Картотека дидактических игр по речевому развитию ранний возраст
картотека по развитию речи (младшая группа)

Мамонтова Вера Анатольевна

Дидактические игы с воспитанниками раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи ранний возраст

Воспитатель: Мамонтова В.А.

                                

Игра «Домашние животные»

Цель: Знакомить с домашними животными. Развивать наряду с наглядно-действенными наглядно-образное мышление. Развивать моторику рук.

Материал: Заламинированные картинки с изображение домашних животных(корова, собака, лошадь, свинья, коза, баран, осел),прищепки основных цветов (пластмассовые, деревянные)

Игра «Домашние животные. Ферма»

Цель: Закреплять представление детей о домашних животных. Способствовать развитию и обогащению игрового опыта . Формировать у детей опыт поведения среди сверстников.

Материал: Волшебный мешочек, ферма(пано с сараем и земельным ковром),игрушечные домашние животные разной фактуры и разных размеров(корова, теленок, свинья, поросенок, собака, кошка, коза и козленок, овца, ягненок),деревянные доски для постройки дороги (5штук).

Игра «Деревянный театр»

Цель: Приобщать детей художественной литературе посредством театральной деятельности.

 Материал: Деревянный театр «Коза и семеро козлят»

Игра «Найди щенят»

Цель: Учить детей узнавать знакомую игрушку. Обогощать тактиль-сенсорный опыт детей. Побуждать рассматривать сюжетную картинку.

Материал: Игрушка собака, маленькие и средние по размеру собаки разной фактуры и цвета, картинка с изображением собаки со щенками.

Игра «Найди котят»

Цель: Развивать умение находить и узнавать знакомую игрушку. Учить сравнивать одинаковые игрушки разной величины. Учить фонетически обозначать понятия «большая» и «маленькая».

Материал: Мягкая игрушка кошка, маленькие игрушечные котята разной фактуры и цвета(деревянные, мягкие,резиновые,пластмассовые),корзина,пластмассовые тарелочки, игрушечные бутылочки.

Игра «Домашние птицы»

Цель: Обогащать словарный запас детей существительными (на тему «Домашние птицы». Побуждать называть и показывать на картинке, на доске домашних птиц. Учить рассматривать сюжетную картинку.

Материал: Магниты «Домашние птицы». Сюжетная картинка птичий двор, желтые фломастеры для магнитной доски, магнитная доска (100-200см).

Игра «Домашние птицы»

Цель: Совершенствовать умения слушать и понимать воспитателя. Приобщать к художественной литературе.

Материал: Магниты (утки, гуси, куры, петух),фломастеры для магнитной доски, магнитная доска.

Игра «Птичий двор»

Цель: Закреплять и обогащать представления детей о домашних птицах. Побуждать находить и называть птиц, изображенных на картинке.Развивать наглядно-образное мышление.

Материал:Магниты «Домашние птицы»(две одинаковые упаковки),наглядное пособие  «Птичий двор.

Игра «Курочка ряба»

Цель: Побуждать слушать по объему небольшие произведения с опорой на наглядность.

Материал: Иллюстрации к сказке «Курочка ряба» применение ИКТ технологии.

Игра «Деревянный театр»

Цель: Приобщать детей художественной литературе посредством театральной деятельности.

 Материал: Деревянный театр «Курочка ряба»

Игра «Дикие птицы»

Цель: Расширять представления детей о диких птицах. Развивать наглядно-образное мышление. Формировать навыки поведения среди сверстников.

Материал: Магниты  «Дикие птицы», желтые маркеры для магнитной доски, магнитная доска. Сюжетная картинка  «Дикие птицы у кормушки»

Игра «Дикие животные»

Цель: Обогащать словарный запас детей существительными (название диких животных).Развивать мелкую моторику рук. Формировать наглядно-образное мышление.

Материал: Цветные шнурочки(длина 30-40см), заламинированные наглядные пособия «Дикие животные»(одно из них с дырками для шнурочков),тематическая картинка лес.

Игра «Дикие животные в лесу»

Цель: Обогащать словарный запас детей существительными (название диких животных).Развивать мелкую моторику рук. Формировать умения  и навыки совместного игрового взаимодействия. Развивать тактильно-сенсорный опыт детей.

Материал: Деревянный конструктор «Лес»-елки, кусты, ,деревья(40деталей),большие прозрачные ящики с двумя круглыми прорезями для руки(4 штуки) с природным наполнителем(фасоль, мелкая разноцветная галька, рис с гречкой),небольшие деревянные и пластмассовые игрушки «Дикие животные»(по 10 штук для каждого ящика),картинка «Лес».

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Побуждать детей к активному взаимодействию с воспитателем. Обогащать их представления о диких животных.

