Методическая копилка
материал

Милецкая Виктория Александровна

Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ Казанская СОШ Большеярковский детский сад «Колокольчик»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе

«В гостях у звуков С – З»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию

«В гостях у звуков С – З»

Углубленно - познавательный тип занятия, старшая группа

Форма совместной деятельности – фронтальная

Учебно – методический комплекс: Музыкальное сопровождение, мягкие игрушки: сова и заяц, дидактическая игра «Найди домик звука».

Средства – Технические (аудиоплеер)

Оборудование: карточки с изображением совы и зайца, карточки, картинки с изображением воды из крана и комара, сюжетная картина «Зима», карточки с изображением слов - предметов, в которых есть звуки «С-З».

Предварительная работа: Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, чистоговорок, речевые упражнения «Угадай песенку», «Произнеси правильно».

Программное содержание:

Цель: Овладение речью как средством общения.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков;
  • Учить различать на слух и отчётливо произносить  сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: «С – З»;
  • Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);

Развивающие:

  • Продолжать развивать фонематический слух;
  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи;

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Ход ООД

1. Вводная часть

Звучит  лёгкая мелодия, создающая атмосферу волшебства.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство и где оно бывает? (Ответы детей). А вы хотите попасть в сказку?  (Ответы детей). Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств – государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

Загадка:

Всю ночь летает

Мышей добывает.

Станет светло,

Спать летит в дупло.

                                (Сова)

2. Основная часть

В: Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова? (Ответы детей)  Правильно, в этом царстве Сова – хозяйка звука «С».

В:  Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте, отгадав загадку.

Загадка:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

                                  (Заяц)

В: Молодцы, угадали. А вы знаете, с какого звука начинается слово Заяц? (Ответы детей) Правильно. Зайка  – хозяин звука «З» в волшебном царстве.

В: Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали?  (Ответы детей)  Царство звуков «З и С».

В: А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся. (Мягкие игрушки зайца и совы)

В: Ребята,  посмотрите какие грустные заяц и сова, что же могло случиться? Хотите узнать?  (Ответы детей). В: Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда  снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? (Ответы детей) А Зайка и Сова будут нам помогать.

(Далее  от имени Зайки и Совы даю  детям задания).

В: Первое задание.  Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите (дети произносят звук «З»)

В: А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите (дети произносят звук «С»).

В: А теперь я  буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.

В: Воспитатель произносит звуки: «С-З-С-С-З-З». Дети выполняют задание.

В: Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) А что характерно для времени года зима? (ответы детей)

В: Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть.

Словесная игра «Назови последний слог»

Цель: Закрепление правильного произношения звуков «С-З».

Обучающая задача: Повторить последний слог со звуками «С-З» правильно и в соответствии  с заданной интонацией.

Ход игры:

Я буду называть предложения, а вы назовете последний слог, на который оно заканчивается.

Вот летит оса са-са-са

На траве роса –са-са-са

Заплету косу- су-су-су

Я гуляла вчера в лесу су-су-су

Вот идет коза –за-за-за

Не боюсь козы –зы-зы-зы

Вот летит стрекоза –за-за-за
           В: Теперь ребята, вы придумайте слоги с этими звуками.

Усложнение:  Детям предлагается проговаривать каждую строчку чистоговорки с определённой интонацией (с удивлением, с вопросом, с утверждением, с восхищением, с восклицанием).

В: Вот молодцы вы все задания выполнили правильно. Давайте немного разомнемся вместе с Зайцем, а то у нас впереди еще много заданий.

Физминутка «Заяц Егорка»

Заяц Егорка

Свалился в озёрко.

(бегут по кругу, взявшись за руки; в центре на корточках сидит один ребёнок)

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

(дети подбегают к сидящему ребёнку и помогают ему встать

В:  Слушайте следующее задание Зайки.

Дидактическая игра «Найди домик  звука»

Цель: Формирование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: Карточки с изображением слов, в которых есть звуки «С-З».

Обучающая задача: Поместить слова со звуком «С-З» каждый в свой домик с соответствующим звуком.

Ход игры:

Зайка и Сова набирают к себе жителей. У каждого звука есть свой домик.  Надо определить, какой звук есть в этом слове «З» или «С» и поместить предмет туда, где находится домик этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук «з-с»: в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны.

В: Ребята, вы молодцы, справились с заданием все!

В:  Посмотрите, ребята, Зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.

