"По дороге к бабушке"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи: «По дороге к бабушке»
Программное содержание:
Образовательные:
- закрепить знания о таком жанре художественной литературы, как русская народная сказка;
- закрепить знания о шипящих звуках, упражнять в их произношении;
- повторить виды насекомых и пресмыкающихся, их природные звуки;
- закрепить знания о диких животных и местах их обитания;
- закрепить умения в делении слов на слоги;
- упражнять в словообразовании;
- упражнять в подборе антонимов – прилагательных и антонимов – глаголов;
Развивающие:
- продолжать развивать мелкую моторику и логическое мышление;
- способствовать формированию грамматического строя;
- применять здоровьесберегающие технологии при организационной гимнастике, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, динамической паузы.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать и играть в коллективе;
- воспитывать интерес к занятиям через применение игровых приёмов.
-воспитывать у детей отзывчивость, чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие (чтение художественной литературы, развитие речи), Познавательное развитие (мир природы), Художественно- эстетическое развитие (рисование), Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Предварительная работа: изучение звуков, чтение сказок, изучение животных и мест их обитания, упражнения в словообразовании, подборе антонимов.
Словарная работа: опушка, дупло, молодец
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстраций, слайдов).
Словесный (беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Материалы и оборудование: предметные картинки; карточки с буквами; аудиозапись пения птиц и презентация с иллюстрациями по сказке; карандаши, заготовки для рисования, раскраски, компьютер, магнитофон, угощение для детей.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте улыбнёмся гостям и друг другу и встретим сегодняшний день с улыбкой, хорошим настроением и со словами:
Что за чудо – чудеса:
Вот тебе моя рука,
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
Скажем вам не тая:
Это все мои друзья.
Воспитатель: Теперь присаживаемся на стульчики– сели правильно, подвинули стулья.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?
Чему нас учат сказки?
Дети: быть добрыми, дружными, не жадничать, не обманывать, защищать слабых.
Воспитатель :Как вы думаете, сказка – это выдумка, или правда?
Дети: выдумка.
А что происходит в сказках?
Дети: чудеса, волшебство.
Воспитатель :Как мне хочется попасть в сказку… А вы хотите? Мы отправляемся с вами на прогулку по сказке. Отгадайте, в какую сказку мы сейчас с вами попадём:
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну подскажите имя её!
Дети: Красная Шапочка
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку.
Слайд1 (появляется красная шапочка).
Воспитатель: Красная Шапочка собралась идти к своей бабушке. Хотите пойти вместе с Красной Шапочкой? Скажите, где живёт бабушка Красной Шапочки?
Дети: на краю леса, на опушке леса.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Дорога туда очень длинная и трудная.
Вы готовы справиться с трудностями?
Дети: Да
Слайд 2 (на полянке растут цветы, летают комары, пчёлы, ползёт уж или змея).
Воспитатель: Дети, мы оказались с вами на сказочной полянке. Следите глазами. Каких насекомых вы видите на ней?
Дети: комара и пчелу.
Воспитатель: Давайте вспомним, какой звук произносит комар?. А пчела? – звук [ж].
Дети произносят звук [з].
Воспитатель: А кто ещё там ползает?
Дети: змея.
Воспитатель: Как змея шипит?
Дети: произносят звук [ш].
Воспитатель: Посмотрите, перед вами цветы и картинки. На тот цветок, где сидит комар поставьте картинки со звуком [з], где пчела – со звуком [ж], где змея – со звуком [ш].(На магнитной доске прикрепляем три цветка, а под ними по три картинки на каждый звук, вызываются дети по одному, выбирают нужные картинки и передвигают к соответствующим цветкам.) На следующем цветке сидит пчела, затем змея.
Дети: Картинки с соответствующим изображением дети подвигают к цветкам по очереди.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно расставили все картинки.
Мы идём с вами дальше по лесу.
Слайд 3 (белка сидит на дереве).
Воспитатель: Кого вы видите?
Дети: белка
Воспитатель: Правильно, белку. Скажите, сколько слогов в слове белка
Дети: два слога
Воспитатель :А где живёт белка?
Дети: в дупле.
Воспитатель: Сколько слогов в слове дупло?
Дети: два(Дети подставляют тыльную сторону ладони под подбородок и считают количество слогов по ударам бороды об неё.)
Воспитатель: А знаете ли вы, есть ли друзья у белки? Скажите, кто они?
Дети: заяц, волк, медведь ,лиса.
Слайд 4 (друзья белки: заяц, волк, медведь, лиса).
Воспитатель: Подумайте, где живёт заяц?
Дети: под кустом).
Воспитатель: Сколько слогов в слове куст? Как называется дом волка (логово). Сколько слогов в слове логово? Где живёт медведь? (берлоге). Сколько слогов в слове берлога? Также лиса (норе). Сколько слогов в слове нора? Вот мы с вами и узнали, где живут друзья белки.
Воспитатель: Назовите их ласково.
Например, белка - пушистая, давайте назовём её ласково - пушистенькая. Волк – серый, а ласково - серенький; заяц – ушастый, а ласково – ушастенький. Лиса рыжая, а ласково – рыженькая. Медведь – косолапый, а ласково - косолапенький.
