Речевая готовность к школьному обучению
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы.
Поэтому давайте уточним, а что, собственно, подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на родительском собрании. Свое выступление хочу начать с вопросов: Что же такое логопедия?  Кто такой логопед? Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

В группе проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;

-  развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

-совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

-индивидуальный подход к ребенку;

-совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Вся перечисленная работа проводится в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы.
Поэтому давайте уточним, а что, собственно, подразумевается под понятием
«Речевая готовность к школьному обучению» (презентация)

1. Звуковая сторона.
У вашего ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков.

2. Сформированность фонематических процессов
Это подразумевает:
• Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы - умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), твердости – мягкости (банка – белка), свистящие – шипящие (сок – шок), слова, отличающиеся одним звуком. 
• А также навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова: уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет), выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове. Определять количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

3. Словарный запас должен соответствовать возрасту.
Словарь ребенка до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных).

4. Иметь грамматически правильно оформленную речь. 
• Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования ( стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).
• Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней лис); 
• Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто), правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);
• Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева)

5. Связная речь
• Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.
• Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. 
• Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

6.Мелкая моторика.
Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова. Виртуозное нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках в дошкольном детстве не подразумевает должного уровня развития мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Логопед: Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Было очень приятно всех вас видеть. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая готовность к школьному обучению Подготовила учитель-логопед Петрова Елена Николаевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» пгт. Приволжский Волжского муниципального района

Слайд 2

У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп. Звуковая сторона речи

Слайд 3

Сформированность фонематических процессов Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

Слайд 4

Соответствующий возрасту словарный запас. Словарь ребенка до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам

Слайд 5

Иметь грамматически правильно оформленную речь. Уметь изменять и образовывать новые слова, согласовывать их между собой, употреблять сложные предлоги.

Слайд 6

Связная речь Уметь связно, последовательно и четко формулировать основную мысль высказывания. Владеть навыком пересказа, составления рассказа.

Слайд 7

Мелкая моторика Иметь достаточный уровень развития мелкой моторики и графомоторики

Слайд 8

Развивайте мелкую моторику ! Не покупайте бесконечное количество тетрадей-прописей, а лучше больше лепите, нанизывайте бусины, пуговицы, а используя раскраски опять помните, что лучше меньше, да лучше!

Слайд 9

Помните: все в ваших руках! Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки! Будьте терпеливы и терпимы!

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...

Речевая готовность к школьному обучению

Презентация с представлением основных возможных трудностей при овладении письменной речью, направления работы по их предупреждению....

"Речевая готовность к школьному обучению".

quot;Речевая готовность к школьному обучению". В чем она заключается?...

Консультация для родителей с мультимедийным приложением "Речевая готовность к школьному обучению"

  Когда говорят о      "готовности к школе", то имеют в видуне отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основн...

Речевая готовность к школьному обучению.

В презентации четко представлены основные критерии речевой готовности ребенка к процессу школьного обучения, а так же направления работы для родителей....

Критерии речевой готовности к школьному обучению.

Критерии речевой  готовности ребёнка к школьному обучению....