Словесная игра «Построй предложение правильно»

Цель: Совершенствование  умения согласовывать слова в предложении.

Обучающая задача: Исправлять ошибки согласования  слов в предложении, повторить его целиком, проговаривая каждый звук.

Ход игры:

Детям предлагается внимательно слушать воспитателя, когда он будет зачитывать предложения, в которых есть слова с заданными звукам. Дети должны логически правильно  построить предложение и повторить  его целиком, проговаривая каждый звук.

•Глаза закрыли Зину.

•Захар болит у зуба.

•Ваза стоит в розах.

(В) Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.

Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка и приглашают в гости.

3. Заключительная часть

Рефлексия:

-Ребята, что мы сегодня с вами делали?

- Что позволило нам помочь зайчику и сове?

-  Все ребята молодцы, активно работали и справились со всеми заданиями!

- Саша, Маша и Алёна  помогли зайчику и сове составить правильно предложения!

- Матвей, Костя и Рита хорошо справились с заданием, где нужно было найти домик для звуков!

- Что было сложно выполнять (легко)?

 



Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ Казанская СОШ Большеярковский детский сад «Колокольчик»

Конспект организованной образовательной деятельности

 по познавательному развитию в средней группе

«Прогулка в лес»

Воспитатель: Милецкая В.А.

Конспект организованной образовательной деятельности

 по познавательному развитию

«Прогулка в лес»

Углубленно - познавательный тип занятия по экологии,  средняя группа

Форма совместной деятельности – фронтальная

Учебно – методический комплекс: книжка – малышка с загадками, материал к дидактической игре «Каждое дерево в свой лес».

Средства – наглядные:  карточки с изображением разных деревьев хвойных и лиственных, сюжетные картинки лес хвойный, лес лиственный.

Оборудование: музыкальный центр, шишки и ветки березы, ели и сосны.

Предварительная работа: наблюдения за живой природой на прогулке,    разучивание стихов о природе,    наблюдения за елью, сосной на территории ДОУ,    чтение литературы, рассматривание иллюстраций о лесе;

Программное содержание: 

Цель: Формирование элементарных экологических представлений.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представления детей о деревьях;
  • Совершенствовать диалогическую речь;
  • Активизировать словарь по данной теме;

 Развивающие:

  • Совершенствовать умение  сравнивать деревья по внешним признакам, группировать их;
  • Поддерживать проявления исследовательской активности детей;
  • Продолжать закреплять знания детей о правилах поведения в природе;

          Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

Словарная работа: береза, осина, ель, сосна, березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор, хвойный лес, лиственный лес, белоствольная,  хвоинки, хвоя.

Ход ООД

  1. Вводная  часть

Дети входят в группу, где звучит пение птиц.

 Воспитатель:  Ребята, куда это мы с вами попали?

 Дети: В лес.

-Воспитатель:  Почему вы решили, что это лес?

- Дети: Птицы поют, вокруг много деревьев.

- Воспитатель: Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:  

«Нам в дождь и зной поможет друг,

 Зеленый и хороший,

 Протянет нам десятки рук

 И тысячи ладошек».      (Дерево)

Пойдемте дальше  и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.

  1. Основная  часть

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру  «Назови дерево».

Словесная игра с мячом «Назови дерево»

Цель: Формирование знаний о деревьях.

Оборудование: мяч

Обучающая задача: Назвать как можно больше деревьев.

Ход игры:

Детям по очереди педагог бросает мяч и каждый должен назвать дерево, которое он знает. Повторяться нельзя.. Например: ива, тополь, рябина, берёза, дуб, осина, ясень, клён, яблоня, липа и др. Победителем станет тот, кто назовёт дерево последним.

Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием. Как вы думаете, чем похожи все деревья между собой?

Дети: У них есть ствол, ветви, листья, корни.

- Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево среди карточек, о котором в ней говорится:

«Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане».     (Береза)

- Правильно, это береза.

- Послушайте загадку:

«Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок…осины».      

- Как вы думаете, чем отличается береза от осины? (Ответы детей)

- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

Воспитатель:  Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза. Береза - единственное  в мире дерево с белой корой.

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

Воспитатель:  Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

Воспитатель: Чем еще отличаются эти  деревья? (Ответы детей)

Воспитатель:  Обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Ответы детей)

Воспитатель: Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

Воспитатель: У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

Воспитатель Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

Воспитатель Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

Воспитатель Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.

