Материалы для анализа развития речи
учебно-методический материал по развитию речи

Унгуру Наталья Михайловна

Карты и справка по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_dlya_spravki_razv.rechi_.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Перечень профессиональных знаний и умений воспитателей

Храмцова С.Н.

Немцова В.М.

Пряхова И.Г.

Матвеева Л.А.

Пшеничникова О.В.

Иванова Л.Н.

Скоробогатова О.И.

Казначеева У.П.

Рахманина Т.А.

Сотрудники создают условия для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками.

в

с

в

с

с

с

в

в

в

Сотрудники побуждают детей обращаться ко взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями (отвечают на все вопросы ребенка, внимательно относятся ко всякого рода его фантазиям, побуждают детей к познавательному общению во время прогулок, в беседах по поводу прочитанного и т.д.).в

в

с

с

с

с

с

в

с

в

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой (привлекают внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться).

в

с

с

с

с

в

с

с

в

Сотрудники дают детям образцы правильной литературной речи.

с

с

в

с

с

с

в

с

в

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная (полные предложения), грамматически правильная и т.п.

с

в

в

с

в

с

в

с

В

В речь заключаются разнообразные образцы речевого этикета и т.п.

с

с

в

с

с

с

в

с

в

Сотрудники обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями.

с

с

в

с

с

с

в

в

с

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения и т.п.).

с

в

с

с

в

с

В

с

в

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляя их.

с

с

с

в

в

с

в

с

в

Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных возможностей.

в

с

с

с

в

с

с

с

В

Помогают ребенку овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказать о них.

с

с

в

с

с

с

с

в

в

Сотрудники создают условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность.

с

с

с

с

в

с

с

с

в

Обеспечивают развитие образной стороны речи (знакомят с переносным смыслом слов «человек хмурится», «утро хмурое», уточняют оценки смысла разных слов и т.д.).

в

с

с

в

в

с

в

с

с

Знакомят детей со словами, имеющими одинаковое значение (антонимами), имеющими одинаковое звучание, но различное значение (омонимами).

в

с

с

с

в

с

с

с

в

Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строением речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами, формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

в

с

с

с

в

с

в

с

в

Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей.

в

с

в

в

в

в

в

с

в

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания (описание игрушки, картинки, пересказ и самостоятельное сочинение сказок и пр.).

в

с

в

с

в

с

в

в

В

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми (инициируя игры детей типа «разговор по телефону»).

в

в

с

с

в

с

В

в

в

Сотрудники уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции («повернись», «наклонись», «подними руки и похлопай ими», игра «принеси то, не знаю что» и т.д.).

В

с

в

с

в

с

в

в

с

Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функций речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

в

с

с

с

С

в

с

с

с

Стимулируют детей комментировать (сопровождать речью) свои действия в предметной деятельности.

с

с

с

с

с

с

с

в

с

Упражняют детей в умении планировать свою деятельность (проговаривая вслух последующее действие).

с

с

с

в

с

с

в

в

в

Сотрудники приобщают детей к культуре чтения художественной литературы (читают детям книги, организуют совместное прослушивание пластинок, беседуют с детьми о прочитанном дома).

в

с

с

с

в

с

с

в

в

Сотрудники поощряют детское словотворчество (предлагают детям составлять загадки, сочинять потешки, изменять и придумывать слова).

в

с

в

с

с

с

с

в

в

Карта оценки профессионального мастерства по развитию речи детей

Дата проверки:                                                        Проверяющий: __________Унгуру Н.М.

Выводы: педагоги Скоробогатова О.И., Рахманина Т.А., Храмцова С.Н. показали высокую профессиональную компетентность по всем показателям. Остальным педагогам необходимо работать над повышением уровня профессионального мастерства. Особое внимание обратить на  молодых специалистов: Немцовой В.М., Казначеевой У.П..

