Пальчиковые игры по сказкам как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа)
Содержание
- Введение
- Цели и задачи
- Особенности развития детей раннего возраста
- Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
- Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста
- Развитие мелкой моторики на примере дидактической игры в сказку «Репка»
- Вывод
- Список используемой литературы
1.Введение
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал "Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"
Актуальность мелкой моторики бесспорна и развивать ее нужно с пеленок.
Я работаю с детками раннего возраста. Детки моей группы маленькие и им не хватает уверенности, воображения, самостоятельности, плохо развита моторика. Для развития моторики важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
2. Цели и задачи
Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам использования продуктивных видов деятельности
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
-Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
- Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.
- Формировать координацию движений.
-Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
- Способствовать развитию творческих способностей.
-Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
3. Особенности развития детей раннего возраста
Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.
Первый период - от года до полутора лет.
Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он - исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.
Второй период - от полутора до 2 лет.
Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.
Третий период - от 2 до 3 лет.
Это период наиболее активного умственного развития ребенка.
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.
К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.
Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.
Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.
4. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая мелкую моторику, вы развиваете не только его пальцы.
Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об одном из показателей) о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе.
Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.
5. Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста
Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики игр можно придумать огромное множество – причем, из подручных средств:
Игры-шнуровки. Задача – пришнуровать яблоко к колючкам на спинке у симпатичного ёжика.
Игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких движений пальчиками.
Занимаемся лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет.
Домашняя песочница. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
Изготовление коллажей и поделок. Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, и создаем настоящие лесные шедевры.
Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики: расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч.
Играем в Золушку. Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
Кот в мешке. Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.
Конструктор.От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало!).
Делаем бусы! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых простых вариантов
Картины из пластилина и круп. Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
Подбираем крышки к банкам. Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы кораблик поплыл».
6.Развитие мелкой моторики на примере дидактической игры в сказку «Репка»
Мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в период детства и, конечно, чтобы заинтересовать детей, важно использовать игровые приемы. Одним из таких приемов является создание дидактической сказки.
Для своей работы я взяла сказку «Репка». На примере этой сказки я покажу, как можно развивать мелкую моторику у детей раннего возраста в совместной деятельности с воспитателем.
Сказа Репка
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я вам предлагаю не послушать сказку, а поиграть в нее. А какая это будет сказка, вы догадайтесь сами. Посмотрите, что выросло у нас на огороде?
Дети: Репка.
Воспитатель: Посадил Дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Настало время тянуть репку.
Воспитатель: Что-то дед не идет репку тянуть. Пойдемте, посмотрим. Чем он у нас занят.
Посмотрите, что это у деда?
Дети: (Капуста, морковь)
Воспитатель: Давайте поможем ему сделать салат.
Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту мнем, мнем,
В бочки набиваем,
В погреб опускаем.
Воспитатель: Пришел дед репку тянуть.
Тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.
Воспитатель: Что-то бабка не идет. Бабка одежду постирала, а повесить не успела.
Давайте поможем прищепки прицепить к одежде.
Воспитатель: Пришла бабка репку тянуть.
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
А внучка платье шьет. Давайте, ей поможем украсить платье. ( Игра с пуговицами)
Воспитатель: Пришла внучка репку тянуть.
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка собаку Жучку.
Воспитатель: Ребята, а Жучка дом сторожила, да ключик-то и потеряла.
(Дети ищут ключ в «сухом бассейне с рисом или цветными камушками».)
Воспитатель: Пришла Жучка репку тянуть.
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала собака Жучка кошку Мурку.
Воспитатель: Кошка Мурка в ленточки с котенком играла, распустила их, а смотать не может.
Дети сматывают ленты, а затем гладят котенка.
Воспитатель: Пришла кошка Мурка репку тянуть.
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка Мурка мышку.
Воспитатель: Мышка тоже занята. Она перебирает фасоль.
Дети помогают мышке перебирать фасоль: красную и белую в отдельные тарелочки.
Воспитатель: Пришла мышка репку тянуть.
Тянут, потянут, вытянули репку.
Физкультминутка
Перед нами огород.
Дед на помощь нас зовет.
Вот мы репку посадили.
И водой её полили.
Вырастала репка хороша и крепка.
А теперь её потянем.
И из репы кашу сварим.
И будем от репки здоровые и крепкие.
Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Помогли мы вытянуть репку?
Ребята, сколько у нас репок? Сколько героев? Как вы думаете, когда можно выполнить любую работу?
7.Вывод
Использование отобранных мной дидактических игр на развитие мелкой моторики рук дало положительные результаты и стало эффективным способом работы. Занятия нравятся детям, помогают лучше усваивать изучаемый материал, они с желанием включаются в работу и выполняют задания.
В результате работы над темой:
-создана система дидактических игр для развития мелкой моторики рук.
-подобраны и изготовлены пособия для работы с пуговицами, прищепками.
-постоянно пополняется подборка наглядного материала, методическое обеспечение.
-повышение качества образовательного процесса, у дошкольников наблюдается повышение мотивации обучения, познавательной активности, их творческого потенциала.
8.Список используемой литературы:
Борисенко М. Г.Ю., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. СПб.: Паритет, 2006
Смирнова Е.А., Система развития мелкой моторики у детейдошкольного возраста. СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013
Калмыкова Л.Н., Здравствуй, пальчик. Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр. Волгоград: Учитель, 2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковые игры по сказкам как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры по сказкам как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста
Содержание
- Введение
- Цели и задачи
- Особенности развития детей раннего возраста
- Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
- Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста
- Развитие мелкой моторики на примере дидактической игры в сказку «Репка»
- Вывод
- Список используемой литературы
1.Введение
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал "Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"
Актуальность мелкой моторики бесспорна и развивать ее нужно с пеленок.