Повторите, пожалуйста.

Воспитатель: Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

Воспитатель: Лес, где растут  березы,  осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

Воспитатель: Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

Дети: На ветвях этих деревьев растут листочки.

Воспитатель: Ребята, вы так много отвечали на вопросы, давайте не много отдохнём!

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.

(руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.

(наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(руки вверх, помахать ими).

Воспитатель: Ну вот, отдохнули. Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

Воспитатель:  Какие деревья  растут в хвойном лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно это с осны и ели. Кто знает загадку про ель и сосну?

«Зимой и летом одним цветом».

Воспитатель:  Почему эти деревья стоят зеленые?

Дети: Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

Воспитатель:  Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

-Воспитатель: Что вы можете рассказать о ёлочке?

Дети: Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

Воспитатель:  Какой ствол у сосны?

Дети:  Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

-Воспитатель: Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

-Воспитатель: Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

-Воспитатель:  Чем они похожи? (Ответы детей ) Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

 «Даже елки мы вначале

 От сосны не отличали:

 Раз растут иголочки,

 Значит, это елочки.

 А когда на ветку ели

 Мы поближе поглядели,

 Оказалось, что она

 Не такая как сосна».

Воспитатель: Так чем же отличается сосновая ветка от ветки сосны?

Дети:  Иголочками.

Воспитатель:  По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

Воспитатель: Скажите, почему хвойный лес так называется?

Дети отвечают.

Воспитатель:   Какие хвоинки у сосны?

Дети:  Длинные, мягкие, светлые.

Воспитатель:  А у ели?

Дети: Короткие, колючие, темные.

Воспитатель: Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки? (Ответы детей)

Воспитатель: Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной. Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

Дети отвечают, сравнивают

Воспитатель:  Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой). Какие шишки  у ели?

Дети: Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

Воспитатель:  Что вы расскажете про сосновые шишки?

Дети: Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Воспитатель:  Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Воспитатель:  Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».

Дидактическая игра «Каждое дерево в свой лес»

Цель: Формирование умения классифицировать разные виды деревьев.

Оборудование: Карточки хвойных и лиственных деревьев.

Обучающая задача: Разложить деревья хвойные и лиственные, каждое в свой лес.

Ход игры:

Перед детьми располагаются карточки с изображением деревьев лиственного и хвойного леса и большая карта Лес. Детям предлагается разложить каждое дерево в свой лес. В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда.

Воспитатель: Молодцы ребята!  Красивы леса в любое время года! Как сберечь такую красоту?

Дети:  Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали.  

  1. Заключительная часть

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, вы все сегодня активно принимали участие в играх!

Воспитатель: Паша и Таня хорошо отвечали на вопросы. Серёжа, Маша, Коля, Саша Юля  и Маргарита активно принимали участие в игре «Назови дерево»

Воспитатель:  Ребята, где мы с вами сегодня побывали и чем занимались?

Вам понравилось сегодня?

Воспитатель: Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья  в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.  И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу  только потому, что их очень мало осталось или они погибли.

 «Мне по нраву только тот,

 Мир лесной кто бережет,

 Тот, кто веток не сломает,

 Тот, кто птичку не спугнет,

 Мухомор сшибать не станет,

 И костер не разведет,

 Кто всегда, всегда в лесу

 Уважает тишину».



Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ Казанская СОШ Большеярковский детский сад «Колокольчик»

        

Конспект организованной образовательной деятельности

 по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

«Во саду ли в огороде»

Воспитатель: Милецкая В.А.

Конспект организованной образовательной деятельности

 по познавательному развитию

«Во саду ли в огороде»

Обобщающий  тип занятия по экологии,  средняя группа

Форма совместной деятельности – фронтальная

Учебно – методический комплекс: книжка – малышка с загадками, материал к дидактической игре «Вершки-корешки», «Разложи фрукты и овощи».

Средства – наглядные:  карточки с изображением фруктов и овощей, сюжетная картинка сад и огород.

Оборудование: корзинка, свежие овощи и фрукты, тарелки, вилки.

Предварительная работа: Рассматривание овощей и фруктов, знакомство с профессиями – садовод, овощевод, чтение стихов и песен.

