Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи с детьми 6-7 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_permyak_pervaya_rybka.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД Речевое развитие. Развитие речи с детьми 6-7 лет.
Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Задачи: формирование умения связано пересказывать литературный текст.
Оборудование. Текст рассказа «Первая рыбка».
Ход НОД
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) |
Мотивация детей к деятельности | 1. Разрезные картинки. (с помощью картинок дети находят отгадку) На столах лежат разрезные картинки в конвертах. Загадываю детям загадку: В море плавает, в реке, Дети, посмотрите на картинки и скажите, каких рыб вы видите? |
Постановка цели детьми | Рыба. |
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности | 2. Д/игра «Скажи наоборот» Горячая - Холодная Прохладная - Тёплая Чистая - Грязная Кипячёная - Сырая Солёная - Пресная Бурливая - Спокойная Прозрачная - Мутная А что люди могут делать с рыбой? -Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка». 3. Чтение рассказа «Первая рыбка» Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу) с последующим обсуждением Вопросы к тексту: -Почему этот текст называется «рассказ»? -Ребята, а кто помнит автора этого рассказа? -О чем говорится в этом рассказе? -В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.) -Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.) -Сколько рыбы поймал Юра? -Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.» -Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей) -Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка». 4.Физминутка. Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.) -Ребята, Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов) 5. Словарная работа (обьяснение непонятных слов в тексте) уха (суп из рыбы) вокруг (около, возле, рядом) нахваливать (много хвалить) ершище (большая рыба) навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе) -А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо. 6. Дидактическая игра «Составь предложение» - Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру. -Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями. Вопросы: - Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье) - Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить) - Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы) - Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.) - Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.) - Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.) - Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась) - Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.) - Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение) - Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка). . Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю этот рассказ, а вы его внимательно слушайте. Постарайтесь запомнить слова и выражения автора. - Ребята, вы очень хорошо поработали, можно и поиграть. 7. П/и «Удочка» - Ребята, что у меня в руках? (скакалка) - А чем она ещё может быть? - Ну, раз у меня в руках удочка, то я кто? А вы мои рыбки. |
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности | 8. Повторное чтение рассказа. - Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик. (трое детей по желанию пересказывают рассказ по плану) - Получилось ли у ребят рассказать точно по плану? -Следующее задание будет сложнее: нужно быть очень внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. (Ребята рассказывают) - Все ли ребята были внимательными? - А кому-то из вас предстоит выполнить самое трудное задание - надо рассказывать полностью весь рассказ. - Насколько удалось рассказать точно рассказ, используя слова автора? |
Подведение итога | А сейчас скажите, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии? А что для вас было трудным? Где мы можем использовать наши знания, полученные на НОД? Скажите, дети, что вы сегодня узнали нового. - Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились? Кто автор рассказа? Что вам больше понравилось, что запомнилось? |
Рефлексия | В конце деятельности дети проводят самоанализ проведенной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...
Конспект НОД по речевому развитию (развитие связной речи) « В гостях у зимующих птиц»
Конспект по речевому развитию...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми старшей группы «Домашние животные»
Расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах...
Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития Тема: «Дикие животные»
Логопедическое занятие содержит материалы по развитию связной речи детей с диагнозом ОНР....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми подготовительного возраста «Составление рассказов по опорным картинкам о зиме».
Конспект занятия по развитию речи в поготовительной группе ТНР....
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития
Представлен конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речево...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной к школе группы с ТНР. Тема: "Наша Родина-Россия"
Конспект подгруппового логопедического занятия составлен для детей дошкольного возраста подготовительных групп с ТНР.Цель: пополнение и активизация словаря по теме «Наша страна»Задачи:Корр...