Конспект НОД по речевому развитию "Поможем Федоре" для детей средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Занятие для детей средней группы, которое поможет развить основные речевые навыки и способствует познавательному развитию детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmnoe_soderzhanie.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Образовательные задачи: закреплять умения детей составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схему; различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная; образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии (сахарница, хлебница, салфетница, чайник, молочник, кофейник, солонка, масленка); уточнить и активизировать в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка и т.д.; совершенствовать навыки детей по лепке посуды.
Развивающие задачи: развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, совершенствовать общую моторику рук.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность.
Предварительная работа:
- Чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К.Чуковского «Федорино горе».
- Проведение цикла занятий по ознакомлению со схемой-моделью для составления рассказа о посуде (по методике Т.А.Ткаченко)
- Экскурсия на кухню с целью ознакомления с кухонной посудой.
- Ознакомление с видами и назначением посуды, рассматривание деревянной, металлической, стеклянной и керамической посуды.
- Дидактические игры: « Разложи посуду правильно (дифференциация чайной и столовой посуды)», «Чаепитие у куклы Кати», «Кукла Катя обедает», « Расскажи о своей посуде», «Четвертый лишний»
Оборудование и атрибутика: кукла-бибабо «Бабушка Федора», шапочки-ободки с картинками посуды (кастрюля, чайник, сковородка ложка, вилка, чашка), наборы посуды: чайной, кухонной, столовой, схема-модель для составления рассказа; пластилин, доски, салфетки.
Ход НОД
1. Вводная часть. Вхождение в игровую ситуацию.
Дети стоят полукругом. Под музыку входит воспитатель. На руке у него кукла-бибабо «Бабушка Федора».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вот иду я сегодня в детский сад, а навстречу мне знакомая бабушка с посудой идет. Вы ее узнали? Нет?
Ну, послушайте, какая беда с ней приключилась, и вы сразу вспомните ее.
(аудиозапись отрывка из сказки «Федорино горе»)
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
А за ними блюдца, блюдца
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля.
И бежит сковорода:
-Вы куда,куда,куда?
Чашки, да ложки стучат по дорожке.
Что же мне теперь делать?
Воспитатель: Ну, бабушка, успокойся, вспомнили наши ребята тебя, ты…бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе», правильно, ребята?
2. Основная часть:
Ах, ты, несчастная Федора! Попробуем помочь твоему горю.
(снимает куклу, сажает ее на видное место – на окошко)
Ты, Федора, посиди, да на деток погляди, а мы постараемся вернуть тебе твою посуду.
Ребята, как вы думаете, почему от Федоры ушла вся посуда? (Она ее не мыла, не чистила, закоптила, запылила, плохо хранила ее, часто разбивала.)
Воспитатель (к Федоре-кукле): Вот видишь, Федора, ты совершенно ничего не знаешь о посуде, не умеешь правильно с ней обращаться, вот и покинула она тебя. А наши ребята много чего знают про посуду, и мы тебе сейчас все расскажем.
Ребята, у Федоры много посуды, разной-разной, а вот названия предметов посуды она и не знает, а вы знаете? Тогда разложим посуду Федоры правильно и аккуратно.
Игра «Разложи Федорину посуду»
Воспитатель выставляет 3 значка-картинки: «чайник», «стол», «плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду
Из общего количества посуды дети раскладывают на 3 стола, где стоят значки, чайную, столовую и кухонную посуду. Затем называют каждый свою посуду («У меня чайная посуда: чайник. У меня столовая посуда: тарелка. У меня кухонная посуда: кастрюля. И др.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, и разложили правильно, и назвали верно. А еще посуда называется так, как она используется. Поиграем с вами в игру.
Игровое упражнение с мячом «Что где находится»
Воспитатель: Я называю продукты, а вы называете, где они хранятся или находятся в доме, а ты, Федора, слушай да запоминай:
Чай - …в чайнике
Кофе - …в кофейнике,
Молоко - .. в молочнике
Масло - … в масленке
Соль – …в солонке
Сахар - …в сахарнице
Хлеб - …в хлебнице
Конфеты - …в конфетнице
Составление описательного рассказа по схеме.
Воспитатель: Хорошо вы знаете названия предметов посуды. А хочешь, Федора, мы тебе расскажем о посуде, красивой и нужной, а поможет нам в этом наша схема с окошечками(поворачивает схему к детям).
Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о нашей посуде. Я вам напомню, о чем мы должны рассказать, а вы постарайтесь придумать красивый рассказ о посуде.
Итак (воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы), сначала мы расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она формы и величины, потом узнаем, из чего она сделана, и из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить и как за ней ухаживать.
Проводится 3 рассказывания о посуде по схеме (с помощью воспитателя)
Стихи о посуде.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но, бывает в сказках, посуда наша может и сама о себе рассказать.
(читает стихотворение)
Нашу кухню однажды колдун посетил.
И посуду своим волшебством оживил,
И решила посуда, что нынче она
Рассказать о себе всем ребятам должна.
(Выходят дети в шапочках-ободках с изображением посуды и читают стихи)
«Чашка»
Меня узнали? Чашка – я!
И создана я для питья.
За ручку все меня берут
И из меня чай, кофе пьют.
«Кастрюля»
Я – кастрюля! В кухне вашей
Вам варю борщи и каши,
И картошку, и бульоны,
И супы, и макароны!
«Сковорода»
Ну-ка, отвечайте четко
Для чего вам сковородка?
Без меня, сковороды,
Не пожарить вам еды!
«Ложка»
Ложку каждый уважает
Мною суп и борщ хлебают
Если чай с пирожным пьют,
Тоже ложечку берут.
«Вилка»
Вот, знакомьтесь, перед вами
Вилка с длинными зубцами
Мной яичницу едят,
И сосиски, и салат,
Но со мною не шутите –
Вилкой в глаз не попадите.
«Чайник»
Я – звонкий чайник со свистком,
Я с детства каждому знаком,
И если чайник засвистел,
То, значит, чай уже вскипел.
(Воспитатель во время чтения стихов надевает незаметно на руку куклу-бибабо)
Загадки о посуде.
Воспитатель (голосом Федоры): Вот, какие вы молодцы! Столько я узнала нового о посуде моей дорогой! Буду ее теперь беречь и заботиться о ней. А у меня для вас есть еще загадки в картинках. Они тоже про посуду. Отгадаете?
Воспитатель: Отгадаем, ребята? Я помогу тебе, Федора, загадаю твои загадки.
- Сел за стол я и копаю
Маленькой лопаткою
Инструмент я окунаю
В борщ, в повидло сладкое.
Что лопатка зачерпнет
Отправляю прямо в рот
Кашу, торт, бульон, окрошку,
Знают все, что это …..ЛОЖКА
- Для нас она необходима
Ведь пищу из нее едим мы.
Глубокая и мелкая
Зовут ее….ТАРЕЛКОЮ
- На кухоньке нашей
Мы варим в ней кашу
Картошку, бульоны,
Супы, макароны. КАСТРЮЛЯ
Физкультминутка «Посуда».
- Вот большой стеклянный чайник
Очень важный как начальник.
(«Надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик).
- Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
(Присядать, одна рука на поясе)
- Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
(Кружиться, рисуя руками круги).
- Вот серебряные ложки,
(Подтянуться, руки сомкнуть над головой).
- Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес,
(Сделать большой круг).
Лепка «Посуда».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну вот, все, что мы про посуду знали – все Федоре рассказали. А сейчас давайте подарим Федоре новую посуду. А как мы можем её сделать? (Слепить, нарисовать, сделать из бумаги). Я предлагаю вам слепить посуду.
Звучит музыка.
Дети садятся за столы и выполняют работу.
По окончании работы дети ставят свою посуду на поднос к Федоре.
Воспитатель:
- Ребята, вот и помогли бабушке Федоре.
Помогать готова всюду
Нам различная посуда.
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Благодарны мы посуде,
И ее за это будем
За собою убирать
Чисто мыть и протирать!
А ты, Федора, возвращайся в сказку и береги свою посуду.
3. Итог занятия.
Давайте вспомним, ребята, чем мы занимались и как помогли Федоре. За то, что вы так много знаете о посуде, я тоже приготовила для вас сюрприз. (Воспитатель дарит детям набор детской кухонной посуды).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по речевому развитию для детей средней группы по теме «Дикие животные зимой».
Цель:• Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные»....
Конспект ООД по речевому развитию для детей средней группы на тему: «Моя семья»
Цель: развивать речь детей, обогащать словарный запас. Задачи: 1. Развивать диалогическую форму речи. 2. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлог...
Конспект ООД по речевому развитию для детей средней группы
Вашему вниманию представляется конспект интересного занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет....
Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы. «Отгадай сказку»
1. Цель: Учить различать на слух звучание некоторых музыкальных инструментов в звукоподражательных слова...
Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы «Хитрая лиса, где ты?»
Цель: Выяснить знание детей о хищных животных. Расширить и уточнить представления детей о лисице, ее внешнем виде и образе жизни...
Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы «В гостях у сказки» (посредством квест-технологии) с использованием антистрессовых игрушек.
Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы «В гостях у сказки» (посредством квест-технологии) с использованием антистрессовых игрушек....
Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы "Путешествие в сказку"
Одной из наиболее эффективных форм организации детей в образовательной деятельности является игра-путешествие.Игра-путе...