Программное содержание: 

Цель: Формирование элементарных экологических представлений.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей замечать и называть изменения в природе: осенью созревают плоды и корнеплоды;
  • Закреплять умение детей выделять характерные, существенные признаки фруктов и овощей;
  • Учить употреблять существительные с обобщающими значениями: овощи, фрукты;
  • Закреплять представления детей об условиях и способах ухода за садово - огородными растениями;

Развивающие:

  • Совершенствовать умение  сравнивать  овощи и фрукты по внешним признакам, группировать их;
  • Совершенствовать вкусовые ощущения детей;

          Воспитательные:

  • Продолжать работу  по формированию доброжелательных отношений между детьми.

Ход ООД

  1. Вводная  часть

Воспитатель: Ребята вы любите овощи и  фрукты? (Ответы детей)

- А как называется время года, когда мы собираем овощи и фрукты? (Ответы детей)

В: Правильно! Время года, когда мы собираем урожай овощей и фруктов называется – Осень!

  1. Основная  часть

В: Я буду читать стихотворение, а вы договаривать слова.

Здесь весною было пусто,

И красавец, великан-

Летом выросла …. (капуста) 

Темно синий (баклажан) 

Собираем мы в лукошко

Дождались мы, наконец

Очень крупную (картошку) 

Там созрел уж (огурец)

От дождя земля намокла-

 Для Володи и Катюши

Вылезай толстушка (свекла)

 Соберем в корзину … (груши)

Из земли за чуб плутовку

Для начинки в пироги

Тянем сочную (морковку) 

Набираем …. (яблоки)

Помогает деду внук,

Вот и все! Хоть и устали,

Собирает с грядок (лук)

 Урожай мы весь собрали!

Вот зеленый толстячок-

Крупный гладкий … (кабачок)

Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас в корзинке все овощи и фрукты смешались. Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты. Поиграем в игру.

Дидактическая игра  «Разложи овощи и фрукты».

Цель: Закрепление знаний детей о фруктах и овощах.

Оборудование: Предложены 2 корзинки: одна корзинка для фруктов, вторая для овощей. Приготовлены маленькие картинки овощей и фруктов.

Обучающая задача: Разложить картинки овощей и фруктов в соответствующие корзинки, комментируя все свои действия.

Ход игры:

Детям предлагается рассмотреть игру, вспомнить что такое урожай. Это слово встречалось на занятиях, поэтому дети без особых усилий вспоминают его значение, далее дети вспоминают название овощей и фруктов, выделяют основные особенности внешнего вида, где они растут. Затем детям предлагается разложить овощи и фрукты в соответствующие корзинки: Овощи в корзинку для овощей,  фрукты в корзинку для фруктов.

В:  А теперь, давайте проверим, не ошиблись ли мы (называем овощи и фрукты, исправляем ошибки).

В: Вы ребята молодцы, я вижу, что вы знаете овощи и фрукты.

В: А теперь давайте немного отдохнём.

Физминутка «Овощи и фрукты – вкусные продукты»

Овощи и фрукты      (наклониться вниз, достать до пола руками (огород) выпрямиться, потянуться руками вверх (сад)

Вкусные продукты .  (погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)

В огороде               (наклоны вниз, достать руками до пола (собираем))

И в саду                  (выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем урожай в саду)

Для еды я их найду.  (погладить правой рукой по животику, затем левой)

В: - Ребята, осень это пора сбора урожая. Посмотрите на картинку, как вы думаете. Как она называется?  (Показываю картинку при затруднении помогает). Рассмотрите ее.

- Где выращивают овощи? (ответы детей)

- На чем растут овощи? (ответы детей)

- Как готовят землю к посадке? (ответы детей)

- Что сажают в землю? (ответы детей)

- Как ухаживают за овощами? (ответы детей)

- Когда собирают урожай?

- Кто ухаживает за овощами? (ответы детей)

В:  Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде. Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю. А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод.

В: Ребята, а вы, наверное, знаете, что у разных овощей съедобные разные части. У одних овощей вершки, а других корешки, а у третьих и вершки и корешки.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Вершки-корешки».

Дидактическая игра «Вершки – корешки»

Цель: Закрепление  знаний детей  о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Оборудование: Карточки, разрезанные на две половины, на одной половине вершки овощей, а на другой половине корешки.

Обучающая задача: Найти себе пару: подобрать к своему вершку корешок.

Ход игры:

 Сегодня мы поиграем в игру, которая называется "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (Взрослый разделяет детей и ставит их друг против друга) - Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли?

А теперь быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.

(Можно провести под музыку, как подвижную игру). Дети после первого раза обмениваются вершками и корешками.

Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения. Оценка деятельности детей.

Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики. Вывешивает другую картину, обращает на нее внимание детей.

- Что изображено на этой картине? (сад)

- Что выращивают в саду? (ответы детей)

- На чем растут фрукты? (ответы детей)

- Кто ухаживает за садом? (ответы детей)

В: Фрукты выращивают в садах. Они растут на деревьях. Ухаживает за фруктами садовод.

В:  Хотите побывать во фруктовом яблочном саду? Закройте глаза и представьте, что мы пошли с вами гулять и пришли в сад. В саду стоит яблоня. А на ее ветке висит красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясем, в руки яблочко возьмем. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблоко лежит, вдохните аромат яблочка, (дыхательная гимнастика 3 раза).

В: Попробуем ребята, угощение осени, пройдите за стол. Посмотрите, кто узнал, что лежит на тарелочках?

Дидактическое упражнение «Расскажи какой на вкус»

Цель: Совершенствование вкусовых  ощущений  детей. Активизирование словаря детей по теме.

Оборудование: Настоящие овощи и фрукты, тарелки, вилки.

Обучающая задача: Попробовать фрукт или овощ и описать, какой он на вкус.

Ход ООД

Наколите на вилку то, что бы вы хотели попробовать. Попробуйте и опишите вкус овощей и фруктов. Какой на вкус помидор? И т. д.  (Ответы детей).

Воспитатель: - Во всех овощах много витаминов, значит, все они полезны для человека. Не зря говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки».

В: Спасибо осень за твои дары.

Осень: Воспитатель от лица осени: Я, осень – веселая пора! Спасибо, что вы поиграли со мной. Мне было очень интересно с вами. А сейчас я прощаюсь с вами. До новых встреч, ребята!

  1. Заключительная часть

Рефлексия.

  • Ребята, вы все сегодня активно принимали участие в играх!
  • У  Саши, Маши, Паши и т.д.   хорошо получилось раскладывать фрукты и овощи по корзинкам.
  • Марина, Оля и Витя  вы быстро отгадывали загадки.
  • Петя, Оля и Ира активно принимали участие в  беседе об овощах и фруктах.
  • Ребята, где мы с вами сегодня побывали и чем занимались?
  • Как называют человека, который ухаживает за овощами? За фруктами?
  • Вам понравилось сегодня?



Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ Казанская СОШ Большеярковский детский сад «Колокольчик»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе

«В гости белочка пришла»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

«В гости белочка пришла»

Углубленно - познавательный тип занятия, младшая группа

Форма совместной деятельности – фронтальная

Учебно – методический комплекс: иллюстрация большой и маленькой елочки,  иллюстрации с изображением частей суток (утро, день, вечер, ночь, цветы (5 штук, бабочки (5 штук, иллюстрация кошки из геометрических фигур.

Средства –  Наглядные: игрушка – белочка.

Оборудование: Для детей: геометрические фигуры (для каждого) листочки зелёные - широкие, листочки жёлтые – узкие, две корзинки разного размера: большая и маленькая.

Предварительная работа - подготовка дидактического материала, работа с подгруппой детей, изучение методической литературы, изучение с детьми картинок с временами суток, разгадывание загадок, работа детей у доски методом приложения.

Программное содержание:

Цель: Формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
  • Учить понимать вопросы: «Сколько?», «Чего больше? (меньше?)», «Поровну ли?»;
  • Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро-вечер;
  • Продолжать активизировать словарный запас детей;

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать один  предмет с другим по ширине и величине в целом, пользуясь приёмами наложения и приложения;
  • Развивать умение сравнивать две группы предметов на основе их взаимного сопоставления;

Воспитательные:

  • Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход ООД

  1. Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня, когда я шла в детский сад, мне сорока на хвосте принесла, что к нам сегодня в нашу группу придёт гость.  Ой! Слышите?! Кто-то к нам стучится, пойду, открою дверь. Ребята, к нам пришла  гостья, посмотрите, кто это?

Дети: Это белочка

В: Правильно, это – белочка!

2.Основная часть

В: Наверное, белочка пришла к нам не просто так, у неё что-то случилось, я спрошу у неё.

В: Белочка говорит, что пришла она из леса. А в лесу есть «Лесная школа для зверят», где она учится уму - разуму. Но им задали очень сложные задания, с которыми они не могут справиться, и прислали к нам белочку за помощью. А вот и те самые задания в корзиночке у белочки.

