Беседы по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Забытые и устаревшие профессии»
план-конспект занятия по развитию речи
Цель таких бесед познакомить детей с устаревшими и забытыми профессиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy.docx | 955.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников посёлка Судоверфь «Солнышко»
Беседы по познавательному развитию в старшей группе по теме:
«Забытые и устаревшие профессии»
Автор:
Добровольская Татьяна Аркадьевна
Беседа: знакомство детей с профессией городового
Стоял на площади Сенной городовой,
Он здесь без малого стоит уж двадцать лет
И стал с годами его взгляд совсем пустой,
И беспризорники порой смеются вслед….
Олег Альпийский.
Городовой – то низший чин городской полиции. Первые полицейские появились в Санкт-Петербурге по указу Петра 1, а само слово «городовой» родилось позже – при Павле 1.
В городовые шли в основном отслужившие в армии унтер-офицеры, часто семейные или многодетные. Но годился на эту службу далеко не каждый, а только человек крепкий и сильный: он должен был быть «здоровым, как бык, зорким, как сокол, сообразительным и умным, как мудрец, речистым как оратор». Работа городовых была не из лёгких. Они поддерживали порядок на улицах (были обязаны прекращать любые драки, ссоры и крики), следили за освещённостью вечером и ночью, приглядывали за рыночными торговцами, чтобы те продавали только свежий и качественный товар… Нарушителей городовые доставляли в полицейский участок. Кроме того, городовые всегда были готовы подсказать заблудившимся нужный адрес или помочь найти дорогу.
У городового непременно был при себе свисток. Короткий свист был командой догонять преступника всем вместе. А длинный непрерывный означал, что городовой зовёт других городовых к себе.
Одежда у городовых была форменной. Летом они носили белый мундир и фуражку с чёрным лакированным козырьком и красными кантами. К фуражке крепилась круглая бляха, на которой был выбит герб города и личный номер городового. Зимой они надевали Тёмно-серую шинель с застёжкой на крючках и чёрную папаху (высокую меховую шапку из овчины). На папаху, как и на фуражку, крепилась бляха с гербом и номером.
Беседа: знакомство детей с профессией корзинщика
Издавна на Руси мастера своего дела плели из прутьев корзины, посуду, кресла и даже сани! Умение плести ценилось высоко, в народе даже ходила такая поговорка: «Дело плетничное – что чисто золото».
Плели мастера и для себя, и на продажу. Обычно этим ремеслом занимались крестьяне в свободное от земельных работ время – то есть зимой и летом. Корзинки плели из ивовых прутьев.
Чтобы сплести корзину, первым делом нужно было собрать материал для работы. Лучшим временем для срезания веток считалось начало осени, когда в деревьях останавливается движение сока, но прутья ещё сохраняют гибкость.
Собирать прутья мастеру часто помогали дети. Они приносили охапки ивовых прутьев прямо к его дому – корзинщик обычно работал в избе. Первым делом мастер сортировал прутья по толщине: самые толстые шли на ручки корзин, из средних делали основу, а из тонких – стенки. Затем рассортированные прутья три – четыре часа вымачивали в воде, а потом пропаривали, чтобы можно было легко снять кору. Этот процесс назывался особым словом – «окорка». Кору счищали специальным инструментом – щемилкой. Это был самодельный зажим в виде колышка с отверстием. Его вбивали в землю и вставляли внутрь прутик. Одной рукой крепко удерживали щемилку, а второй сильно тянули прутик на себя.
После этого начинался процесс плетения корзинки.
Беседа: знакомство детей с профессией швейцара
Профессия швейцара была очень популярна в дореволюционной России. На эту службу часто брали бывших унтер-офицеров и солдат гвардейских полков, высоких и могучих, с медалями и крестами на груди. Украшением швейцара считались большая борода, усы или пышные бакенбарды. Как и сейчас, швейцары стояли при входе в дорогие рестораны, гостиницы и театры, а до революции – и при входе в обычный жилой или доходный дом, в банк и магазин. Швейцар должен был вежливо открывать дверь, пропуская посетителей внутрь, поднимать гостей на лифте, а в особняках ещё и выполнять обязанности гардеробщика.
По одежде швейцара можно было легко определить, где он служит. Если он работал в аристократическом доме, то на его фуражке с чёрным лакированным козырьком красовалась зубчатая корона. Если же швейцар служил в правительственном учреждении, на фуражке крепилась маленькая кокарда чиновничьего типа.
Обычный костюм швейцара состоял из двубортной тужурки, поверх которой носили длинную до пят ливрейную шинель.
