Конспект НОД "Дорожные знаки вокруг нас"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая группа)

Дерунова Елена Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по презентации "Дорожные знаки вокруг нас". Вместе с коллегой Сяиной Яной Борисовной участвовали в районном конкурсе методических материалов по ПДД, с презентацией, играми, конспектами НОД. Дети с родителями принимали активное участие в конкурсе поделок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей средне-старшего дошкольного возраста

«Дорожные знаки вокруг нас»

Цель: расширять представления и знания детей о дорожной безопасности.

Задачи:

Познавательные:

- уточнять знания детей по дорожной безопасности;

- расширять знания детей о дорожных знаках, о безопасности на дорогах, о правилах поведения на улице.

Развивающие:

- активизировать речевую деятельность детей, обогащая словарь специальными терминами (названия дорожных знаков), учить описывать символы, развивая объяснительную речь;

- способствовать развитию логического мышления, психических и мыслительных  процессов: внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия;

- продолжать развитие умения сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к дорожной азбуке   путем закрепления и расширения знаний и представлений о правилах дорожной безопасности;

- способствовать формированию правильного отношения к личной и общей безопасности;

- воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье, желание соблюдать правила дорожной безопасности;

- учить рассуждать на тему безопасности всех участников дорожного движения.

Интеграция: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое  развитие.

Вид занятия: просмотр презентации, обсуждение, выбор нужных карточек, объяснение выбора.

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.

Предварительная  работа: беседы; изучение правил дорожного движения; рассматривание ситуативных картинок, рисунков по теме безопасности дорожного движения;  составление  описательных  рассказов по картинкам;  чтение художественной литературы;  дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые игры по ПДД.

Материал и оборудование: презентация «Правила движения каждый должен знать,  и без промедления их нужно выполнять», набор карточек дорожных знаков.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, пояснение, вопросы познавательного характера,  игровая мотивация  – помощь персонажу, индивидуальные ответы детей, загадки.

Наглядные: показ презентации, обсуждение рисунков, выбор карточек дорожных знаков.

Практические: выбор карточек дорожных знаков.

Игровые: физкультминутка, игра «Светофорчик», «Повороты».

Планируемый результат:

осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умение предвидеть возможную опасность, нахождение способов избежать ее; знание основных правил дорожного движения, что обозначают дорожные знаки, понимание важности каждого из них; проявление выдержки, самостоятельности;

дети вспомнили, что они знают  о дорожной безопасности, систематизировали знания о дорожных знаках – классификация запрещающих, предупреждающих, информационно-указательных.

Ход занятия:

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята.  Сегодня к нам в гости пришел  Незнайка, я его встретила на улице, когда шла на работу.  Он хотел  прийти к нам в гости сам,  но не знал,  как себя вести в большом городе, не знал правил дорожного движения. Поэтому ему пришлось добираться до нас на такси.

 Незнайка: Привет, ребята. Мне так хотелось к вам прийти, но пришлось брать такси, чтобы  приехать.  Столько много всего в большом городе, всякие таблички на домах и на столбах около дороги, мигающие огоньки на столбах, так много разных машин и больших и маленьких! Я просто запутался и растерялся.  А вы поможете мне понять, как вести себя на улице?

Дети: Конечно.

Организационный момент:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Давайте мы с вами поговорим сегодня о дорожной безопасности, а Незнайка послушает нас и научится, мы ему покажем, что мы знаем,  и в следующий раз он приедет к нам сам.

Посмотрите на экран, это картинки  «Правила движения каждый должен знать, и без промедления их нужно выполнять».

А что вы знаете о правилах дорожного движения? Зачем их нужно выполнять? (ответы детей).

Кто является главным участником дорожного движения?

(Пешеход – человек, который находится на тротуаре и пешеходной части дороги.

Водитель – человек, который находится за рулем автомобиля.

Пассажир – человек, который садится и едет в транспорте).

А Незнайка кем был? (хотел быть  пешеходом, а стал пассажиром).