В: Ну что, ребята, поможем нашим лесным зверятам справиться с заданиями?

Д: Да

В: Тогда начнём!

  1. Вот и первое задание.

Дидактическая игра «Бабочки и цветы»

Цель: Формирование умения устанавливать равенство и неравенство двух множеств, путем наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.

Оборудование: карточки с изображением бабочек и цветов.

Ход игры

На лесной полянке выросли цветочки. Посмотрите, какие они красивые. Сколько их? (много). Вот прилетели бабочки. Сколько бабочек? (много). Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик. Давайте, посадим каждую бабочку на свой  цветок. Сколько бабочек? Чего больше бабочек или цветков? Почему? Что нужно сделать, чтобы бабочек и цветков стало поровну? Вот летит ещё одна бабочка. Что теперь можно сказать о количестве бабочек и цветков? Бабочек и цветов стало поровну. Цветов столько же сколько бабочек! Всем бабочкам хватило домиков – цветков.

2. А вот и следующее задание:

Но сначала нужно отгадать загадку:

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с тёплым молоком.

В: Кто это?

Д: кошка

В: Правильно.

Дидактическая игра «Собери кошку»

Цель: формирование умения различать геометрические фигуры.

Оборудование: геометрические фигуры, вырезанные из картона: круг, квадрат, треугольник.

Ход игры:

Воспитатель говорит: Ребята, посмотрите, какая необычная у меня кошка!

В: Из какой геометрической фигуры у кошки туловище?

Д: треугольник

В: А голова?

Д: круг

В: А ушки и ножки

Д: треугольник

В: хвостик?

Д: из квадрата

В: Правильно, теперь посмотрите, у вас на столах, на тарелках лежат геометрические фигуры, попробуйте сами из таких же геометрических фигур составить кошечку.

В: Молодцы, и с этим заданием вы справились. А теперь немного отдохнём.

Физминутка «Будем пальчики считать»

Дети садятся на ковре и играют с пальчиками «Будем пальчики считать».

1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.

(загибаем пальчики)

Вот кулак, а вот ладошка.

(Показать кулак и ладошку)

На ладошку села кошка и крадется потихоньку,

(По ладошке, перебирая пальчиками, продвигается другая ладошка)

Может, мышка там живет?

Кошка мышку стережет. Мяу!

(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

3 задание

Дидактическая игра «Собери листочки»

Цель: Формирование умения сравнивать предметы по заданным признакам.

Оборудование: листочки жёлтого цвета узкие  и зелёного цвета широкие. Корзинки разных размеров.

Ход игры:

В: Посмотрите, ребята, здесь на столе лежат листочки! Подойдите, посмотрите, они какие? (Ответы детей)

В: Мальчики соберут широкие листочки, а девочки – узкие, нужно взять только по одному.

В: Егор, какой листочек ты взял? А какого он цвета?

Д: широкий, зелёный

В: Милена, а ты, какой листочек взяла? А какого он цвета?

Д: узкий, желтый

В: А теперь посмотрите, мы видим две корзинки. Ребята, они одинаковые? (Ответы детей). Одна корзинка большая, а вторая маленькая. Вот теперь мальчики положат свои листочки в большую корзинку, а девочки – в маленькую.

В: Молодцы!

В: А теперь, садитесь на свои стульчики, и будем дальше белочке помогать.

4 задание.

Ребята, белочка положила вам тут какие-то картинки. Но чтобы их увидеть, надо отгадать загадки:

1. Петушок зарю встречает,

Мама деток умывает,

Иней на траве, как пудра.

Что за время суток? (Утро)

2. Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (День)

          3. День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный. (вечер)

          4. Солнце село. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется. (ночь)

В: Ну вот, ребята, мы с вами и справились с заданиями.


Спасибо вам, ребятки, говорит белочка, вы ей очень помогли, она много узнала, но ей пора возвращаться в лес. Белочка побежала выручать своих друзей.

Давайте попрощаемся с белочкой! (Дети прощаются с белочкой).

3.Заключительная часть.

Рефлексия

В: Ребята, вы все молодцы, со всеми заданиями справились хорошо!

- Вот вы ребята, (Саша, Маша, Петя, Ваня, Катя, Таня) помогли найти бабочкам свои домики-цветочки.

-  Коля, Оля, Валя, Ира, Женя быстро отгадали загадки.

