Использование мини-музеев в группах ДОУ как средства развития речевых компетенций взрослых и детей.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной, речевой деятельности и личности в целом. В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Поиск разнообразных эффективных, инновационных форм проведения совместной деятельности взрослого и ребенка привели нас к идее создания мини-музея.
“Мини - ” отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей, родителей, воспитателей и младших воспитателей. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора взрослых с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblastnoy_seminar_mini-muzei.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мини-музеев в группах ДОУ
как средства развития речевых компетенций
взрослых и детей.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной, речевой деятельности и личности в целом. В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Поиск разнообразных эффективных, инновационных форм проведения совместной деятельности взрослого и ребенка привели нас к идее создания мини-музея.
“Мини - ” отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей, родителей, воспитателей и младших воспитателей. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора взрослых с детьми.
Организованная в ДОУ комната фольклора «Русская изба» – это своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе со взрослым совершают увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и могут заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события, предметы разных времен, дети не только видят предметы русского быта и декоративно-прикладного искусства, но и могут производить с ними определенные действия. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширяет представления детей об окружающем мире, о богатстве, разнообразии, благородстве и красоте русской культуры и языка, обогащает словарный запас дошкольников. Работа в мини – музее дает возможность отойти от традиционных методов обучения, вызывает интерес у детей и улучшает качество знаний.
Знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти. Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать привычными и привлекательными для детей красивые музейные экспонаты, сама обстановка благоприятствует проведению различных занятий, игр, бесед для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.
В нашем ДОУ прошёл смотр-конкурс мини-музеев.
Например, в средней группе №2 был создан военно-патриотический мини-музей. Цель создания данной экспозиции воспитание нравственно-патриотических ценностей.
В группе №6- выставка кукол в народных костюмах, для формирования представлений о национальной одежде людей в будни и праздники.
Необычные экспонаты собраны в группе №8, где все вещи и предметы изготовлены своими руками.
При организации мини-музеев каждая группа проявила свою выдумку, смекалку. Порадовали и детей, и взрослых выставки часов, ключей, пуговиц, открыток, ложек.
В нашей группе представлен мини-музей «Мир кукол». В его создании, с большим интересом, приняли участие не только девочки, но и мальчики. Так как остались куклы у родителей 80-90г., сестёр. Принесли национальные, народные, современные, а также брендовые куклы – матрёшку, неваляшку. И необычную куклу – термос.
Работа по созданию мини-музея в нашей группе ведётся давно. И затрагивает не только родителей, но и бабушек, дедушек, знакомых.
Создав музей «Предметы домашнего быта в старину» ребята узнали названия старинной посуды, потрогали, поиграли с реальными предметами, а в конце занятия пили чай из «пузатого» самовара с сушками и пряниками. Речь на таких занятиях приобретает чувственную, эмоциональную окраску. По-иному звучат песенки, пословицы и потешки из уст детей, выразительнее получаются в дальнейшем роли в играх-драматизациях.
Основная задача нашей работы заключается в том, чтобы научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Разнообразные экспонаты музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок. Так же мы используем еще одну форму работы – это проведение экскурсий.
В нашем детском учреждении каждый воспитатель ведёт свою работу в тесном контакте с младшим воспитателем. Младшие воспитатели оказывают нам помощь в воспитании и развитии детей в совместной и самостоятельной деятельности, трудовой и игровой деятельности, во время прогулок и экскурсий.
В каждой группе младший воспитатель может провести экскурсию по мини-музею, побеседовать по предмету, объекту, экспонату.
На примере, нашей группы могу сказать, что наш младший воспитатель, Тётушкина Наталия Александровна, является активным помощником в работе по развитию речи детей. Не только проводя экскурсию, но и на протяжении всего дня она грамотно общается с детьми, подводит детей к пересказу сказок, рассказов, чтению стихов, к рассказу ситуаций из жизненного опыта.
Наталия Александровна всегда прислушивается к советам воспитателей и участвует в детских музейных экскурсиях, когда экскурсоводом становятся не только взрослые, но и дети, которые умеют интересно рассказывать и стремятся к новым знаниям. В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Играя роль экскурсовода, дети отрабатывают монологическую речь.
В рассказах дети упражняются в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, учатся правильно строить сложноподчинённые предложения и использовать языковые средства для соединения их частей, образуют новые слова с помощью приставок, суффиксов, подбирают прилагательные в сравнительной и превосходной степени, т.е. вырабатывается грамматически правильная речь и языковое чутьё.
Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий и экскурсий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи.
В результате, использование музейной педагогики в группах ДОУ, как средства развития речевых компетенций, позволяет обеспечить более высокий уровень речевой активности, как взрослых, так и детей.
СПИСОК используемых источников:
1. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
2. «Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой,О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
3.О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.
4. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г. .
5.Л.Г.Шадрина, Е.П.Фомина. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. М., “Сфера”, 2012.
6. Виниченко В. Ребёнок в пространстве музея. //Дошкольное воспитание. 2003 №5.
7. Гарькуша С. Здравствуй музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе //Дошкольное воспитание 2012, №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.
Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...
Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.
Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...
Игра на фортепиано как средство развития речевых способностей у глухих детей с КИ
Обучение нотной граммате и первые азы игры на фортепияно...
Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста с ЗПР
Представление опыта работы музыкального руководителя по ЛОГОРИТМИКЕ на с детьми с Задержкой Психического Развития (ЗПР)...
Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....
Лэпбокс "Речевичок" и дидактическое пособие Коврограф- как средство развития речевых и познавательных способностей детей раннего возраста
Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно ...
Использование мини-музеев и тематических выставок с целью развития речи дошкольников в рамках регионального компонента основной образовательной программы
Обогащение воспитательно-образовательного пространства группы и ДОУ новыми формами работы с детьми....