А мог он быть водителем? (нет, он не умеет водить машину, у него нет прав и он маленький, а машину водят только взрослые люди)

Незнайка: А что такое светофор?  (главный регулировщик дорожного движения; это столб с тремя  глазками наверху – красный, желтый и зеленый; на красный цвет – все стоят, на желтый – готовятся, на зеленый – можно идти или ехать).

Воспитатель: А  вы знаете,  что было,  когда не было светофора, кто показывал правила движения автомобилей на улице? А что было до автомобиля,  как люди  ездили  по улицам? (ответы детей)

Светофор изобрели очень давно, тогда еще и машин не было,  и по улицам ездили повозки, кареты, тележки запряженные  лошадьми. Раньше регулировал очередность движения – регулировщик, полицейский, который своими руками и жезлом показывал,  куда могут направляться машины или  кареты и люди.

Давайте познакомим Незнайку  с дорожными знаками. Вы часто видите на улице, на столбах вокруг дороги висят разные таблички. А для чего и что на них изображено, знаете? Незнайка, и ты их видел, вот ребята расскажут тебе зачем они нужны.(ответы детей). Выберите из карточек на столе те картинки, которые вы видели на улице и знаете, что они означают. (дети выбирают знакомые знаки и объясняют, что видят на них)

Вот,  например, белый треугольник с красной  рамочкой,  а в нем изображен пешеход.  (нельзя переходить пешеходам дорогу)

 А синий квадрат и пешеход? – (здесь разрешен  пешеходный переход).

Кто-нибудь еще встречал знаки уличного движения на улице? Что вы про них знаете?  (ответы  детей).

Давайте посмотрим на экран.

Знаки здесь одинаковые?  (Нет). 

А чем они различаются? (цветом – красный и синий;  формой – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; тем,  что на них изображено – фигуры, объекты, рисунки).

Как вы думаете, красный знак – предупреждает, разрешает или запрещает? (запрещает, потому что красный - это цвет опасности).

А синий? (предупреждает, рассказывает  о том,  что впереди).

А бывают зеленые знаки? (нет, только зеленый сигнал светофора)

Правильно, посмотрите,   что здесь нарисовано. Незнайка, ты запоминай, что мы смотрим и говорим.

Предупреждающие знаки - красные треугольники.

Запрещающие знаки -  красные круги и перечеркнутые.

Информационные знаки и знаки сервиса – синие прямоугольники.

Предписывающие – синие круги и треугольники.

Воспитатель: Скажите, вы поняли,   какого цвета знаки всё запрещают? (красные)

А какого цвета - что-то сообщают нам? (синие) 

Познакомимся с ними поподробнее.

Предупреждающие знаки:  как вы думаете, что значит «предупреждающие»?  (ответы детей)

Как они выглядят? (это белые  треугольники с красной каймой). Правильно. Они предупреждают водителей о различных ситуациях:

Как вы думаете, о чем может сказать знак «Мужчина копает землю» - (о том, что там идут дорожные работы);

 а «Человек, идущий через зебру» - (что впереди пешеходный переход), 

 «Бегущие дети»  – (около школы - осторожно дети);  

«Поезд» - (впереди железнодорожный переезд); 

«Велосипед» - (впереди велосипедная дорожка) или впереди неровная дорога, или скользкая дорога, а может быть опасный поворот.

Посмотрите на картинку улицы. Как вы думаете, какой знак здесь лишний? (красный круг с человечком – зачеркнутый – «нельзя идти пешеходам»  стоит на тротуаре). 

Выберите из карточек на столе те, что мы с вами видели на экране. (дети выбирают карточки)

Запрещающие  знаки:  как вы думаете, зачем они нужны? (эти знаки запрещают движение пешеходов и машин).

 Как они выглядят? (красные круги, или белый круг с красной каймой).

Посмотрите на картинку – правильно располагаются знаки? (нет, запрет велосипеда стоит неправильно – он  должен быть на другой стороне улицы; запрет пешеходного перехода стоит  в неправильном месте).

Найдите эти карточки на столе. Незнайка, помогай ребятам.

