Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Карапетян Татьяна Александровна

Тема: «Волшебная соль»

Возраст воспитанников: старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovmestnoy_poznavatelno.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования.

Тема: «Волшебная соль»

Возраст воспитанников: старшая группа

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью

Задачи:

Обучающие:

  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, исследовать свойства соли опытным путём;
  • стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;

Развивающие:

  • развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы в процессе экспериментирования;
  • развивать творческие способности, воображение, любознательность;

Воспитательные:

  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему и чувство удовлетворения от выполненной работы;
  • формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов;

Предварительная работа:

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Методы и приемы:

- практические: опыты с солью;

- наглядные: иллюстрации, наблюдение;

- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы

Материалы и оборудование:

- Увеличительные стекла (по количеству детей).

- Соль (крупного и мелкого помола).

- Стаканы одноразовые с водой (по количеству детей).

- Ложки одноразовые (по количеству детей).

- Пищевой краситель разного цвета (по количеству детей).

- Картон (по количеству детей).

- Простой карандаш (по количеству детей).

- Кисточки для клея (по количеству детей).

 - Клей ПВА (по количеству детей).

- Салфетки (по количеству детей).

Ход занятия:

Мотивационно-побудительный этап деятельности:

Воспитатель звонит в колокольчик и говорит:

- Колокольчик расписной нас зовет играть с тобой!

- Ребята у меня сегодня хорошее настроение

- Я хочу с вами им поделиться

                         (Дети стоят в кругу)

                    - Становитесь дети в круг

                    - Ты мой друг и я твой друг

                    - Крепче за руки держитесь

                     - И друг другу улыбнитесь

- А теперь ребята передайте свое хорошее настроение гостям и улыбнитесь им (дети улыбаются)

- Ребята, а вы любите разгадывать загадки? (да)

- Тогда отгадайте, что спрятано в моей коробочке?

 Загадка:

На столе стоит всегда,
Внешне белая она.
И на вкус невкусна,
Но в пищу каждому нужна.

-Что же это? (Соль!)

1.Беседа о соли

Организационно-поисковый этап деятельности:

Воспитатель достает из коробочки соль и задает вопросы

- Для чего нужна соль? (Соль необходима для жизни и здоровья человека)

-  Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи)

- Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)

- Как вы думаете ребята Соль полезна или вредна? (соль полезна)

- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД

Вывод детей: Значит мы с вами выяснили, что соль- это природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам. Соль нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах.

Показать и рассмотреть картинку «Как добывают соль»

А теперь послушайте, я вам расскажу немного о соли

- Наша планета очень богата солёными место рождениями. Люди научились добывать соль различными способами.

-Раньше, давно-давно, соль добывали вручную. Рабочие голыми ногами стояли в воде и черпали соль лопатами. Солёная вода разъедала кожу, это было очень больно. Соль в то время была очень дорогая, её берегли, экономили. За соль, как за деньги, можно было купить что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом.

«Хлеб-соль» — так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль – это символ дружбы, а беречь хлеб и соль, значит, дружить. Отсюда и народная примета – рассыпал соль – к ссоре.

-В наше время соль добывают с помощью соледобывающего комбайна.

- Давайте вспомним и скажем

- Откуда берется соль? (соль- люди добывают из морской воды, а помогают им могучие насосы)

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

                      1. Чтобы консервировать овощи

                      2.Чтобы использовать в медицине

                      3.Чтобы посалить суп

                      4.Чтобы посыпать дорожки зимой

                      5.Чтобы добавить в жаренную картошку

                      6.Чтобы посалить салат

                      7.Чтобы засолить грибы 

                      8. Для стирки      

- Но и это еще не все. Ребята, а хотите узнать о соли еще больше?  Для этоо я предлагаю вам на некоторое время превратиться в ВОЛШЕБНИКОВ.

- Давайте произнесем волшебные слова:

ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,

И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!

(Дети одевают фартуки, а вос-ль костюм «Волшебника»)

- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты

-Здесь находится очень много различного оборудования.

- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.