Рекомендации: провести собеседование с воспитателями Немцовой В.М., Казначеевой У.П., имеющими недостатки в работе по развитию речи у детей по программе воспитания и обучения. Срок до г. Отв.ст.воспитатель Унгуру Н.М.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

№ п/п

Критерии оценки

Храмцова С.Н.

Немцова В.М.

Пряхова И.Г.

Матвеева Л.А.

Пшеничникова О.В.

Иванова Л.Н.

Скоробогатова О.И.

Казначеева У.П.

Рахманина Т.А.

Соответствие программного содержания возрасту детей

в

в

в

в

в

в

в

в

с

Был ли создан интерес к занятию, какими приемами?

в

с

в

в

с

в

с

в

в

Вопросы к детям, последовательность, точность, логичность.

с

с

в

с

с

в

с

В

в

Заставляли ли вопросы думать?

в

с

в

в

с

в

с

в

в

Опирались ли дети на свой опыт и знания?

с

с

С

с

с

С

в

с

с

Носило ли занятие комплексный характер /все стороны речевой деятельности

с

с

с

с

с

с

с

с

в

Речевая активность детей на занятии и уровень сформированности грамматически правильной речи?

с

в

с

с

в

с

с

в

в

Использовались ли методы развивающего обучения /разнообразие методов и приемов

с

с

в

с

в

в

в

в

в

Была ли работа над речевым аппаратом?

в

с

с

в

в

с

в

с

в

Был ли материал слишком сложным или наоборот слишком легким?

с

в

в

с

с

в

с

В

Использование наглядности, художественного слова на занятии

С

с

с

в

в

с

в

с

в

Речь воспитателя на занятии:

простота речевых фраз

в

с

с

с

с

С

в

с

с

доступность для повторения детьми

с

с

в

с

с

с

с

с

в

выразительность

с

в

в

с

в

с

с

в

в

чистота звукового произношения /грамматически правильная речь

с

с

в

с

с

в

с

с

в

Использование психогимнастики на занятии.

В

с

с

в

в

с

с

с

с

Выводы: педагоги Скоробогатова О.И., Рахманина Т.А. показали высокий уровень подготовки
к занятиям по развитию речи. В них хорошо прослеживается решение задач тематического планирования. Педагоги грамотно и используют методы и приемы для реализации поставленных целей. Педагогам Ивановой Л.Н. и Матвеевой Л.А. необходимо более тщательно готовится к занятиям по развитию речи: подготовка наглядного материала, соответствие задач и методов их реализации.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

№ п/п

Критерии оценки

Храмцова С.Н.

Немцова В.М.

Пряхова И.Г.

Матвеева Л.А.

Пшеничникова О.В.

Иванова Л.Н.

Скоробогатова О.И.

Казначеева У.П.

Рахманина Т.А.

Соответствие программного содержания возрасту детей

в

в

в

в

с

Был ли создан интерес к занятию, какими приемами?

в

в

в

с

в

Вопросы к детям, последовательность, точность, логичность.

с

с

в

с

в

Заставляли ли вопросы думать?

в

в

в

с

в

Опирались ли дети на свой опыт и знания?

с

с

С

в

с

Носило ли занятие комплексный характер /все стороны речевой деятельности

с

с

с

с

в

Речевая активность детей на занятии и уровень сформированности грамматически правильной речи?

с

с

с

с

в

Использовались ли методы развивающего обучения /разнообразие методов и приемов

с

с

в

в

в

Была ли работа над речевым аппаратом?

в

в

с

в

в

Был ли материал слишком сложным или наоборот слишком легким?

в

с

в

В

Использование наглядности, художественного слова на занятии

С

в

с

в

в

Речь воспитателя на занятии:

простота речевых фраз

в

с

С

в

с

доступность для повторения детьми

с

с

с

с

в

выразительность

с

с

с

с

в

чистота звукового произношения /грамматически правильная речь

с

с

в

с

в

Использование психогимнастики на занятии.