Был ещё один тип одеяния, особо парадный: велюровая накидка, через правое плечо – широкая перевязь, эполет с кистями на одном плече, белые перчатки, деревянная булава с медным или позолоченным шаром-набалдашником. Такой костюм носили швейцары исключительно аристократических домов, крупных правительственных учреждений, посольств, бирж.
Беседа: знакомство детей с профессией лирника
В прошлом существовали лирники — это бродячие музыканты, аккомпанирующие себе на лире. Они развлекали народ на площадях. Были это преимущественно нищие слепцы, выступавшие в сопровождении мальчишки-поводыря.
Деревянная лира, отдаленно напоминавшая по форме скрипку, издавала скрипучие звуки при вращении ручки. Под её грустный аккомпанемент лирник распевал песни духовного и морализаторского содержания. Нередко в его голос вплетался нежный детский голосок поводыря. В наши дни подлинную лиру можно увидеть разве только в краеведческом музее.
Беседа: знакомство детей с профессией ямщика
Ямщик – кучер на казённых (почтовых) лошадях. Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки, корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов.
Без представителя этой профессии казалось невозможным перемещение по городу на приличные расстояния. Конные экипажи, управляемые извозчиком-ямщиком, были не только средством перемещения, но и прекрасным украшением городского пейзажа. Ныне лошадей заменили быстрые автомобили, двигающиеся с гораздо большей скоростью. А ямщиков во главе конного экипажа можно видеть лишь на торжественных мероприятиях в качестве сопровождающего эскорта. И то подобный шик позволить себе могут не все.
Беседа: знакомство детей с профессией извозчика
Первые извозчики появились в городах в 16 веке, а к концу 19 века стали их неотъемлемой частью. Без вереницы карет, пролёток, одноколок, возов и телег невозможно представить жизнь города того времени.
Удивительно, что летом в городах извозчиков было гораздо меньше, чем зимой. Куда же они пропадали?
Дело в том, что в извозчики большей частью шли крестьяне. Летом они работали на барских полях, а вот зимой, когда в деревне работы почти не было, получали разрешение отправиться в город на заработки – на «извозный промысел».
Приехавшие в город будущие извозчики должны были зарегистрироваться и получить официальный номер. Некоторые прибывали уже с собственным экипажем, а другие брали экипажи на прокат. В определённые дни на улице выставлялась будочка с навесом, где представитель городского управления выдавал номера и жетоны. Номер крепился на коляску, а жетон с номером полицейской части, к которой приписывался извозчик, - на форму.
Форма у извозчиков была особая: зимой – зипун (кафтан без воротника из грубого сукна), летом – кафтан синего цвета и низенький цилиндр с пряжкой впереди.
В среде извозчиков была такая классификация. Так, «ваньки» представляли услуги эконом – класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку «ваньки» брали 30–70 копеек. Грузовое такси – ломовики – работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали «лихачей», у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. «Лихачи» оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики – «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля.
Хотя движение в городах и не было таким оживлённым, как сейчас, всё равно случались аварии, наезды на пешеходов и даже пробки! Частенько на перекрёстках никто никого не хотел пропускать – вот и получалась сутолока, куча мала. Толпились экипажи на одном месте до вечера, а разъехаться не могли. Чтобы таких случаев было меньше, каждый извозчик должен был выучить правила извоза, которые придумали ещё в 18 веке. Эти правила были собраны в «Извозчичий билет», который вручался извозчику вместе с жетоном. За нарушение правил извозчиков жестоко наказывали: били кнутами или даже ссылали на каторгу.
Сегодня вместо экипажей по улицам ездят автомобили, а извозчики – водители городских такси.
Беседа: знакомство детей с профессией посыльного
В Российской империи можно было встретить людей, которых называли «красные шапки». Это были посыльные, их прозвали так из-за цвета фуражек. Слово «посыльный» происходит от глагола «послать», и, как нетрудно догадаться, посыльные нужны были, чтобы доставить что-то от одного человека к другому.
Обычно посыльного нанимали, чтобы отнести ценное письмо, доставить домой покупку или вручить цветы даме. Каждый посыльный имел свой номер и принадлежал определённой артели. Артель отвечала за своих посыльных, проверяла их на честность и добропорядочность.
В ожидании заказа посыльные стояли на углах оживлённых улиц больших городов, у ресторанов, гостиниц и магазинов.
У посыльных была специальная униформа. Одежда посыльных напоминала шинели швейцаров, только более ярких цветов – зелёного, коричневого. Некоторые посыльные не надевали униформу, и тогда на их одежде с левой стороны красовалась овальная медная бляха с надписью «Посыльный», номером и названием артели.
В посыльные обычно шли люди пожилые, и платили им не очень много.