- Яна, Миша, Гриша, Паша и Люба помогли белочке разложить листья по корзинкам.

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Вам понравилось помогать белочке?



Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ Казанская СОШ  Большеярковский детский сад «Колокольчик»

                                                                                                 Воспитатель: Милецкая В.А.

http://dxline.ru/img/herb/1156_1219_1.jpg

Береза – самое распространенное дерево в нашей стране. Она растет в деревнях и городах, в лесах вперемешку с елями и соснами или целыми рощами, которые так и называют - березовые.

Березу ни с чем не спутаешь. Такого белого ствола ни у одного дерева больше нет. А еще у березы бывает сок. Его собирают с приходом весны и до тех пор, пока не начнут распускаться почки, то есть до появления листьев. Что бы получить сок, в коре делают надрез. По капелькам в нем собирается влага. Сок прозрачный, слегка сладковатый на вкус. Можно найти соломинку, которую легко получить из сухой травинки, и попить березовую водичку через нее. После нужно прикрыть надрез кусочком мха, чтобы сок просто так не стекал на землю. Весной на березе первыми появляются сережки, а потом уже распускаются листья.

Сережки – это цветки, а название свое они получили, так как похожи на длинные женские серьги. В мае береза зеленеет. А осенью на березе появляются новые сережки, но это уже плоды, в которых находятся семена.  Упадет семечко на землю, из него вырастет новая березка.

Осенью листья начинают желтеть. В это время рядом с деревьями грибники находят подберезовики. Подберезовики – ценные грибы, вкусный  суп из них получается, и жарить их можно. Эти грибочки не только любят расти рядом с березами, но и похожи ни них. Ножка у подберезовика белая с черными полосками.

Береза полезна человеку не только соком и растущими под ней подберезовиками. Самые лучшие дрова – березовые. По сравнению с другими, при их горении выделяется больше тепла. Из древесины делают фанеру, игрушки. Из коры получают особое вещество – деготь. Он входит в состав мазей для лечения ран. Верхний слой коры называется – берестой. Когда-то на Руси береста играла роль бумаги, на ней писали. Народные умельцы из бересты делают очень красивые лукошки, корзинки, коробки.

Стихотворения о берёзе

И. Наумов
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти, 
Почки в листья распусти.


Н. Нехаева
Вот берёзы у откоса
Стайкой встали у реки,
Засверкали в длинных косах
Жёлтых листьев огоньки.

Ю. Алешин
Дуб корой покрыт шершавой.
Ель корой, как чешуёй.
У берёзоньки кудрявой
Ствол покрытый берестой.


А. Гришин
Вся в серёжках. Не боится
Вьюги и мороза.
Белоствольная царица-
Русская береза

М. Мишакова
Ветер в поле на рассвете
Модницу-берёзку встретил.
Ветер дунул на берёзку -
И испортил ей причёску!

А. Тесленко
Как у нашей у березки,
Очень славные сережки,
Как сройна, и как мила,
Это вновь весна пришла

Загадки про берёзу

Хоть малая, хоть большая —
где стоит, там и шумит.
(Береза)

•Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёзка)

•Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)

•Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)

•Стоит Федосья,
Распустив волосья.
Приглашали девочки
Завивать веночки,
Завивать веночки,
На тёплые денечки.
(Берёза)

•Стоит Алёнка: 
платок зелёный, 
Тонкий стан, 
и белый сарафан.
(Береза)

•И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряжках и серёжках.
Это белая...(Березка)

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(Березы)

Вопросы для беседы

Воспитатель:

Белая берёза косы распустила,

Белая берёза ветки опустила.

Желтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают.

- Понравилось вам стихотворение? Это стихотворение и о нашей березке.

- Ребята, посмотрите, наша  береза кудрявая. Посмотрите сколько у нее много красивых развесистых веток. (Предлагаю детям дотянуться до нижней ветки).

- Кто сможет дотянуться до нижней ветки? Видите, какое оно высокое, даже трудно дотянуться до самой нижней ветки.

Наклонив ветку, даю возможность поближе рассмотреть листья, обращаю внимание на форму листьев.

- На улице весна и на дереве распустились первые листочки. Посмотрите какие они? (тонкие, молодые)

- Какого цвета листья? (зеленые).

- Дети, а листочки у березы маленькие или большие?

- Правильно, листочки у березы маленькие, но бывают и большие.

