Проект по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам»
проект по развитию речи (старшая группа)
Воспитание любви к книгам начинается в раннем детстве и способствуют этому сказки. Сказки передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Сказки играют большую роль в становлении личности ребенка, играют большую роль в модели его поведения. Сказки научат ребёнка отличать добрые поступки от плохих, учат детей быть добрее и справедливее. Сказка для ребенка – это не только захватывающие истории, сказка несет в себе педагогическое действие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по развитию речи в старшей группе | 34.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию речи в старшей группе
«Путешествие по сказкам»
Разработала: Шайхулова Е.Н. воспитатель
Актуальность:
Воспитание любви к книгам начинается в раннем детстве и способствуют этому сказки. Сказки передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Сказки играют большую роль в становлении личности ребенка, играют большую роль в модели его поведения. Сказки научат ребёнка отличать добрые поступки от плохих, учат детей быть добрее и справедливее. Сказка для ребенка – это не только захватывающие истории, сказка несет в себе педагогическое действие.
Рассказывая сказку можно покормить ребёнка, успокоить его и уложить спать, скучное занятие можно превратить в игру. Самое главное, чему учит нас сказка - оставаться в душе чуть-чуть Волшебником. Чтобы повысить интерес к сказкам, любви к книгам мной был разработан проект «В гостях у сказки».
Данный проект способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учётом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.
Проблема: В век компьютерных технологий, прогресса, занятости родителей очень часто мы сталкиваемся с тем, что наши дети, к сожалению меньше общаются с книгами, исчезает интерес к истокам художественной литературы – устному народному творчеству.
И поэтому в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Нарушения речи сказываются на последующем развитии и обучении ребенка, на общении со сверстниками и взрослыми.
Именно, средством развития речи, общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, обогащения словаря детей, использования в речи разнообразных языковых средств, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений служит чтение народной художественной литературы - сказок.
Цель проекта: Развитие связной речи детей через знакомство со сказками.
Задачи проекта:
1.Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
2.Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.
3.Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям литературных произведений.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), воспитатель, родители.
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: средне - срочный (01.11.18 по 10.12.18гг.)
Предполагаемый результат:
- воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе, определяют жанровую принадлежность;
- владеют расширенным словарным запасом;
- владеют навыками продуктивной деятельности;
- владеют выразительными способами общения.
- получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
- пользуются выразительными средствами речи;
- имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
- способны выражать эмоции, поддерживать диалог.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап (аналитический):
- обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
-определение цели, задач проекта;
-выявление первоначальных знаний детей о русских народных сказках;
-подбор литературы, пособий;
- чтение русских народных сказок дома и в саду;
- рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
- информирование родителей воспитанников о предстоящем проекте;
- составление плана работы.
2. Основной (реализация намеченных планов):
Практическая работа (создание условий для социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической деятельности):
- беседа по прочитанной сказке; проблемные ситуации;
- проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
- продуктивная, изобразительная деятельность (конструирование, лепка, рисование);
- консультации, памятки для родителей;
- консультации, памятки для педагогов;
3. Заключительный этап (продукт деятельности):
- выставка совместно творческих работ родителей с детьми: «В мире сказок» (рисование);
- конструирование из цветной бумаги «Герои любимых сказок» (ручной труд);
- открытый показ ООД «Путешествие в мир сказок»;
- викторина «Путешествие по сказкам».
- Обобщение результатов работы.
Технологическая карта
Образова- тельная область | Тема | Программное содержание | Совместная деятельность родителей и педагогов |
Социально – коммуникативное развитие | Беседа по прочитанным сказкам: «Сказка ложь – да в ней намек» | воспитание морально-нравственных качеств дошкольников: доброты, взаимопомощи, сочувствия посредством сказок |
Консультации для родителей: «Почему полезно читать ребенку на ночь» Выставка книг русской народной сказки (совместно с родителями) «Моя любимая сказка»
|
Проблемные ситуации: «Чему учат сказки?» | Углублять, расширять и закреплять знания детей о добре и зле | ||
Словесно-дидактическая игра «Сазочные клубочки» | Развитие памяти, речи детей | ||
Игра - фантазирование: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?» | Развивать умение придумывать свои рассказы, развивать фантазию | ||
Рассказывание сказки «Курочка ряба» в трёх вариантах | Упражнять детей в рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы | ||
Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок» | Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре, по сюжету знакомой сказки. Совершенствовать пластическую выразительность, воображение | ||
Познавательное развитие | Путешествие в библиотеку «В гости к книге»
| Формировать навыки сотрудничества, воспитывать любовь к книге; умение слушать. Воспитывать бережное отношение к книге | |
Прослушивание интерактивной сказки «Золушка» | Развивать интерес интерактивной сказке | ||
Викторина: «Путешествие по сказкам» | Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь. Формировать умение узнавать сказки, их героев | ||
Развитие речи | Живые мнемотаблицы для разучивания стихотворений: «Сарафанчик», «Штанишки для Мишки», «Тише Мыши, кот на крыше» | Развивать речь детей, логическое мышление. Задачи: Способствовать развитию связной речи. Расширять и обогащать словарный запас детей. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации). Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии. | Консультации для родителей: «Как организовать игры по развитию речи ребенка дома» Составление памяток для родителей и педагогов: «Не забывайте читать детям сказки» |
Пересказ сказки «Кошкин дом» | Учить пересказывать с опорой на воображаемый план | ||
Дидактическая игра «Разноцветные гусеницы. Собери сказку» | Развитие логического мышления. | ||
Презентация «Составление рассказа «Снежный ком» по серии сюжетных картинок | Развивать умения у детей составлять последовательный рассказ, используя серию сюжетных картин | ||
Художественно - эстетическое развитие | Нетрадиционный способ рисования русской народной сказки «Заюшкина избушка» | Учить детей рисовать животных методом тычка | Оформление выставки рисунков: «В мире сказок» (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок)- учить детей рассматривать работы других, высказывать свое мнение, уважать труд других. Конструирование из цветной бумаги «Герои любимых сказок» (ручной труд) |
Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки на выбор детей (коллективная работа) из пластилина | Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений | ||
Изготовление альбома: «Герои сказок» | |||
Конструирование из цветной бумаги «Герои любимых сказок» | Совместная работа детей и родителей по конструированию с использованием бумаги | ||
Открытый показ ООД: игра по развитию речи «Путешествие в мир сказок» |
|
Вывод:
В процессе ознакомления со сказками, у детей активизировался словарь, развивалась связная речь.
Способствовало развитию продуктивной деятельности.
У детей большой интерес к играм, драматизациям. Групповая библиотека пополнилась новыми книжками.
В результате совместной деятельности с взрослыми, дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, сопереживать героям, различать добро и зло.
Приложение 1
Чему учат сказки
Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. Они формировали нашу картину мира, из них мы впервые узнали о добре и зле, о преданности и коварстве, о дружбе и предательстве. Придя к нам из глубины веков, сказки передавались из поколения в поколение. Большинство сказочных героев пришли к нам практически без изменений, некоторые с годами прошли литературную обработку. Традиционно сказки делят на: Волшебные. Сказки о животных. Бытовые. Хотя чёткой границы между ними нет. В волшебных часто главные герои животные, социально-бытовые содержат элементы волшебства. В каждой истории есть свой скрытый смысл, который нужно увидеть, тогда чтение сказки будет интересным и полезным занятием. Сказки не только развлекают, но и учат. Давайте разберемся: чему учат сказки?
Красная шапочка: «Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду.
Дюймовочка: Сказка учит своих читателей быть отзывчивыми и добрыми. Если человек отличается от других, он всегда может найти таких же, как он. Счастье дается только добрым людям, которые помогают другим, как Дюймовочка, которая ухаживала за ласточкой.
Снежная королева: «Снежная королева» о том, что любовь и добро могут растопить даже самое холодное сердце. Она учит преодолевать ради чувств все преграды, никакое колдовство не сможет противостоять силе любви.
Из сказки можно извлечь полезные уроки. А вот какие?
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Самое главное, чему учит нас сказка - оставаться в душе ребёнком даже взрослых, а значит, чуть-чуть Волшебником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Путешествуем по сказкам вместе с Красной Шапочкой"
Развитие речи и творческого воображения детей старшей группы с использованием приемов Д.Родари и кругов Луллия....
Интегрированное занятие по математике и развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказке К.И. Чуковского «Доктор Айболит»
Цель:Образовательная:- закрепить знание цифр и счет до 10 прямом и обратном порядке;- закрепить пространственные положения (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу);- закрепить названия геометрич...
Конспект занятий по развитию речи в старшей группе:"Путешествие в сказку".
Цель: упражнять детей в умении пересказывать художественные произведения при помощи моделирования; развитие у детей речевого творчества.Задачи: речевое развитие- обогащение речевого словаря; развитие ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествия по сказкам"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествия по сказкам"...
Проект по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам Чуковского».
Программное содержание:1) Учить детей давать развернутые ответы, использовать в ответах на вопросы оригинальный текст автора. Развивать словотворчество и творческие способности детей. Р...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....