Дети: отвечают
Воспитатель: Молодцы, дети, вы назвали ласково друзей белки, и они хотят с вами поиграть. Выходите на полянку.
Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивания - руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил (Вращения головой)
Наклонился назад -вперёд , (Наклоны вперёд – назад)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся (садятся на свои места).
Воспитатель: Идём дальше.
Слайд 5 (лесной гном сидит грустный на полянке).
Воспитатель: Ребята, это же лесной гном. Он сидит совсем грустный, потому что перепутал слова. Давайте поможем ему назвать слова наоборот
Дети: называются слова без картинок, на слух.
Прилагательные:
Весёлый – грустный
Маленький – большой
Худой – полный
Сухой – мокрый
Белый – чёрный
Светлый – тёмный
Длинный – короткий
Глаголы:
Идти – стоять
Плакать – смеяться
Молчать – говорить
Терять – находить
Начинать - закончить
Встречать – провожать
Светлеть – темнеть
Воспитатель: Молодцы, посмотрите, у гномика поднялось настроение, потому что вы ему помогли. Продолжаем наш путь по сказочному лесу.
Слайд 6 (художник рисует природу).
Воспитатель: Кого же мы встретили на этот раз?
Дети: Художник
Воспитатель: Да это же лесной художник. Он рисует природу. Мы с вами идём в гости без подарка. Давайте попросим художника нарисовать подарки для бабушки. Ведь у бабушки фартук совсем стал старенький.
Дети: проходят за столы по очереди.
У вас на столах лежат фартуки. Нужно раскрасить их по образцу художника (образец прикреплён на магнитной доске). Художник начал рисовать и не закончил. Давайте закончим узор.
Пальчиковая гимнастика.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Быть послушным каждый пальчик
Непременно научу.
Воспитатель: Сели правильно, спинки ровные.
Воспитатель: Вот подарки наши и готовы. Теперь можем идти в гости.
Слайд 7 (бабушка встречает с пирогами).
Воспитатель: Вот и бабушка нас встречает. Она рада видеть нас. Нужно сказать бабушке какие – то приятные слова.
Дети: (Поздравляем с днём рождения! Здравствуй, бабушка! С днём рождения бабушка).
Воспитатель: Посмотрите внимательно, что можно сказать про бабушку?
Дети: говорят варианты своих предложений.(Бабушка встречает с пирогами).
Воспитатель: Вы придумали предложение.
Давайте вспомним, какое первое слово, второе, третье и четвёртое. Сколько всего слов в нашем предложении? Помните, предложение начинается с большой буквы, есть короткое слово, в конце предложения ставится точка.
А пирожки у бабушки не простые, а с волшебной начинкой. Просто так нам их не съесть. Нужно повторить чистоговорку. Сначала все вместе, потом некоторые по – одному.
Жок - жок – жок скушай сладкий пирожок.
А теперь скороговорку:
Съел молодец тридцать три пирога с творогом
Дети: повторяют несколько раз
Воспитатель: Вот молодцы, а начинка – то вот какая! Конфетная! На тарелке конфетки. Но сразу просили не отдавать. Сначала расскажите мне:
Интересной была дорога к бабушке?
Что вы по дороге делали? Что вам понравилось больше всего в нашей прогулке?
Воспитатель: Молодцы, со всеми трудностями вы справились!
Я вас всех хвалю.
Слайд 8 (Цветная картинка бабушки с внучкой).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Красная Шапочка с бабушкой вместе с угощением передали вам свой портрет. Но они на нём совсем не яркие, а чёрно – белые. Вы их разукрасите так как на экране, когда у вас будет время (воспитатель раздаёт детям раскраски).
А сейчас подходите, угощайтесь.
Список использованной литературы:
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: Мозаика –Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2006. –96., илл.
2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. - 192 c.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1984.-175 с., ил.
4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.- 000 с.
5.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012. - 185 с.
6. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
7. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
8. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "По дороге к бабушке"
Данная игра предназначена для закрепления знаний о домашних животных у детей дошкольного возраста....
Конспект НОД по ПДД "Дорога к бабушке"
НОД для детей дошкольного возраста по ПДД....
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию "По дороге к бабушке"
выяснить представление детей о диких животных, овощах и ыруктах. Украшать фартук полосками....
конспект интегрированного занятия "По дороге к бабушке"
Программное содержание:Закреплять и уточнять знания и представления детей о диких животных, овощах и фруктах; закреплять понятия длинный-короткий; выявить у детей умение рисовать длинные прямые линии,...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в средней группе «По дороге к бабушке»
Цель:1) закреплять и уточнять знания и представления детей об осени, как о времени года, о его характерных признаках;2) закреплять знания о названиях деревьев, продолжать учить различать некоторые лис...
Итоговое занятие по математике «По дороге к бабушке»
Итоговое занятие «По дороге к бабушке».2 младшая группа.Оборудование: мяч, билеты с цифрами, «речка»(ткань синего цвета, рыбки (9 шт, ведра(2 шт, удочки(2 шт); цветы: ромашка(1...
Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «По дороге к бабушке»
Интересная, увлекательная сказочная история в стихах....