Использование игровых упражнений по мелкой моторике рук как средство развития активного словаря младших дошкольников
статья по развитию речи
В статье предствлены различные упражнений по моторике рук младших дошкольников, которые спосбствуют развитию речи детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование комплекса упражнений по мелкой моторике рук как средство развития активного словаря младших дошкольников.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии речи. Дети испытывают трудности в произношении звуков, у многих отмечается задержка речевого развития, которая выражается в недоразвитии словарного запаса, несформированности экспрессивной речи и отсутствием связной речи к 3 годам.
Причинами таких проблем могут быть как биологические, так и социальные факторы, а порой и их сочетание. Здесь, безусловно, нужна консультация специалистов различного уровня: педиатров, неврологов, логопедов, психологов. Но мне бы хотелось в своей статье остановиться на другом аспекте: показать связь между развитием речи и развитием мелкой моторики рук детей. У детей дошкольного возраста это наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.
То, что развитие речи связано с развитием моторики было неоднократно доказано многими учеными. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является как стимулом для развития речи ребенка, так и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому развитие мелкой моторики рук очень важно для психофизического развития и развития речи ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Таким образом, речь ребенка тесно связана с мастерством рук.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Я хочу подробней остановиться на упражнениях, которые помогут ребенку овладеть моторикой своих рук. Важно, чтобы эти действия были непривычны для ребенка. Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка. Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования.
Для развития моторики Вам помогут:
- пальчиковые игры. В интернете очень много информации по пальчиковой гимнастике. Начинайте с простых упражнений и переходите к более сложным, где движения пальцев и рук должны соответствовать тексту. Поощряйте ребенка, когда он старается говорить текст потешки или отдельные звуки, слова;
- массаж кистей рук и пассивная пальчиковая гимнастика. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вам в помощь пластилин, тесто, мячики, резиновые игрушки и пр.;
- игры и упражнения с применением различных предметов: игры-шнуровки, игры по типу сортировщика, выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, перебирание и пересыпание круп, рисование, нанизывание бус, конструктор, кубики, мозаику, застегивание пуговиц, молний;
- работа с графическими заданиями: например, лабиринт, дорожка-проводилка, соедини по точкам, штриховка, обведи по контуру.
В конце хочу добавить, что развитие мелкой моторики – это не панацея, а только лишь вспомогательный метод для развития речи детей. Он не может рассматриваться в качестве основного. Речь – это сложная система, поэтому здесь необходима комплексная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Тема: «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи».
В данной материале представлен конспект мастер-класса для детей по работе с ЛЕГО-конструктором "Зоопарк"...
Использование песенок-потешек в развитии активного словаря младших дошкольников
Данный материал поможет в интересной форме развивать словарь детей...
Использование упражнений для мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников
Использование упражнений для мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников...
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
В статье рассказывается о развитии мелкой моторики рук, как средстве развития речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для начинающих педагогов ДОУ "Применение игровых приёмов в продуктивных видах деятельности как средство развития внимания у младших дошкольников"
quot;Применение игровых приемов в продуктивных видах деятельности как средство развития внимания у младших дошкольников"...
Мастер-класс «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и у дошкольников»
Мастер-класс «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и у дошкольников»для педагогов дошкольных учреждений...
Самообразование "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...