Мнемотехника.
статья по развитию речи (средняя группа)
Статья об эффективности применения мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_statya.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Процесс запечатления чего - либо, сохранение этого в памяти и воспроизведения в нужный момент жизни называется памятью. У маленького ребенка память непроизвольная, т. е. он лучше запоминает то, что ему близко, понятно, то, с чем он вступает в активное взаимодействие ( видит, слышит, трогает и т.д.).
С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок с помощью взрослых обучается управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.
Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является мнемотехника.
В переводе с греческого мнемотехника - это искусство запоминания. Греческую богиню памяти звали Мнемозина.
К. Д. Ушинский писал : «Учите ребенка каким - нибудь неизвестным ему 5 словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается и зарисовывается или выставляется картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- кодирование в образы,
- запоминание (соединение двух образов),
- запоминание последовательности,
- закрепление в памяти.
Приёмы мнемотехники я начала использовать на занятиях с детьми второй младшей группы . Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, в обучающий процесс вводятся мнемосхемы, мненмоквадраты , мнемотаблицы .
Один из приемов мнемотехники, который я применяю- мнемотаблицы. Это схемы, в которые заложена определенная информация .
Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:
- рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено,
- преобразование из абстрактных символов в образы,
- пересказ сказки с опорой на символы (образы),
- делается графическая зарисовка мнемотаблицы,
- таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.
С помощью мнемотаблиц легко запоминать стишки, потешки, пересказывать тексты, русские народные сказки, составлять рассказы (составляя при этом мнемосхему и дополняя его новыми элементами в процессе пересказывания)
Необходимо учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Мнемотаблицы в этом помогают.
Опираясь на опыт педагогов, я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, при пересказывании сказок и разучивании стихотворений. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в конце.Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу,что у детей:
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
- истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
- загадок;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Статью подготовила
воспитатель
Зверева Н. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Выступление на педагогическом совете: «Мнемотехника как прием обучения связной речи» на тему: «Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику».
Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику....
Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"
Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...