В

в

с

с

с

Выводы: педагоги Скоробогатова О.И., Рахманина Т.А. показали высокий уровень подготовки
к занятиям по развитию речи. В них хорошо прослеживается решение задач тематического планирования. Педагоги грамотно и используют методы и приемы для реализации поставленных целей. Педагогам Ивановой Л.Н. и Матвеевой Л.А. необходимо более тщательно готовится к занятиям по развитию речи: подготовка наглядного материала, соответствие задач и методов их реализации.

Справка по теме педагогического совета «Роль тематического планирования в развитии речи детей»

Цель: Анализ системы работы по обеспечению развития речи у детей.
Задачи:

  1. разработать план проверки;
  2. подобрать инструментарий (протоколы, бланки);
  3. провести проверку и собрать необходимый материал;
  4. анализ, интерпретация результатов и выработка заключения по
    итогам проверки.
    Методы:
    • наблюдение игровой и занятийной деятельности;
    • анализ предметно-развивающей среды, календарных планов, методического материала по данным направлениям;
    • диагностика развития речи детей;

Анализ проведенной работы показал, что в ДОУ созданы необходимые условия для развития речи у детей. Путями реализации программы являются специально организованные занятия со специалистом (приходящим логопедом), совместная с воспитателем и самостоятельная речевая деятельность детей в группах. В работе активно используется тематическое планирование, что позволяет осуществлять полное погружение детей в определенную тему, давая им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог.

Старшим воспитателем разработан перспективно-тематический план, в котором учтены все программные задачи по образовательным разделам.  Планирование осуществляется на основе диагностических данных, результаты которых являются основанием для индивидуальной работы  воспитателя с детьми. Анализ календарных планов выявил некоторые недостатки: в группах № 1,4 не достаточно хорошо просматривается связь с тематическим планированием, педагогам групп № 2,5 необходимо уделить внимание наглядному дидактическому материалу.

Проведенные открытые занятия показали, что педагоги Скоробогатова О.И., Рахманина Т.А. имеют высокий уровень подготовки к занятиям по развитию речи. В занятиях хорошо прослеживается работа по решению задач тематического планирования. Педагоги грамотно и используют методы и приемы для реализации поставленных целей. Педагогам Ивановой Л.Н. и Матвеевой Л.А. необходимо более тщательно готовится к занятиям по развитию речи: подготовка наглядного материала, соответствие поставленных задач и методов их реализации.

В ДОУ используются современные формы обучения детей: развлечения, занятия по подгруппам, индивидуальная работа с детьми, экскурсии, тематические прогулки, наблюдения, поисковая, трудовая  деятельность, кружковая деятельность. В организации занятий по развитию речи педагогами реализуется индивидуальный подход к детям, варьируется сложность задания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка. Ведётся наблюдение за осанкой каждого ребёнка на занятии.
Реализации содержания программы способствуют учебные пособия (наглядный материал, репродукции, иллюстрации и др.), различные приемы (разгадывание кроссвордов и загадок, чтением сказок, просмотром телевизионных познавательных передач, спектаклей. В группах имеется различный материал для обогащения речи детей, карточки-схемы для работы с помощью приёма моделирования.

Группы укомплектованы различным материалом для самостоятельной деятельности детей. В каждой возрастной группе, начиная с I младшей группы, оформлены книжные уголки, литература в которых сменяется в зависимости от темы познавательных занятий. Имеются театральные уголки, где дети с помощью импровизации совершенствуют речевые умения. Предметно—развивающая среда соответствует программным требованиям. В группах в достаточном количестве художественного литературного материала. Нерационально расположен книжный уголок в группе № 3. Во всех группах есть игры по всем образовательным разделам в соответствии с возрастом детей.

Рекомендовано обновить картотеку подвижных игр в группе №2. Пересмотреть и пополнить устный материал согласно сезонных периодов.

Работа с родителями хорошо спланирована и ведется на должном уровне во всех группах, особенно высокие показатели в группе №5, где представлен разнообразный наглядно—консультативный материал: ширмы, папки передвижки, накопительный материал выполненные на высоком уровне. В детском саду проводятся разнообразные формы родительских собраний, открытых занятий, беседы, семинары-практикумы. В группе № 2,1- отмечается недостаточное количество тематических ширм, но имеется в наличии хороший накопительный материал. В группе №3- нерегулярно обновляется экспресс информация в приёмных, а так же не эстетично оформлены и в недостаточном количестве папки— передвижки.