Материал: Мешочек, игрушечные животные разной фактуры (резиновый медведь, тряпичный заяц, шерстяной волк, деревянная лиса, пластмассовый лось, резиновый крот, тряпичный кабан),конструктор деревянный деревья.

Игра «Найди зайчат»

Цель: Побуждать детей к самостоятельности. Развивать умение находить и узнавать знакомую игрушку. Учить сравнивать игрушки разной величины. Побуждать фонетически показывать небольшие значения прилагательных «большой» и «маленький». Развивать игровые навыки. Побуждать слушать небольшие по объему стихотворения и песни.

Материал: Игрушечные зайцы разной фактуры(деревянный, резиновый,  шерсти, из хлопковой ткани, из плюшевой ткани),одного размера меньше того который пришел в гости).

Игра «Зайкин день»

Цель: Формировать предпосылки для развития наглядно-образного мышления. Побуждать слушать небольшой рассказ с опорой на наглядность.

Материал: Маркеры для магнитной доски, магниты (заяц, качели, морковка).

Игра «Еж»

Цель: Побуждать детей слушать небольшие рассказы с опорой на наглядность.

Материал: Магнитная доска, фломастеры для магнитной доски, магниты (ежик, свернувшийся ежик, группа детей, мальчик, шапка).

Предварительна работа: На доске воспитатель рисует специальным фломастером в одной части лес и тропинку, а в другой-дом,закрывает доску шторками.

Игра «Медвежата»

Цель: Обогащать представления детей о дикой природе. Побуждать повторять движения за воспитателем. Обогащать двигательный опыт детей.

Материал: Игрушечный медведь и медведица, игрушечные медвежата разной фактуры и величины(но меньше чем медведица и медведь),платочки.

Игра «Животные жарких стран. Шнуровка»

Цель: Познакомить детей с названиями животных. Развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и память. Развивать моторику рук.

Материал: Наглядное пособие «Животные жарких стран» (заламинированные картинки с прорезями для шнурков: верблюд,слон,крокодил,бегемот,обезьяна,лев,жираф,горила),сюжетная картинка «Животные жарких стран», цветные шнурочки основных цветов(по 4шт.,на каждого ребенка).

Игра «Морские жители»

Цель: Обогащать представления детей о природном мире. Развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и память. Развивать моторику рук.

Материал: Мешочки, пластмассовые и деревянные игрушки «Морские обитатели»(по 3шт.в каждом мешочке), сюжетная картинка  «Жители моря».

Игра «Морские жители»

Цель: Обогащать представления детей о морском мире. Развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и память. Учить рисовать волнистые линии маркером на магнитной доске. Развивать моторику рук.

Материал: Магниты «Морские жители», синие маркеры для магнитной доски, магнитная доска, сюжетная картинка «Жители моря»

Игра «Морские обитатели. Картинки разрезные»

Цель: Закреплять представления детей о морских обитателях. Развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и память.

Материал:  Сюжетная картинка «Жители моря», мешочки, наглядное пособие  «Морские жители»(заламинированная картинка разрезана на 2-3части),наглядное пособие «Морские жители»-заламинированные картинки.

Игра «Насекомые на лугу»

Цель: Познакомить детей с различными видами насекомых. Развивать моторику рук, наглядно-образное мышление.

Материал: Наглядное пособие «Насекомые»(заламинированные картинки), пластмассовые и деревянные прищепки, коробка для прищепок, сюженая картинка «Луг. Насекомые».

Игра «Насекомые»

Цель: Закреплять представления детей о насекомых. Развивать зрительное восприятие, память, внимание.

Материал: Магнитная доска; синий, зеленый, красный и черный фломастеры, магниты «Насекомые», сюжетная картинка «Луг. Насекомые», мисочки.

Игра «Цветы. Найди такой же»

Цель: Познакомить детей с различными видами цветов.Развивать наглядно-образное мышление.

Материал: Наглядное пособие «Цветы»(заломенированные карточки), искусственные цветы: колокольчики, мак, роза, тюльпан, подсолнух, сирень, фиалка(по 5шт.,одинаковых на каждого ребенка);две корзины.

Игра «Мячик»

Цель: Побуждать детей слушать небольшие по объему стихотворения с опорой на иллюстрации. Формировать предпосылки наглядно- образного мышления.

Материал: Стихотворение А. Барто «Мячик», кукла «Таня», коробка с мячами.

Игра «Считалка»

Цель: Побуждать детей слушать и понимать короткие. Доступные по содержанию стихи. Побуждать рассматривать иллюстрации.

Материал: Иллюстрации к стихотворению С. Михалкова «Считалочка».

