Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Составила Ганина Л.А. Задачи: 1.Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, продолжать учить узнавать их по загадкам, иллюстрациям, предметам и т.д. 2. Развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас. 3. Развивать мышление, память, воображение. 4.Воспитывать интерес и любовь к сказкам. 5. Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев. 6.Развивать творческие способности детей, умение выразительно передавать образы сказочного героя в художественной деятельности. Предварительная работа: чтение русских народных сказок Жихарка», « Кот, петух и лиса», «Гуси –лебеди», « Хаврошечка» и другие. , рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов, беседы на нравственные темы, заучивание стихов, поговорок о добре и дружбе, драматизация сказок. Материалы оборудования: аудиозапись с музыкой «В гостях у сказки», Бабушка Арина ( сказочница- игрушка би-ба -бо, игрушки-персонажи к сказкам « Теремок», «Репка», ширма); конверт с загадками; иллюстрации к сказкам; Ход : Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей) Дети. Да. Любим. Очень любим. Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она? Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д. Воспитатель: Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает. Воспитатель. Почему сказки называют народными? Дети: Потому что их сочинил русский народ. Воспитатель. Верно. Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по русским народным сказкам. Воспитатель. В сказке может все случиться Ваша сказка впереди - Сказка в двери к нам стучится, Скажем гостю: Заходи! (гость – кукла Бабушка Арина) Воспитатель: (от имени куклы ) Здравствуйте , ребята! Я пришла к вам в гости не просто так, а с загадками. Слушайте внимательно, отгадывайте старательно! 1. Отвечайте на вопрос: Кто в корзине Машу нёс, Кто садился на пенёк И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? (Медведь) 2. Свой дом зимою, в холода Она слепила изо льда. Но дом стоял прекрасно в стужу, Весной же превратился в лужу. Дом лубяной построил Зайка. Теперь, читатель, вспоминай-ка, Кого прогнал Петух в леса? Кто Зайца обманул? (Лиса)
3. Возле леса, на опушке Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки? («Три медведя») 4. Уходя, просила мать Никому не открывать, Но открыли дети дверь! Обманул зубастый зверь — Песню мамину пропел. Кто потом козляток съел? (Волк) 5. Что за домик на опушке Дал приют Ежу, Лягушке, Мышке, Зайцу, Петуху? Дом с трубою наверху, Из трубы идёт дымок. Этот домик — … (Теремок) 6. Эта рыжая плутовка Обманула меня ловко. Хвать – и кинула в мешок. Хорошо, что спас дружок.(«Кот, петух и лиса») Воспитатель: Кто герои этих сказок? Дети отвечают: - животные. Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, называются сказками о животных. Воспитатель:- Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных? Дети : - звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью. Воспитатель: Какая в сказках лиса (медведь, заяц, волк)? Дети : - лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый. Воспитатель: - Какие плохие качества характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках? Какие положительные черты характера прославляются? Дети : - В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций. Воспитатель: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы. В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно! Физкультурная минутка «Сказки» Мышка быстренько бежала (бег на месте) Мышка хвостиком виляла (имитация движения) Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко») Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках) Вот ее мы посадили (наклониться) И водой ее полили (имитация движения) Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь ее потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация еды) И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Бабушка Арина:- Ребята, очень часто в лесу встречаю сказочных персонажей, а вот каких, вы попробуйте догадаться. Презентация № 2 1.Красна девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. (Снегурочка) 2.В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга) 3.У Аленушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят. (Гуси-лебеди) 4.Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка) 5.Посадил ее дед в поле Лето целое росла. Всей семьей ее тянули Очень крупная была. (Репка) 6. На сметане был мешен В русской печке испечен. Повстречал в лесу зверей И ушел от них скорей. (Колобок)
Бабушка благодарит детей за отгадки. Воспитатель: - Ребята, а давайте попробуем узнать сказку по иллюстрации (иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», « Лисичка –сестричка и серый волк»). Вопросы: 1) Из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».) - Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.) 2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки « Лисичка –сестричка и серый волк» (Это сказка « Лисичка –сестричка и серый волк».) - А какая лисичка в этой сказке – хорошая или плохая? ( лисичка хитрая, она обманула волка и дедушку.) Бабушка Арина: - Ребята, а я пришла не с пустыми руками, принесла с собой игры-сказки. Но персонажи все перепутались, давайте поможем восстановить последовательность, в которой появляются герои в этих сказках. (Дети, используя изображения и фигурки персонажей, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»). Воспитатель: Ой, а что это за конверт у тебя бабушка Арина? На конверте написано «Помогите!» - Бабушка говорит:- с удовольствием помогу, да только не знаю, кому нужна помощь. Может, вы знаете, ребята? (проводится игра «Помогите!») • «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» • «Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» • «Помогите! Я сломал домик зверей!» • «Помогите, я превратился в козленочка!» • «Помогите, за мной гонятся три медведя!» • «Помогите, у меня оторвался хвост!» Бабушка благодарит детей и уходит ( прячется за ширму). Оставляет в подарок детские книги со сказками. Воспитатель: Ну вот, ребята, много сказок мы с вами вспомнили. Скажите, чему же нас учат сказки? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, они учат нас доброте, дружбе, состраданию. |