Знаки приоритета:  устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.

Какие знаки вы здесь видите? (треугольники с красной каймой, квадраты, круги разного цвета, на них стрелки).

Что делает  полицейский на картинке? (останавливает движение по одной улице,  чтобы пропустить скорую помощь).

(Знак «Пешеходный переход», «Дорожные работы», «Ограничение скорости  60 км»)

Предписывающие знаки:  разрешается движение только в направлениях, указанных на знаках стрелками.

Как они выглядят? (голубые круги  с белыми стрелками).

Что показывает первый знак? (вперед).

 Второй знак? (направо). 

Третий? (налево).

 Четвертый? (прямо и направо). 

Пятый? (прямо и налево).

А какой знак говорит, что ехать нужно по кругу? (во втором ряду третий).

Посмотрите внимательно на картинку – какие здесь есть предписывающие знаки?

(«Движение по кругу», «Движение вперед», «Движение пешеходов»).

А  другие знаки что обозначают? («Запрет движения» - красный круг с белым прямоугольником;  

«Пешеходный переход» - синий квадрат с человечком, идущим через зебру; «Пересечение с велосипедной дорожкой» - треугольник с красной каймой с велосипедом;

«Сужение дороги» - треугольник с красной каймой и нарисованной дорогой).

Посмотрите, есть ли у нас такие знаки на карточках, найдите их, покажите Незнайке.

Информационные знаки: такие знаки информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, и об установленных или о рекомендуемых режимах движения.

Давайте подумаем, что может обозначать первый знак - «Пешеходный переход». 

Второй – «Велосипедное движение».

Третий – «Подземный пешеходный переход». 

Четвертый – «Автостоянка».

Пятый – «Дальше ехать некуда – тупик».

Посмотрите на картинку,  мальчик нарушил правила дорожного движения, на что он не обратил внимания? (на сигналы светофора)

Красный – «Стой!», «Готовься!» - желтый. А зеленый цвет -  «Иди!»

Будь внимательным и стойким. Не беги – сигнала жди!

Знаки сервиса:  эти знаки сообщают о расположении населенных пунктов, стоянки, остановок транспортных средств, пешеходных переходах. Как  они выглядят? (они имеют форму квадрата или прямоугольника синего цвета).

Скажите, что изображено на верхнем знаке? (телефон, наверное, рядом есть телефон).

На втором? (вилка и ложка – рядом столовая).

На третьем? (красный крест и кровать – больница или поликлиника).

На четвертом внизу? (заправочная станция).

На пятом? (красный крест – где то рядом есть больница или врачи).

Физкультминутка «Автобус»

Едет, едет наш автобус

Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки)

Едет, едет наш автобус

Крутит, крутит руль, руль  (изображаем как крутим руль)

Едет, едет наш автобус

Дворниками бжик-бжик, бжик-бжик  (параллельно двумя руками влево-вправо)

Едет, едет наш автобус

Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые  кулачки)

Двери открываются - двери закрываются (ладошки сводим и разводим)

Едет, едет наш автобус

Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки)

Едет, едет наш автобус

Всем  сигналит биии-ип. (нажимаем себе на нос, или соседу)

Воспитатель: И так, ребята, Незнайка, о чем мы сегодня с вами говорили? (о дорожных знаках)

Какие они могут быть? (ответы детей)

Запрещающие – круглые красного цвета или белого цвета с красной каймой.

Предупреждающие – белые треугольники с красной рамкой и указанием ситуации.

Информационно-указательные  - это знаки сервиса и информационные – синие прямоугольники и квадраты.

Винни Пух на экране  спрашивает вас, к какой группе знаков относятся нарисованные на картинке. Находите такие же знаки на картинках на столе и показывайте Незнайке. А он будет проверять правильно или нет.

Какие из них информационно-указательные?

«Пешеходный переход», «Подземный переход», «Столовая», «Больница»,  «Автостоянка», «Играют дети», «Еловый лес»,  «Остановка автобуса», «Надземный пешеходный переход».

Какие запрещающие?

«Движение запрещено», «Въезд запрещен».

Предупреждающие?

«Осторожно, дети», «Впереди пешеходный переход», «Дорожные работы», «Ограничение скорости  60».

Воспитатель: Ну как, Незнайка, много ты сегодня узнал у нас? Всё запомнил? А давайте поиграем в игру «Светофорчик» и проверим наши  знания.

Ведущий будет показывать картинку с сигналами светофора.

А вы будете машинками, проезжать по улице. Незнайка, держи руль – ты самый большой грузовик. Начинай движение, но внимательно смотри на светофор.

Если красный сигнал, что вы будет делать? – (стоять).

Если желтый сигнал? (готовиться, заводить мотор).

Если зеленый? (смело вперед).

Игра «Повороты»

Цель: Закрепить представления детей о дорожных знаках, ориентировку в пространстве (право-лево),  развивать логику и сообразительность, концентрацию внимания.

Материалы: Дорожные знаки «Движение прямо»«Движение направо»

«Движение налево»,  «Движение запрещено», рули.

Ход игры: Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Детям раздаются рули.

У воспитателя знаки: «Движение прямо»«Движение направо»«Движение налево», «Движение запрещено».
Если воспитатель показывает знак 
«Движение прямо», то дети двигаются  вперед, имитируя  руками движения   руля;

если знак «Движение направо» — дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо;  

если знак «Движение налево» — дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево;

если знак «Движение запрещено» - дети останавливаются.

Воспитатель: Незнайка, попробуй отгадать вместе с ребятами загадки.

Он стоит у перехода, помогает пешеходам. (светофор)

Если этот свет горит, стоять на месте не велит. (красный сигнал)

На зеленый листок похож этот огонек.

Он нам говорит: идите, улицу переходите. (зеленый сигнал)

Этот сигнал говорит пешеходу: приготовьтесь к переходу. (желтый сигнал)

Предупреждает этот знак,  что у дороги есть зигзаг.

И впереди машину ждет крутой … (поворот).

Вот трехглазый молодец,  до чего же он хитрец!

Кто откуда не поедет, подмигнет и тем, и этим. (Светофор)

Переезд есть впереди. Тормозни и подожди.

Он опущен – ход сбавляй.  А поднимут – проезжай! (Шлагбаум)

Воспитатель: Вот, Незнайка, ты и узнал, как можно безопасно жить в городе. Главное, это соблюдать правила дорожной безопасности, и тогда можно ходить в гости к кому захочешь и когда захочешь. Приезжай к нам еще, а сейчас будь осторожен на улице. Ты найдешь дорогу домой?

Незнайка: Конечно, я видел, где  меня машина везла. До свидания, ребята!  

Дети: До свидания, Незнайка, приходи к нам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Экскурсии "Дорожные знаки"

Представлен конспект экскурсии для подготовительной группы.Знания ПДД - очень необходимы для детей, поэтому важно включать экскурсионные программы в НОД....

План-конспект нод "Дорожные знаки".

НОД проводится в игровой форме,знание дорожных знаков закрепляется с помощью заранее выученных стихотворений....

Конспект НОД "Дорожные знаки вокруг нас"

Показ презентации. Расширять представления и знания детей о дорожной безопасности...

Беседа по правилам дорожного движения в подготовительной группе «Дорожные знаки вокруг нас»

Беседа по ППД в подготовительной группе  «Дорожные знаки вокруг нас»Цель: формирование у детей представлений о дорожных знаках.Задачи: 1. Расширить и закрепить знания детей о сиг...

Экскурсия «Дорожные знаки вокруг нас»

Автомобильная дорога представляют собой источник повышенной опасности для любых пешеходов, а особенно для детей, у которых неразвито чувство опасности перед движущимся транспортом.Поэтому нами, педаго...

Дорожные знаки вокруг нас.

Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения.2. Познакомить детей с дорожными знаками:- информационными («Подземный пешеходный переход»)...

Конспект "Дорожные знаки вокруг нас"

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию, безопасность жизнедеятельности детей на дорогах...