Раз-котенок самый белый,

Два-самый смелый,

Три-котенок самый умный,

А Четыре-самый шумный…

Игра «Найди куколок»

Цель: Развивать у детей пространственное восприятие. Способствовать развитию самостоятельности, активности ребенка. Побуждать самостоятельно рассматривать кукол. Закреплять опыт игрового взаимодействия с куклами.

Материал: Куклы.

Игра «Кукольный театр»

Цель: Формировать интерес детей к театральной деятельности.Развивать внимание и волю.

Материал: Кукольный театр «Колобок», «Репка»

Игра «Одежда»

Цель: «Формировать наглядно-образное мышление у детей. Побуждать детей повторять названия элементов одежды. Развивать мелкую моторику рук.

Материал: Заламинированные картинки с изображением одежды (штаны, плащ,         шапочка, варежки, куртка, кофта),прищепки основных цветов разного размера(деревянные пластмассовые).

Игра «Одень мальчика Колю гулять»»

Цель: Обогащать представление детей о летней одежде. Развивать глазомер.

Материал: Наглядное пособие  «Летняя одежда»  (заломенированные картинки с дырочками по периметру для шнурков),шнурки.

Игра «Одежда. Шнуровка»

Цель: «Формировать наглядно-образное мышление у детей. Побуждать детей повторять названия элементов одежды. Развивать мелкую моторику рук.

Материал: Заламинированные картинки с изображением одежды (штаны, плащ,         шапочка, варежки, куртка, кофта),прищепки основных цветов разного размера(деревянные пластмассовые).

Игра «Цветные лоскуточки»

Цель: Закреплять представления детей о цветах. Развивать мелкую моторику рук. Развивать артикуляционный аппарат.

Материал: Стулья(6штук); бельевые веревки красного, синего, желтого цветов; разноцветные прищепки разной фактуры и величины(пластмассовые и деревянные);красные, синий, желтый тазики; красные, синие, желтые платочки разной фактуры(32штуки)

Вот наши платочки-(Дети берут в руки лоскуточки и показывают их)

Цветные лоскуточки.

Мы их постираем,(Трут платочек, сжав его руками, кулачок о кулачок.)

Постираем, постираем.

Крепко-крепко отжимаем,(Отжимают платочки-имитационные движения.)

Отжимаем, отжимаем.

А теперь мы их встряхнем,

За прищепками пойдем,(Воспитатель раздает прищепки и побуждает подойти  к натянутой веревке.)

Их повесим и уйдем.(Воспитатель помогает платочки на веревку.)

Игра «Обувь. Укрась картинку»

Цель: Познакомить детей с разными видами обуви. Развивать наглядно-образное мышление, моторику рук.

Материал: Наглядное пособие  «Обувь» (заламинированные карточки: кроссовки; сандали; тапки; сапоги резиновые; ботинки; туфли; сланцы), разноцветные прищепки разной фактуры и величины(пластмассовые и деревянные);коробка для прищепок.

Игра «Овощи»

Цель: Обогащать словарный запас детей существительными. Развивать наглядно-образное мышление.

Материал: Наглядное пособие «Овощи. Огород», магниты «Овощи», магнитная доска, фломастеры для магнитной доски.

Игра «Фруктовый сад на доске»

Цель: Закреплять представление детей о фруктах. Побуждать называть фрукты. Учить различать фрукты.

Материал: Наглядное пособие «Сад», магниты «Фрукты», магнитная доска, зеленый и черный маркеры для магнитной доски, мисочки.

Игра «Транспорт. Найди такой же»

Цель: Знакомить детей с различными видами транспорта. Продолжать развивать наглядно-образное мышление.

Материал: Карточки с дырочками для шнурка: поезд, грузовая машина, легковая машина, трамвай, автобус, самолет, вертолет, сюжетная картинка «Улица. Транспорт»; шнурки основных цветов.

Игра «Цветные автомобили»»

Цель: Учить детей дифференцировать цвета.

Материал: Сюжетная картинка «Дорога. Транспорт»; магниты-машины основных цветов, мисочки, маркеры для магнитной доски основных цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста

Дидактические игры по речевому развитию для детей раннего возраста , систематизированные в единую картотеку...

КАРТОТЕКА. Речевое развитие. (Ранний возраст) Игры, направленные на развитие речи

КАРТОТЕКА. Речевое развитие. (Ранний возраст) Игры, направленные на развитие речи...

"Картотека дидактических игр по речевому развитию в группе раннего возраста"

Материал полезен для работы с детьми раннего возраста...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в группе раннего возраста

Картотека дидактических игр по речевому развитию в группе раннего возраста...

«Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей раннего возраста.»

laquo;Кто как кричит?» Цель: Развивать речевое внимание детей.Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик -...

Картотека Речевое развитие. (Ранний возраст) «Игры, направленные на развитие речи»

Картотека Речевое развитие. (Ранний возраст) «Игры, направленные на развитие речи»...