Пересказ рассказа "Ёж" по Е.Чарушину
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_rasskaza.docx | 177.76 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи
тема:
Пересказ рассказа «Ёж»
(по Е. Чарушину)
в средней группе
Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем.
Задачи:
- Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.
- Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.
- Развитие слухового и зрительного внимания детей.
Методические приёмы:
Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание предметных картинок, графических схем, выстраивание графического плана рассказа; грамматическое упражнение «Закончи предложение».
Оборудование:
Игрушка бибабо – ёж, предметные картинки: ребята, ёж (3 вида), крыша дома, блюдце с молоком; схемы графического плана.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги
Е. Чарушина «Моя первая зоология».
Рассматривание картинок с изображением диких животных.
Чтение рассказа М. Пришвина «Ёж».
Лепка из пластилина по теме «Ёж».
Ход занятия:
Организационный момент.
Развитие произвольного внимания, словесно – логического мышления.
Педагог: Дети отгадайте загадку.
Шуба – иголки,
Свернётся – колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это? (Ёж)
Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.
Сюрпризный момент – в гости приходит ёж (игрушка бибабо).
Ёж: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
- Где я живу? (В лесу.)
- Зачем мне нужны иголки? (Чтобы защищаться от врагов.)
- Как я спасаюсь от врагов? (Ёж сворачивается шариком.)
- Чем я питаюсь? (Мышами, жуками, червяками, молоком.)
- Если до меня дотронешься, то больно уколешься. А чем ещё можно уколоться? (Иголкой, булавкой, кактусом…)
Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.
- Послушайте рассказ, который написал Е. Чарушин. Он называется «Ёж».
По ходу чтения рассказа педагог выставляет картинки.
Ходили ребята по лесу. (Появляются 2 ребенка.)
Нашли под кустом ежа. (Затем ёжик.)
Он со страху шариком свернулся ( Замена ежа другим,
свёрнутым в клубочек.)
Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли.
(Появляется крыша над ребятами.)
Дали ему молоко. (Блюдце перед ёжиком.)
Развернулся ёж и начал есть молоко.
( Замена ежа другим.)
А потом ёжик убрал у себе обратно в лес.
( Убирается картинка ежа.)
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
Дети отвечают полным предложением.
- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)
- Кого они нашли? (Они нашли ежа.)
- Где сидел ёжик? (Ёжик сидел под кустом.)
- Что сделал ёжик со страху? (Он со страху свернулся шариком.)
- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)
- Почему они не укололись? (Ребята дали ему молока.)
- Что было дальше? (Ёжик развернулся и начал есть молоко, потом он убежал в лес. )
Физкультминутка «Ёжик». Координация речи с движением.
Ёжик в бане вымыл ушки. (Потереть ушки.)
Шейку, кожицу на брюшке (Потереть шейку, животик.)
И сказал еноту ёж: « Ты мне спинку не потрешь?» (Потереть спинку.)
Дидактическое упражнение «Закончи предложение».
Согласование существительных в косвенных падежах.
- Как нужно говорить правильно?
- Дети нашли ( кого?)… ( ежа ).
- Они подошли ( к кому?)…( к ежу ).
- Напоили его ( чем?)…(молоком).
- Ёжик напился ( чего?)…(молока).
- Значит, дети позаботились ( о ком?)…(о еже).
Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания.
Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слуховой памяти.
- Ребята, я вам сейчас ещё раз прочитаю рассказ, а помогут вам схемы.
Дети рассказывают по цепочке. В конце 1-2 ребенка повторяют рассказ целиком.
Итог.
- Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего запомнилось? Я предлагаю вам самим оценить свою работу на сегодняшнем занятии.
Детям предлагаются кружочки красного и синего цвета. Если ребенок выбирает красный кружочек, значит не очень хорошо потрудился, что – то не понял.
-Ребята вы все молодцы, хорошо занимались и ёжик приготовил вам угощение.
Ёжик угощает детей печеньем.
Источники:
- Л.В.Лебедева, И.В.Козина «Конспекты занятий по обучению детей пересказу»
- интернет ресурсы
Схемы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"...
Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы "Светофорик" в образовательной области "Познание" Тема: "Пересказ рассказа Е.Чарушина "Воробей" с использованием мнемотехники
ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Е. ЧАРУШИНА "ВОРОБЕЙ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ1. Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога.2....
Пересказ рассказа Е.Чарушина "Лисята"
учим пересказывать рассказ Е.Чарушина "Лисята", согласовывая прилагательные с существительными, пользоваться восклицательными интонациями...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.Образовательные задачи: до...
"Пересказ рассказа Евгения Чарушина «Лиса»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе....
Конспект по развитию речи пересказ произведения Е. Чарушина «Лисята»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91» Конспект по развитию речи в старшей группепереск...
Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»
Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию....