Речевая готовность к школьному обучению
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)
В презентации рассматриваются умения, составляющие речевую готовность детей, поступающих в первый класс, а также приводится перечень ошибок возникающих вследствие не сформированности выделенных умений. Даны рекомендации по выявлению нарушений устной речи, ее профилактике и совершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu_2.docx | 42.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая готовность к школьному обучению
Подготовила:
учитель-логопед Синякова Наталья Эдуардовна
СП №213 ГБОУ СОШ №324
Москва, 2017
Критерии речевой готовности к обучению
- Речевая коммуникация
Активность в общении, умение слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
- Связная речь
Умение пересказывать рассказы и сказки, связно излагать текст.
- Грамматический строй речи
Правильное образование, согласование слов, построение предложений.
- Словарный запас
Понимание и применение достаточно большого количества слов.
- Фонематическое восприятие, анализ и синтез
Различение звуков речи, установление их порядка и количества в словах
- Звукопроизношение
Правильное произношение всех звуков родного языка
Письменная речь
У ребенка на начальном этапе процесс чтения состоит из:
- зрительного восприятия слова,
- различения и узнавания букв,
- соотнесения звука и буквы,
- слогового анализа,
- прочитывания,
- понимания прочитанного.
Процесс письма включает:
- смысловое программирование,
- соотнесение мысли со структурой предложения,
- анализ предложения, деление его на слова,
- анализ слоговой структуры слова,
- определение последовательности звуков,
- проговаривание,
- соотнесение звука со зрительным образом буквы,
- воспроизведение с помощью движения руки зрительного образа буквы.
Возможные трудности
Причина:Неправильное произношение звуков Следствие:
Неободима коррекция нарушений звукопроизношения до поступления в школу! |
|
Причина:Нарушение слуховой дифференциации, распознавания звуков речи Следствие:
|
|
Профилактика данных нарушений.
Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза
Умение определять:
- наличие и место заданного звука в слове,
- первый и последний звук в слове,
- последовательность,
- количество звуков в слове.
Умение различать:
- гласные и согласные,
- твердые и мягкие согласные,
- слова, отличающиеся одним звуком,
- понятия «слово», «слог», «звук».
Игры и упражнения
- «Игра с кубиком»: подобрать слово с количеством звуков, соответствующим выпавшему числу на кубике.
- «Шифровка»: разгадать слово, составив его из первых или последних звуков названных слов.
Муха, осы, лужа, обувь, день, ель, цирк – МОЛОДЕЦ.
Кенгуру, дом – УМ. - «Кто быстрее?»: в течение двух минут подобрать как можно больше слов на определенный звук.
- «Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы (звука) предыдущего.
- «Составь слово»: из букв данного слова нужно составить как можно больше других слов.
КАРТИНКА – карта, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк, тир, кран, Рита…
Возможные трудности
Причина:Недоразвитие лексико-грамматического строя речи Следствие:
|
|
Профилактика данных нарушений
1.Развитие лексико-грамматического строя речи
Образование:
- множественного числа имен существительных(ухо-уши, яйцо-яйца)
- родительного падежа множественного числа существительных(есть уши – нет ушей, есть стулья – нет стульев)
- творительного падежа существительных (Чем режут ткань – ножницами, чем пилят бревно – пилой, а рубят чем – топором.)
- приставочных глаголов(Девочка шла по дороге, перешла улицу, подошла к дому.)
- относительных прилагательных (Ручка из дерева. – Какая? – Деревянная. Чашка из фарфора. – Какая? –Фарфоровая.)
- сложных слов (Трамвай водит кто? – Вагоновожатый. Голубые глаза – голубоглазый.)
- уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных с помощью упражнения «Назови ласково»: дом-домик, лист-листик, кошка-кошечка и т.д. Зеленый-зеленький, сладкий-сладенький, узкий-узенький и т.д.)
- согласование прилагательных с существительными (Мяч зеленого цвета. – Какой мяч? – Зеленый. Трава – зеленая, платье – зеленое, листья – зеленые).
- сочетание существительных с числительными (одна кукла, две куклы… пять кукол; один стол, два стола… пять столов)
- предложно-падежные формы (Где сидит кошка? – Под столом, на стуле, в ящике… Откуда выглядывает щенок? – Из-за стула. Откуда он выползает? – Из-под кресла.)