- А теперь, кто мне скажет, где у дерева ствол? Правильно.

- А ствол только внизу или он тянется до самой верхушки дерева?

- А можно ли обхватить дерево руками? Попробуйте ребята. (3-4 детям предлагаю попробовать обхватить ствол березки).

- Почему пальчики не достают друг друга?

- правильно, потому что ствол у березки толстый.

- А теперь, …., покажет нам можно ли обхватить веточку.

- да, можно обхватить, даже только одними пальчиками. А почему?

- Правильно, потому что веточки тонкие. Предлагаю 3-4 детям обхватить веточки пальцами.

- А теперь давайте поиграем в игру. Дети встают вокруг дерева и делают соответствие словам движения:

Ветер дует нам в лицо (помахать в лицо руками)

Закачалось деревцо. (покачиваться в стороны, руки наверху)

Ветерок все тише, тише… (приседание)

Деревцо все выше, выше. (тянуться вверх за руками).

В заключение отвожу детей на некоторое расстояние и снова предлагаю полюбоваться деревом. Спрашиваю, как называется? Из каких частей состоит? Какого цвета листочки?

http://national-travel.ru/images/photos/medium/ej-58d97535dccc1.jpg

Еж – дикое животное, живущее в наших лесах. Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы у ёжика короткие с маленькими коготками. На спине ёж носит колючие иголки. А как же ему без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернется ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй-ка, съешь его.
Ежи быстро привыкают к людям, пьют из блюдца молоко, а мышей ловят не хуже кошек.

Ёжик – хищник. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек. 
Возле старого пня ежик устраивает себе норку и устилает её сухими опавшими листьями. Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Ёж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберется в свой теплый уютный домик и крепко проспит до весны. Накроет пушистый снег ежиную норку, никто под снегом не найдет и сон не потревожит.
Когда пригреет теплое, весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ежик выходит из норы. Весной в ежиной норе появляются ежата, они родятся с закрытыми глазами и ушами. Иголок на ежатах сначала нет, они появляются через час-полтора после рождения – белые, мягкие. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое место. Когда малыши подрастут, откроются глазки и ушки, а иголки потемнеют и станут твердыми, ежата выходят из норы. Они бегают следом за мамой-ежихой, смешно пофыркивая и постукивая коготками. Ёж и ежиха учат искать ежат пропитание, ловить жуков, моллюсков, мышей.
Днем ежи спят в норе под старым пнем, а ночью выходят на охоту.

Стихотворения о ёжике

*****

Ёжик, ёжик,
Видишь: дождик
Так и льёт
Как из ведра.
Может, на небе дыра?

Что сидеть без толку?
Доставай иголку.
По тропинке в горку топай,
Дырку на небе заштопай.

Степанов В.


*****
Ёжик маленький, колючий
Увидал на небе тучи:
- Не хочу мочить я ножки!
Где лежат мои галошки?

*****
Ёж, живущий рядом с нами,
Громко топает ночами.
Мама все ругается,
Что не высыпается.

Мармазов Анатолий

*****
Ежик мчался по дорожке,
А за ним бежал Сережка.
Протянул Сережка ручку,
Ежик выставил колючку:
«Осторожнее малыш!
Я ведь ежик, А не мышь!
Зверь колючий я лесной,
Не гоняйся ты за мной».
Ефимова Т.


Загадки про ежа

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Еж)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(Еж)

В клубок свернется,

Взять не дается.

(Ежик)

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовется это ... (еж)

Ежик вырос в десять раз,

Получился ... (дикобраз)

Не портной, а всю жизнь

С иголками ходит.

(Еж)

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

(Еж)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ежик)

Иголки лежали, лежали

Да под стол убежали.

(Ежик)

Шубка — иголки.

Свернётся он — колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? (Ёж)

Вопросы для беседы

Ребята, посмотрите ежик, он что-то хочет сказать нам. (Слушает) Он говорит , что потерялся в лесу и чтобы ему помочь, мы должны как можно больше интересного про него рассказать. Тогда его мама найдет. Поможем?

Воспитатель:

  • Где живут ежи?
  • Какие иголки у ежа?
  • Для чего ежу иголки нужны?
  • Какие у него  глаза?
  • Какие лапки у ежа?
  • Расскажите, чем он питается?
  • В какое время года появляются ежата?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Методическая копилка

Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...

Моя методическая копилка

Из моего портфолио...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...