картинку «Как добывают соль»
А теперь послушайте, я вам расскажу немного о соли
- Наша планета очень богата солёными место рождениями. Люди научились добывать соль различными способами.
-Раньше, давно-давно, соль добывали вручную. Рабочие голыми ногами стояли в воде и черпали соль лопатами. Солёная вода разъедала кожу, это было очень больно. Соль в то время была очень дорогая, её берегли, экономили. За соль, как за деньги, можно было купить что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом.
- «Хлеб-соль» — так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль – это символ дружбы, а беречь хлеб и соль, значит, дружить. Отсюда и народная примета – рассыпал соль – к ссоре.
-В наше время соль добывают с помощью соледобывающего комбайна.
- Давайте вспомним и скажем
- Откуда берется соль? (соль- люди добывают из морской воды, а помогают им могучие насосы)
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2.Чтобы использовать в медицине
3.Чтобы посалить суп
4.Чтобы посыпать дорожки зимой
5.Чтобы добавить в жаренную картошку
6.Чтобы посалить салат
7.Чтобы засолить грибы
8. Для стирки
- Но и это еще не все. Ребята, а хотите узнать о соли еще больше? Для этоо я предлагаю вам на некоторое время превратиться в ВОЛШЕБНИКОВ.
- Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!
(Дети одевают фартуки, а вос-ль костюм «Волшебника»)
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты
-Здесь находится очень много различного оборудования.
- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.
- И давайте вспомним правила безопасности
При работе с солью надо соблюдать:
1 нельзя после соли трогать руками глаза;
2 не толкать соседа во время работы;
3 соблюдать тишину
4 работать аккуратно, чтобы не просыпать соль, потому что есть такая примета: если соль просыпаем, то можем поссориться.
- И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Воспитатель: Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов.)
- А теперь продолжим изучать свойства соли.
- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, как это можно проверить? (добавить соль в стакан с водой)
опыт № 2: «Соль растворяется в воде».
Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте, что произошло с солью? (Соль растворилась)
Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод? (соль растворяется в воде)
- Молодцы.
- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. Мы с вами выяснили, чего боится соль.
-Ребята, изменился ли цвет воды? (ответы детей)
-А какой стал вкус у воды? Как вы думаете? (пробуют с ложки воду и отвечают)
Вывод: Соль, это кристаллический порошок белого цвета. Она твёрдая, сыпучая, не имеет запаха, растворяется в воде, и вода становится солёной.
- Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? (разные ответы детей)
Воспитатель: Хорошо давайте проверим.
опыт № 3: «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка разный цвет краски)
Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.
Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью. Что с ней произошло? (она закрасилась)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (соль закрасилась)
- А теперь смойте кисточку водой положите на подставку
Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.
Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью
- Но это еще не всё. Я открою вам секрет техники рисования солью. С помощью волшебной соли нарисуем рисунок. Присаживайтесь поудобнее.
- Ребята мы будем колдовать и создавать соленые шедевры, который будет называться «НАША ПЛАНЕТА»
Объяснение:
В середине картона нарисуйте большой круг, простым карандашом. На круг нанесите кисточкой клей. Посыпать солью круг с нанесенным на него клеем. Стряхните лишнюю соль. Раскрасьте соль прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски. Дождаться полного высыхания.
- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе
Пальчиковая игра
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
(Самостоятельная работа детей. Под музыку)
- Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают
Физкультминутка
Мы сидели, мы устали
Дружно все мы рисовали
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора
Встали дружно, потянулись
Хлопнули в ладоши
И друг к другу повернулись
Всем гостям мы улыбнулись
- Ребята, работа в нашей творческой мастерской, подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхнем лишнюю соль в тарелочку. Посмотрите и скажите каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным)
- Давайте покажем наши рисунки гостям.
(Дети показывают гостям рисунки)
- Ребята, можно ли сказать про соль: Что она- волшебная? (ДА)
- Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная. Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией. Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ребяток превратись!
Итог занятия:
Рефлексивно-корригирующий этап деятельности:
- Ребята давайте повторим: Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? (рисование солью).
- Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)
- А в кого превращались? (Мы превращались в волшебников)
- Ребята, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.
(на столе ставится емкость, в которые насыпана цветная соль)
- Спасибо ребята. Мне было приятно с вами работать. Вы сегодня радовали меня своими ответами, активностью, прекрасными рисунками, которые вы нарисовали. И я хочу вам подарить разноцветную радугу. У нас есть волшебный сосуд, сейчас каждый по очереди насыпит в эту емкость горсть разноцветной соли, которую я приготовила заранее и загадает свое самое заветное желание, которое обязательно сбудется. (дети поочереди сыпят соль в сосуд)
-Пусть эта разноцветная радуга всегда находится в вашей группе и дарит вам хорошее настроение.
Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»
Данный вид деятельности был представлен вниманию жюри на городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса действие проходило на базе "чужого...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Экспериментирование является эффективным средством формирования реалистичной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, в данном конспекте специально организованной образовательной деятельнос...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"
Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты здоровья»
Предлагаю Вашему вниманию конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста, где дети знакомятся с четырьмя правилами здорового образа жизни....
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе «Шоколадная Страна»
ЦКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе «Шоколадная Страна» Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через поз...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Жизнь диких зверей весной»
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Жизнь диких зверей весной» Цель: Расширять представления об изменениях в жизни диких ...
Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Вулканы.
Задачи:Познание:- обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; - расширить представления о природном явлении – вулкане. - раз...
- Мне нравится (1)