Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи

Буклет для педагогов коррекционных групп детского сада, в котором представлены игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx576.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

Словарный запас - это набор слов, выражений, понятий, которые человек понимает и использует в своей речи. Словарный запас развивается с возрастом и служит как полезный и фундаментальный инструмент для общения и приобретения новых знаний

Словарь :

Активный - включает слова, которые используются в устной речи и письме.

Пассивный - включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.

Основные задачи словарной работы

  • Обогащение и активизация словаря;
  • Уточнение значения слов;
  • Обучение умению понимать язык художественной литературы

Методы обогащения словаря:

  • Наглядные
  • Практические
  • Игровые
  • Словесные:

9112ad6e8375d6d0ae65d44a739e78d4

МАДОУ МО г.Краснодар                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        «Центр  – детский сад №182

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

Приёмы обогащения словарного запаса детей  дошкольного возраста

                                           Подготовила:

                                                 учитель – логопед

                                              Шумайлова  Е.В.

                                 

 2019 г.

Игра"Шаги (Кто быстрее доберется до...)"

Ход: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик).  Даем минуту на размышление и "Старт!"

 Другие темы:

"все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),

"все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава),

«все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит),

"Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек…).

"Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи ) и т.д.

Игра «Волшебный мешочек». 

Ход: Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее.

Например: лимон - это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус.

Предметы в мешочке: виноград, апельсин, банан, арбуз, зайчик, лошадка, лягушка и т.д.

Карточки:  «Ассоциации»

Ход: Детям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету.  За каждый правильный ответ игрок получает фишку.

Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…).

Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).

Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…)

Игра с мячом «Какой? Какая? Какие?»                   («Кто больше»)

Ход: Педагог кидает мяч ребенку, называет предмет, животное ..., и задает вопрос: «Какая?» (какой? какие?). Ребенок ловит мяч и называет прилагательное. Затем кидает мяч обратно воспитателю.

Собака. Какие бывают собаки?

Ответы: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи.

Упражнение: «Придумай рассказ». 

Цель: Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помощью вопросов, составление рассказа. 

Ход: Игрокам предлагается сюжетная картинка «Девочка рисует красками». С помощью вопросов педагога игроки распространяют предложения и составляют рассказ.

За столом сидит (КТО?) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ?) – на табуретке. Девочка держит (ЧТО?) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ?) – красками. Девочка рисует (ЧТО?) – облака, природу, лето…

«Кто это? «Что это»

1. вариант - узнавание по эпитетам предмета.

Педагог предлагает детям отгадать, что это:  зеленая, - которое росло у дома кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают - береза.

В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети.

2 вариант - подбор к действиям предмета

На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? - Солнце.

Подбор к предмету действий (глаголов)

Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

ПРИЁМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Богатство словаря - признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен о...

Консультация для воспитателей «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...