- названия детенышей животных (Как называется детеныш коровы? Лошади? Курицы? Свиньи? Козы? Овцы?)
2.Расширение словарного запаса
подбор глаголов и прилагательных к существительным:
Что делает кошка? – Бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает и т.д.
Мяч какой? –Резиновый, цветной, красивый, круглый, большой и т.д.
- подбор предмета к действиям:
Кто умеет летать? – Птицы, бабочки, мухи и т.д. - обобщения:
Посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные (дикие, домашние), птицы (домашние, зимующие, перелетные), транспорт, профессии и т.д. - подбор антонимов: веселый – грустный, узкий – широкий, легкий – тяжелый и т.д.
- подбор синонимов: веселый, радостный; храбрый, смелый, отважный и т.д.
- назвать предметы, о которых можно сказать:
«он», «мой» (мяч, карандаш, лист, цветок, стол, нож и т.д.);
«она», «моя» (кукла, машина, книга, майка, лампа, девочка и т.д.) - образование притяжательных прилагательных:
Хвост лисы (чей?) – лисий, берлога медведя (чья?) – медвежья, кольцо мамы (чье?) – мамино и т.д.) - образование названий предметов, служащих для хранения чего-либо: игла – игольница, соль – солонка, хлеб – хлебница и т.д.
- образование названий профессий: камень – каменщик, музыка – музыкант, учит – учитель…
3.Развитие связной речи
- Рассказ по картинке
- рассмотреть
- ответить на вопросы (кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий)
- самостоятельно составить небольшой рассказ
- Рассказ по серии сюжетных картин
- определить последовательность событий: начало, середина, конец
- установить причинно-следственные связи
- рассмотреть каждую картинку и составить рассказ
- Пересказ сказки
- подберите произведения, доступные для понимания
- прочитайте текст
- задайте вопросы, касающиеся его содержания
- прочитав еще раз, попросите малыша рассказать о том, что он запомнил, обращая внимание на соблюдение логической последовательности
Пересказ = это не заучивание наизусть! Ребенок должен своими словами передать основное содержание прочитанного.
- Стихотворение наизусть
- прочитайте стихотворение
- объясните значение непонятных слов
- выясните, правильно ли ребенок понял смысл произведения
- обращайте внимание на соблюдение ребенком норм литературного произношения
Возможные трудности
Причина:Несформированность зрительно-пространственных функций:
Следствие:
|
|
Профилактика данных нарушений
Развитие зрительно-пространственных функций
- ориентация в собственном теле (право-лево)
- ориентация в пространстве (право-лево, верх-низ, над-под-на, в-из, выше-ниже)
- ориентация на плоскости
- «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что добавилось?», «Сделай, как было»
- штриховка в разных направлениях, обводка
- орнамент по памяти
- лепка
- мозаика, пазлы
- Лабиринт: нарисовать лабиринт на бумаге в клеточку под диктовку: «Одна клеточка вниз, две налево, одна вверх, три клеточки вниз и т.д.
Возможные трудности
|
Профилактика данных нарушений
Развитие мелкой моторики
- Лепка из пластилина
- Спички и палочки
- Нитки, веревочки, шнурки
- «Ниткография»
- «Маленький портной»
- Пуговицы
- Шарики, бусинки
- Бумага
- Ножницы
- «Фасоль и горох»
- Пробки, камешки, прищепки
- Проволока
Как облегчить малышу процесс овладения грамотой?
- Исправлятьнарушения звукопроизношениядо школы
- Формировать умение слышать и различать звуки речи
- Совершенствовать грамматический строй речи
- Расширять словарный запас
- Развивать зрительное восприятие и оптико-пространственную ориентировку
- Развивать мелкую моторику
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...
Речевая готовность к школьному обучению
Презентация с представлением основных возможных трудностей при овладении письменной речью, направления работы по их предупреждению....
Речевая готовность к школьному обучению
Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку именно пр...
"Речевая готовность к школьному обучению".
quot;Речевая готовность к школьному обучению". В чем она заключается?...
Консультация для родителей с мультимедийным приложением "Речевая готовность к школьному обучению"
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в видуне отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основн...
Речевая готовность к школьному обучению.
В презентации четко представлены основные критерии речевой готовности ребенка к процессу школьного обучения, а так же направления работы для родителей....