Я работаю с детками раннего возраста. Детки моей группы маленькие и им не хватает уверенности, воображения, самостоятельности, плохо развита моторика. Для развития моторики важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
2. Цели и задачи
Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам использования продуктивных видов деятельности
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
-Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
- Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.
- Формировать координацию движений.
-Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
- Способствовать развитию творческих способностей.
-Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
3. Особенности развития детей раннего возраста
Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.
Первый период - от года до полутора лет.
Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он - исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.
Второй период - от полутора до 2 лет.
Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.
Третий период - от 2 до 3 лет.
Это период наиболее активного умственного развития ребенка.
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.
К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.
Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.
Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.
4. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая мелкую моторику, вы развиваете не только его пальцы.
Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об одном из показателей) о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе.
Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.
5. Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста
Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики игр можно придумать огромное множество – причем, из подручных средств:
Игры-шнуровки. Задача – пришнуровать яблоко к колючкам на спинке у симпатичного ёжика.
Игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких движений пальчиками.
Занимаемся лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет.
Домашняя песочница. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
Изготовление коллажей и поделок. Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, и создаем настоящие лесные шедевры.
Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики: расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч.
Играем в Золушку. Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
Кот в мешке. Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.
Конструктор.От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало!).
Делаем бусы! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых простых вариантов
Картины из пластилина и круп. Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
Подбираем крышки к банкам. Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы кораблик поплыл».
6.Развитие мелкой моторики на примере дидактической игры в сказку «Репка»
Мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в период детства и, конечно, чтобы заинтересовать детей, важно использовать игровые приемы. Одним из таких приемов является создание дидактической сказки.
Для своей работы я взяла сказку «Репка». На примере этой сказки я покажу, как можно развивать мелкую моторику у детей раннего возраста в совместной деятельности с воспитателем.
Сказа Репка
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я вам предлагаю не послушать сказку, а поиграть в нее. А какая это будет сказка, вы догадайтесь сами. Посмотрите, что выросло у нас на огороде?
Дети: Репка.
Воспитатель: Посадил Дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Настало время тянуть репку.
Воспитатель: Что-то дед не идет репку тянуть. Пойдемте, посмотрим. Чем он у нас занят.
Посмотрите, что это у деда?
Дети: (Капуста, морковь)
Воспитатель: Давайте поможем ему сделать салат.
Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту мнем, мнем,
В бочки набиваем,
В погреб опускаем.
Воспитатель: Пришел дед репку тянуть.
Тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.
Воспитатель: Что-то бабка не идет. Бабка одежду постирала, а повесить не успела.
Давайте поможем прищепки прицепить к одежде.
Воспитатель: Пришла бабка репку тянуть.
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
А внучка платье шьет. Давайте, ей поможем украсить платье. ( Игра с пуговицами)
Воспитатель: Пришла внучка репку тянуть.
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка собаку Жучку.
Воспитатель: Ребята, а Жучка дом сторожила, да ключик-то и потеряла.
(Дети ищут ключ в «сухом бассейне с рисом или цветными камушками».)
Воспитатель: Пришла Жучка репку тянуть.
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала собака Жучка кошку Мурку.
Воспитатель: Кошка Мурка в ленточки с котенком играла, распустила их, а смотать не может.
Дети сматывают ленты, а затем гладят котенка.
Воспитатель: Пришла кошка Мурка репку тянуть.
Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка Мурка мышку.
Воспитатель: Мышка тоже занята. Она перебирает фасоль.
Дети помогают мышке перебирать фасоль: красную и белую в отдельные тарелочки.
Воспитатель: Пришла мышка репку тянуть.
Тянут, потянут, вытянули репку.
Физкультминутка
Перед нами огород.
Дед на помощь нас зовет.
Вот мы репку посадили.
И водой её полили.
Вырастала репка хороша и крепка.
А теперь её потянем.
И из репы кашу сварим.
И будем от репки здоровые и крепкие.
Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Помогли мы вытянуть репку?
Ребята, сколько у нас репок? Сколько героев? Как вы думаете, когда можно выполнить любую работу?
7.Вывод
Использование отобранных мной дидактических игр на развитие мелкой моторики рук дало положительные результаты и стало эффективным способом работы. Занятия нравятся детям, помогают лучше усваивать изучаемый материал, они с желанием включаются в работу и выполняют задания.
В результате работы над темой:
-создана система дидактических игр для развития мелкой моторики рук.
-подобраны и изготовлены пособия для работы с пуговицами, прищепками.
-постоянно пополняется подборка наглядного материала, методическое обеспечение.
-повышение качества образовательного процесса, у дошкольников наблюдается повышение мотивации обучения, познавательной активности, их творческого потенциала.
8.Список используемой литературы:
Борисенко М. Г.Ю., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. СПб.: Паритет, 2006
Смирнова Е.А., Система развития мелкой моторики у детейдошкольного возраста. СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013
Калмыкова Л.Н., Здравствуй, пальчик. Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр. Волгоград: Учитель, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста
«Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш –Не получится пейзаж».В. Лирясова. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникал...
Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их стано...
«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
План по самообразованию: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
План по самообразованию. "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"....
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста...
Методическая разработка «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребенка. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, разви...