Сообщение к семинару
учебно-методический материал по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bon._igrovye_tehnologii_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx | 47.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение к семинару
«Игровые технологии, как одна из форм речевого развития дошкольников»
Воспитатель: Баутина О.Н.
Дата проведения:14.02.2019г
В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Понятие «игровые технологии в развитии речи» включает достаточно огромную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.
Рассмотрим лишь некоторые из них:
1.Дидактическая игра.
2.Театрализованные игры.
3.Пальчиковые игры.
4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений.
5.Игровые приёмы при развитии ЗКР (звуковой культуры речи).
6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
1.Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Существуют следующие виды дидактических игр:
• игры с предметами (игрушками),
• настольно-печатные игры,
• словесные игры.
Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста рекомендуется использовать дидактические игры.
Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.
2.Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
• - игры – драматизации;
• -режиссерские игры.
В играх – драматизациях – ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:
• -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• -постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер», управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.
3. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например:
На поляне дом стоит,
На двери замок висит,
За дверями стоит стол,
Вокруг дома - частокол
Тук-тук - дверь открой
Заходите, я не злой
4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений.
Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчёсывании проговариваем и обыгрываем потешку:
«Расти коса до пояса»; при умывании – «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.
Сочинительство (старший дошкольный возраст)
Сочинение стихотворений. (синквейн)
1. Название стихотворения.
2. Первая строка повторяет название стихотворения.
3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?
4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.
5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.
Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)
« Салат из сказок» (смешивание разных сказок)
« Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\
« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\
« Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\
« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\
« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\
« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\
5. Игровые приёмы при развитии ЗКР
Чёткое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Например, «Са-са-са – вот летит оса».
6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» воспитатель побуждает детей выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Особое место в речевом развитии детей дошкольного возраста занимают развивающие игровые технологи.
Хотелось бы обратить ваше внимание лишь на некоторые из них:
- игровая технология развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича;
-проблемно-игровая технология З.А.Михайловой;
-педагогическая технология блоки Дьенеша;
- педагогическая технология «Палочки Кюизенера» (Джордж Кюизенер).
Ценность вышеперечисленных технологий заключается в том, что они
имеют широкий возрастной диапазон участников игр: благодаря возможности усложнения развивающих вопросов и познавательных заданий в эти игры могут играть дети разного возраста и с разным уровнем развития. Внедрение данных технологий в педагогический процесс позволяет успешно решать задачи по развитию речи детей. В ходе этих игр расширяется словарный запас детей. Речь обогащается математической терминологией; обобщающими словами; словами, обозначающими действия с предметами; словами, обозначающими свойства и особенности предметов; антонимами; количественным, порядковым числительными; и т.д.). Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивается понимание обобщающего значения слов. Расширяется понимание значения простых предлогов и активизируется их использование в речи. Развивающие игровые технологии способствуют развитию умения строить высказывания с союзами «и», «или», «если», «следовательно» частицей «не» и др.(например, игры с блоками Дьенеша «Раздели блоки», «Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай фигуру», «Построй домик»; логико-математическая игра З.А.Михайловой «Возьми то, не знаю что» и др). В ходе игр дети учатся делать простейшие умозаключения, обосновывать свои суждения.
Можно сделать вывод, что игровые технологии способствуют реализации всех речевых задач: обогащению и активизации словаря, формированию грамматически правильной речи, воспитанию культуры речи, обучению детей навыкам связной речи.
И правильная речь, мы знаем, является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому созданию условий для речевого развития в нашей группе уделяется большое внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на семинаре заведующих на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Сообщение на семинаре заведующих на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной...
Сообщение к семинару Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе МБДОУ
Закаливание — это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагопр...
Сообщение для семинара на тему: "Игротерапия: возможности и логика следствия"
Игротерапия: возможности и логика следствия.Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами с и...
Сообщение на семинаре "Методика обучения творческим рассказам"
Дошкольный возраст- это период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте предпринимаются первые попытки самостоятельного сочинения....
сообщение на семинаре для педагогов по теме: «Нетрадиционная работа с бумагой. Квиллинг»
«Нетрадиционная работа с бумагой. Квиллинг»...
Сообщение к семинару на тему: «Формирование социально – нравственных качеств у старших дошкольников как аспект подготовки к школе»
Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем? Для начала надо...
Сообщение к семинару по теме: «Методика обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок»
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, в том числе и чере...