Дидактические игры по развитию речи.
картотека по развитию речи

Белозерова Александра Васильевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 6"

 

 

 

"Картотека дидактических игр по развитию речи"

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: 

Белозерова Александра Васильевна

 

 

г. Югорск

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Кто кем становиться?»

Цель: упражнять детей в подборе слов в рифму.

Ход: воспитатель читает стихотворения А.Шибаева, а дети договаривают слова.

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая … (собака)

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал… (конем)

Бык – могучий великан,

В детстве был… (теленком)

Толстый увалень баран –

Толстеньким … (ягненком)

Этот важный кот Пушок –

Маленьким … (котенком)

А отважный петушок –

Крохотным … (цыпленком)

Из маленьких утят

Вырастают … (утки)

Специально для ребят,

Тех, кто любит … (шутки)

Игра «Угадай по описанию»

Цель: учить детей по описанию определять объект.

Содержание:

воспитатель показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.

Правило: воспитатель описывает объект от общего к частному. Полуактивный этап.

Игра «Цепочка»

Цель: учить детей выделять у объектов значения признаков.

Содержание:

Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

Игра «Теремок»

Цель: упражнять в правильном произношении звуков родного языка. Воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход: дети прячутся в домике. Отгадывающий ребенок подходит к домику, стучит и спрашивает: «кто в теремочке живет?»

Петушок отвечает: « Ку-ка-ре-ку!»

Ворона отвечает: « Кар-кар!»

Корова отвечает: « Му-му!»

Гусь отвечает: «Га-га-га !»

Собака отвечает: « Гав-гав!»

Коза отвечает: « Ме-ме!»

Кошка отвечает: « Мяу-мяу!»

Воробей отвечает: « Чик-чирик!»

Игра «отгадай предмет по названию его частей»

  • Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки

                                                                 (лицо);

  • Рукава, манжеты, воротник

                                                            (рубашка);

  • Голова, туловище, ноги, хвост, вымя    

                                                              (корова);

  • Пол, стены, потолок   (комната);
  • Подоконник, рама, стекло   (окно);
  • Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверца

                                                           (грузовик);

  • Ствол, ветви, сучья, кора, листья, корни  

                                                              (дерево);

  • Дно, крышка, стенки, ручки   (кастрюля);
  • Палуба, каюта, якорь, корма, нос  

                                                            (корабль);

  • Подъезд, этаж, лестница, квартиры  

                                                                  (дом);

  • Крылья, кабина, хвост, мотор   (самолет).  

Игра «Доскажи словечко»

Оля весело бежит

К речке по дорожке.

А для этого нужны

Нашей Оле … ножки.

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле … ручки.

Оля слушает в лесу

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле … ушки.

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки

А для этого нужны

Нашей Оле … зубки.

Оля смотрит на кота,

На картинки – сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле … глазки.

                          Е Карганов

Игра «Доскажи словечко»

На сметане мешен

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился колобок.

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная шапочка)

Носик круглый пятачок,

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три поросенка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит).

Игра «Доскажи словечко»

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше  (Карлсон)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати и подушки,

Угадайте без подсказки

Кто герой этой сказки? (три медведя)

У отца был мальчик странный

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный человечек деревянный.

 На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?  (Буратино)

Она красива и мила,

А имя ее от слова «зола». (Золушка)

Игра «Доскажи словечко»

Я хотел устроить бал,

Я гостей к себе … (позвал).

Купил муку, купил творог

Испек рассыпчатый … (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости … (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек … (откусил),

Потом подвинул стул и сел

И пирог в минуту … (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек … (не нашли).

                           Д.Харм

Игра «Вставь слово»

 (замени словосочетание одним словом)

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов

Храбрый человек - храбрец

Богатый человек - богач

Сильный человек - силач

Веселый человек - весельчак

Умный человек – умник

Спортсмен (ка), который ходит на лыжах – лыжник(-ца)

Спортсмен(ка), который прыгает в воду – прыгун (-ья)

Плавает – пловец (-чиха)

Выполняет гимнастические упражнения – гимнаст (-ка)

Игра «Закончи предложение»

Цель: Учить детей составлять сложносочиненные предложения с союзом «а»

Ход игры: Воспитатель начинает, дети продолжают.

Слон большой, а комар …

Камень тяжелый, а пушинка …

Золушка добрая, а мачеха …

Зимой погода холодная, а летом…

Сахар сладкий, а горчица …

Дерево высокое, а куст …

Дедушка старый, а внук …

Суп горячий, а компот …

Сажа черная, а снег …

Лев смелый, а заяц …

Молоко жидкое, а сметана…

Река широкая, а ручеек …

Работать трудно, а отдыхать …

Днем светло, а ночью …

Заяц скачет быстро, а черепаха ползет …

Морковь сладкая, а редька …

Помидор красный, а капуста …

Продавец продает, а покупатель …

           Кричат громко, а шепчут …

Речевая игра

Цель: учить детей образовывать существительные, обозначающие материал, добавляя слово – значит.

Шапка сделана из меха, значит она меховая;

Брошка сделана из золота, …

Ящик сделан из дерева, …

Мяч сделан из резины, …

Игрушка сделана из пластмассы, …

Машина сделана из железа, …

Игра «Продолжи предложение»

Цель: Учить детей составлять сложноподчиненные предложения

Ход игры: Воспитатель начинает, дети продолжают.

Зина взяла зонт, потому что …

У Максима болит горло, потому что …

Наташа села за стол, потому что …

Данил взял карандаши, потому что …

Игра «Что такое же?»

Цель: учить детей находить в окружающей их обстановке предметы определенного свойства. Развивать внимание.

Ход: дети сидят. Воспитатель говорит слово «круглое» и предлагает детям найти в окружающей их обстановке круглые предметы и назвать их. И т.д.

Круглое – яблоко, мяч, пуговица…

Легкое - …

Белое - …

Высокое - …

Прозрачное - …

И т.п.

Игра «Дидактические мячи»

Цель: выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Ход: воспитатель кидает мяч ребенку и называет слово. Ребенок ловит мяч и произносит его противоположное значение:

Хорошо – плохо

День – ночь

Бодрый – вялый

Целый – разбитый

Толстый – тонкий

Чистый - грязный

Игра «Доскажи словечко»

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его … (арбуз).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота,

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит

Это доктор … (Айболит).

Рассказ К.Д.Ушинского

«Четыре желания»

Цель: продолжать учить детей образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям:

Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее или очень теплое. Трава зеленая, а после дождя еще зеленее или очень зеленая.  Поздней осенью солнце холодное, а зимой холоднее или более холодное.

Веселый – веселее – очень веселый

Высокий – выше – очень высокий

Стройный – стройнее – более высокий

Легкий – легче – очень легкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....