Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников.
статья по развитию речи (младшая группа)
Театрализованная игра - один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya_svyaznoyrechi_doshkolnikov.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников.
Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, так как именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь есть высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и в целом умственного развития ребёнка.
Методика обучения связной речи детей в отечественной педагогике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, а затем нашедших своё продолжение в работах А М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой.
В системе обучения родному языку формирование связной речи выступает во взаимосвязи с основанием звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя языка, семантического компонента речи. Взгляд на проблему связной речи и в том виде, как она представлена в литературе, даёт нам основание говорить, что от уровня овладения связной речью во многом будет зависеть успешное обучение ребёнка в школе, умение общаться и адаптироваться к условиям жизни.
Основу связной речи составляет интеллектуальная деятельность передачи или приема сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей людей входе общения. Немало исследований посвящено проблемам развития связной речи у дошкольников.
В своей работе я применяю методику формирования связной речи средствами театральной игры. Игры - диалоги, которые ведут между собой взрослые и дети в театрализованной игре, представляют собой, по выражению В.В. Гербовой, прекрасное средство развития всех сторон речи, так как в них ведущая роль принадлежит воспитателю, а ребёнок учится речевому взаимодействию, имея перед собой превосходный речевой образец. Игра - один из основных видов детской деятельности, очень привлекательной для дошкольников. Среди разнообразных детских игр игра – драматизация (театрализованная игра) выделяется как своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Источником для неё служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения.
Актуальность данного метода я вижу в том, что театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи, так как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
В нашем дошкольном учреждении развивающий потенциал театрализованной игры используется очень широко. Я уверенна, что развитие связной речи у дошкольников через театрализованные игры будет ещё эффективнее в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Я считаю, что процесс развития связной речи дошкольников будет протекать наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование разнообразных форм, методов и приемов развития связной речи;
- использование комплекса театрализованных игр и игр-драматизаций, соответственно возрасту детей.
Театрализованная деятельность организационно пронизывает все режимные моменты: включается во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
Во время занятий театрализованная игра включается как игровой приём и форма обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Это способствует активизации речи детей.
Театрализованная игра в совместной свободной деятельности взрослых и детей используется с огромным успехом. Я применяю игровые ситуации на прогулках , в игровой комнате , при чтении художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов, игры вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей – обычное у нас явление. Самостоятельная игра дошкольников возникла под воздействием тех впечатлений, которые они получали из окружающей среды, от совместной деятельности с взрослым.
Я побуждаю детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимика, жеста, позы, движения, тренинги и упражнения, которые развивают навыки театрально - игровой деятельности. Этюды - это эмоционально - игровые ситуации, в которых ребёнок по предложенной взрослым теме создаёт определенные художественные образы.
Мною использовались диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого я брала стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются детьми, вопросы и ответы дети могут использовать по очереди, меняясь. В играх использовались сюжеты, близкие сюжетно - ролевой игре «В магазине», «В зоопарке» …
Анализируя в дальнейшем уровень связной речи у детей можно сказать, что он значительно повысился, дошкольники осмысленно строят связные высказывания, соблюдая логическую последовательность( начало, середина, конец). У них сформировались умения понимать и осмысливать тему текста, определять её границы. Увеличился объём рассказа, уменьшилось количество пауз и повторов. Дети хорошо различают жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение), понимают их специфические особенности. Это позволяет сделать выводы, что у детей сформировались навыки связной речи под влиянием театрализованной деятельности.
Как итог хочется отметить, что театрализованная игра:
- учит ребёнка нести ответственность за свои действия; проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким- либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;
- позволяет ребёнку брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт;
- позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру;
- является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни;
- способствует познанию реального мира, приобщению ребёнка к нормам и требованиям общества; полноценному , разнообразному развитию личности ребёнка;
- является полезным и интересным времяпрепровождением детей.
Таким образом, я считаю, театрализованная игра - один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»
Театрализованная игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка....
Театрализованная игра - как средство развития речи дошкольников
Консультация для родителей дошкольников....
Театрализованная игра, как средство развития у дошкольников математических представлений
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.Основной ...
Доклад на педагогическом совете на тему "Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений".
доклад на педагогическом совете...
Педагогический опыт "Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»
Актуальность: Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение общего психического развития, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях. С качестве...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может.Театральные игры – это игр...
Мастер-класс «Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников»
Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной игры в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей....