Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
консультация по логопедии

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Богатство словаря - признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу.

Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.

      Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.

      Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка.

    Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста:

1. Развитие активного словаря

•Игра «Чудесный мешочек»

Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.

В мешочек помещаются разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок опускает в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определяет и называет то, что он ощупывает.

•Упражнение «Запомни и назови»

Цель: развивать активный словарь детей.

Детям в определённом порядке показываются картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убираются. Дети воссоздают увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.

•Упражнение «Что это?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.

Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это. Комар, кузнечик, жук - это. Заяц, лиса, волк - это. Кукушка, сова, орёл - это.

•Упражнение «Какой?»

Цель: развитие словаря признаков.

Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий).

2. Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов, противопоставления (антонимов)

•Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).

Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.

Дети встают в круг и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.

Буря - ураган, шторм.

Доктор - врач.

Детвора - дети, ребята.

Холод - стужа, мороз.

Вежливый — любезный.

•Игра «Упрямые дети»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

отъехал – приехал, вылетел – залетел;

въехал – съехал, взлетел – приземлился;

•Упражнение «Угадай слово» (образование антонимов).

Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина.

Сосна высокая, а куст.

Пчела летает, а гусеница.

3. Развитие словообразования

•Игра «Назови ласково»

Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

блюдце -… овца -… собака -…

белка -… сани -… ложка -…

•Упражнение «Что приготовим?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Из яблока - яблочное повидло;

Из груши - грушевый компот.

4. Усвоение лексической сочетаемости слов

•Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»

Цель: учить изменять существительные по числам (1, 2, 6 – тетрадь, тетради, тетрадей)

Лампа, кошка, стул…

•Упражнение «Один - много»

Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

Это лимон, а это …. лимоны.

Это груша, а это. груши.

Это яблоко, а это …. яблоки.

•Упражнение «Какого цвета»

Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака.Образец: яблоко красное.

Майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Буклет для педагогов коррекционных групп детского сада, в котором представлены игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста...

ПРИЁМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Богатство словаря - признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен о...

Консультация для воспитателей «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...