- И давайте вспомним правила безопасности

При работе с солью надо соблюдать:

1 нельзя после соли трогать руками глаза;

2 не толкать соседа во время работы;

3 соблюдать тишину

 4 работать аккуратно, чтобы не просыпать соль, потому что есть такая примета: если соль просыпаем, то можем поссориться.

 - И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Воспитатель: Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов.)

- А теперь продолжим изучать свойства соли.

- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, как это можно проверить? (добавить соль в стакан с водой)

опыт № 2: «Соль растворяется в воде».

Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте, что произошло с солью? (Соль растворилась)

Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод? (соль растворяется в воде)

- Молодцы.

- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. Мы с вами выяснили, чего боится соль.

-Ребята, изменился ли цвет воды? (ответы детей)

-А какой стал вкус у воды? Как вы думаете? (пробуют с ложки воду и отвечают)

Вывод: Соль, это кристаллический порошок белого цвета. Она твёрдая, сыпучая, не имеет запаха, растворяется в воде, и вода становится солёной.

- Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? (разные ответы детей)

Воспитатель: Хорошо давайте проверим.

опыт № 3: «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка разный цвет краски)

Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.

Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью. Что с ней произошло? (она закрасилась)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (соль закрасилась)

- А теперь смойте кисточку водой положите на подставку

Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.

Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью

- Но это еще не всё. Я открою вам секрет техники рисования солью. С помощью волшебной соли нарисуем рисунок. Присаживайтесь поудобнее.

- Ребята мы будем колдовать и создавать соленые шедевры, который будет называться «НАША ПЛАНЕТА»

Объяснение:

   В середине картона нарисуйте большой круг, простым карандашом. На круг нанесите кисточкой клей.  Посыпать солью круг с нанесенным на него клеем. Стряхните лишнюю соль. Раскрасьте соль прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски. Дождаться полного высыхания.

- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе 

Пальчиковая игра

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)

(Самостоятельная работа детей. Под музыку)

- Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают 

Физкультминутка

Мы сидели, мы устали

Дружно все мы рисовали

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора

Встали дружно, потянулись

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись

Всем гостям мы улыбнулись

- Ребята, работа в нашей творческой мастерской, подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхнем лишнюю соль в тарелочку. Посмотрите и скажите каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным)

- Давайте покажем наши рисунки гостям.

(Дети показывают гостям рисунки)

- Ребята, можно ли сказать про соль: Что она- волшебная? (ДА)

- Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная. Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией. Давайте произнесем волшебные слова:

        ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,

И В ребяток превратись!

Итог занятия:

Рефлексивно-корригирующий этап деятельности:

- Ребята давайте повторим: Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? (рисование солью). 

- Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)

- А в кого превращались? (Мы превращались в волшебников)

  - Ребята, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.

(на столе ставится емкость, в которые насыпана цветная соль)

- Спасибо ребята. Мне было приятно с вами работать. Вы сегодня радовали меня своими ответами, активностью, прекрасными рисунками, которые вы нарисовали. И я хочу вам подарить разноцветную радугу. У нас есть волшебный сосуд, сейчас каждый по очереди насыпит в эту емкость горсть разноцветной соли, которую я приготовила заранее и загадает свое самое заветное желание, которое обязательно сбудется. (дети поочереди сыпят соль в сосуд)

 -Пусть эта разноцветная радуга всегда находится в вашей группе и дарит вам хорошее настроение.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»

Данный вид деятельности был   представлен вниманию жюри на  городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса  действие проходило   на базе "чужого...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Экспериментирование является эффективным средством формирования реалистичной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, в данном конспекте специально организованной образовательной деятельнос...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"

Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты здоровья»

Предлагаю Вашему вниманию конспект  совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста, где дети знакомятся с четырьмя правилами здорового образа жизни....

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе «Шоколадная Страна»

ЦКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе «Шоколадная Страна» Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через поз...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Жизнь диких зверей весной»

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Жизнь диких зверей весной» Цель: Расширять представления об изменениях в жизни диких ...

Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Вулканы.

Задачи:Познание:- обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; - расширить представления о природном явлении – вулкане. - раз...