Рекомендовано в группах № 2,1 разработать и оформить достаточное количество тематических ширм. Группе № 4- уделить особое внимание обновлению экспресс информации в приёмных. Изготовить достаточное количество и эстетически оформить их в едином стиле.

Диагностика речевых умений детей в январе 2011 г. (за исключением I младшей группы) показала, что уровень количества детей, имеющих низкий уровень развития речи снизился на 12 %, за исключением детей, которые имеют низкий уровень в связи с недоразвитием речевого аппарата: Баранова Лада, Виноградов Кирилл. С высоким уровнем количество увеличилось до 24 % по детскому саду.

Выводы: В ходе тематической проверки было установлено: не смотря на незначительные недоработки (недостаточно качественный подбор наглядного материала в процессе подготовки к  занятиям, недостаточно знаний о рациональности расположения уголков книг, достаточно слабое приобщают детей к культуре чтения художественной литературы  со стороны молодых специалистов в целом коллектив качественно работает по созданию условий для развития речи детей (работа воспитателей соответствует программным требованиям, изложенным в разработанном тематическом плане,  используются новинки образования, разрабатываются собственные технологии и т.п.).
Оценка профмастерства воспитателей: Скоробогатовой О.И., Рахманиной Т.А., Пряховой И.Г. - высокая. Педагоги вложили немало сил, умений, творчества для обновления материала по развитию речи и преобразованию предметной среды.

Рекомендовано: С целью оптимизации работы по развитию речи детей, необходимо включить в годовой план ДОУ семинар-практикум по разработке и подбору наглядного материала в соответствии с разделами тематического плана.

Справку подготовила старший воспитатель МДОУ «Детский сад №134» Унгуру Н.М._________

Выводы по результатам диагностирования детей

Диагностика речевых умений детей в январе 2011 г. (за исключением I младшей группы) показала, что уровень количества детей, имеющих низкий уровень развития речи снизился на 12 %, за исключением детей, которые имеют низкий уровень в связи с недоразвитием речевого аппарата: Баранова Лада, Виноградов Кирилл. С высоким уровнем количество увеличилось до 24 % по детскому саду.


№ группы

Сентябрь 20   г.

Январь 20   г.

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

I младшая группа

-

-

-

-

-

-

2 младшая группа

29%

53%

18%

18%

47%

25%

Средняя группа

23%

50%

27%

5%

64%

315

Старшая группа

12%

635

25%

10%

48%

42%

Подготовительная группа

12%

74%

14%

8%

54%

38%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи и мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом»

Данный материал содержит опыт работы по развитию речи и мелкой моторики у воспитанников детского дома....

Сравнительный анализ развития психомоторных функций у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.

Отклонение в психомоторном развитии дошкольников с ОНР отмечаются уже с самого рождения. Эти дети позже возрастных нормативов начинают сидеть, стоять; у них с запозданием формируются локомоторные функ...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

Консультация для родителей "Практические материалы по развитию речи дошкольников посредством развития мелкой моторики руки"

quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А. Сухомлинский....

Материалы к семинару "Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности"

Представлен материал по актуальности темы, указаны задачи работы с дошкольниками по теме, представлен план работы, диагностика, классификация театрализованных игр...

Диагностические материалы по обследованию развития речи

Методика обследования развития детейОсновные задачи исследования развития воспитанниковСредства реализации задачКритерии оценкиИсследование состояния импрессивной речиВыявить уровень сформированностии...

Аналитические материалы(схемы анализа материалов и режимных моментов)

Аналитические материалы(схемы анализа материалов и режимных моментов) Методическая  работаСхема анализа занятия в детском садузанятий | игровой деятельности | схема анализа занятий 1. Х...