Профессия посыльного и сейчас пользуется большим спросом, только вот называют посыльных теперь курьерами, но обязанности их остались почти без изменений: доставить товар из магазина, отвезти подарок по адресу и так далее.
Беседа: знакомство детей с профессией офени
Первые упоминания об офенях встречаются в исторических источниках в 1700 году, когда на Русь переселилось значительное количество греков. Большинство из них занялось торговлей; все они называли себя выходцами из Афин. Русские и называли греческих торговцев по их самоназванию «афинянами», то есть «офинянами», «офинеями» или «офенями».
На Руси так называли бродячих торговцев, которые продавали в деревнях различные мелочи, книги, лубочные картинки, бумагу, ткани. Во многом успех предпринимателя зависел от его звонкого голоса. Отцы с детства обучали сыновей особому ремеслу: как зазывать покупателей и как суметь продать им товар с наценкой в 200–300 процентов. Крестьяне относились к офеням настороженно, но при появлении заезжего торговца сразу же бежали к нему: если и не купить что-то, то узнать последние новости и сплетни.
Через век бродячие торговцы стали считать себя отдельным тайным обществом на Руси; от странствующих скоморохов, купцов и ремесленников они переняли уклад жизни, а от паломников — книжную премудрость и греческие слова. Сами себя они называли офенями, переняв одно из самоназваний греческих торговцев.
Около двух с половиной веков офени сохраняли свой жизненный уклад и говорили на тайном профессиональном языке, который назывался феня. Начиная с XIX века, язык «офеней» начали исследовать лингвисты.
Беседа: знакомство детей с профессией фонарщика
Еще древние столицы Греции, Рима, Египта в темное время суток освещались при помощи масляных ламп и факелов, позже появилось освещение фонарями на основе газа. Следить за исправным освещением были призваны специальные наблюдающие – фонарщики. Каждый вечер фонарщик должен был в ручную зажигать фонари на улицах, а каждое утро наоборот — тушить в них свечи.
Фонарщик был снабжен специальным оборудованием: лестницей и длинным шестом, с помощью которого можно было зажигать, тушить, а потом и дозаправлять уличные фонари. Каждый вечер этот человек, зажигая свечи в фонарях, дарил людям свет. Но на смену свечным, а потом и газовым фонарям, пришли фонари электрические, а фонарщиков сменил электрик и романтическая профессия с зажиганием настоящего, живого огня канула в лету.
Зажигая фонари фонарщик раздувая усы, часто бормотал: «Нет ничего прекраснее фонарей. Когда они зажигаются, кажется, расцветают маки и хочется смеяться…»
Беседа: знакомство детей с профессией трубочиста
Трубочисты появились в России в 18 веке в Петербурге. По приказу градоначальника в каждом городском квартале полагалось иметь «трубочистного мастера». Прежде такой профессии в нашей стране не знали, да и были первые трубочисты в основном иностранцами: шведами, финнами, немцами. А русские очень неохотно брались за это ремесло.
Раньше дома отапливались не батареями центрального отопления, а дровяными печами. Печные трубы необходимо было очищать от копоти и пепла. Раньше трубочистов можно было часто увидеть на улицах города. Узнать их было несложно: они выделялись из толпы своим перепачканным в саже лицом и специальной чёрной одеждой. Одевались они так мрачно, потому, что работали с грязными закопчёнными трубами, и любая одежда тут же стала бы чёрной и грязной. На ногах трубочисты носили высокие сапоги. На широком кожаном чёрном поясе с большой медной пряжкой у них весела большая ложка со складной ручкой. Этой ложкой они выгребали золу из дымохода. А ещё у него был большой моток верёвки с чугунным шаром или четырёхкилограммовой гирей на конце. Эту верёвку трубочист опускал в трубу для прочистки дымохода. В руках его было ведро, в котором лежал веник – «голик»(без листьев), а на плече – лестница метра два высотой.
Самая интересная вещь в экипировке трубочиста — это цилиндр, в него он складывал небольшие рабочие предметы, разметочные карандаши. Но самая важная роль цилиндра в том, что он защищал голову от падающего кирпича, срабатывал как амортизатор.
Считалось, что трубочисту всегда сопутствует удача, ведь он работает высоко на крышах и не пользуется страховками, но при этом с ним ничего не случается. Люди верили, что к трубочисту обязательно надо прикоснуться, и тогда его удача перейдёт на тебя.
Профессией трубочиста могли овладеть люди худощавого телосложения, потому что подолгу службы иногда приходилось лезть прямо в трубу, что бы очистить ее от продуктов горения, поэтому нередко на работу брали подростков.
Беседа: знакомство детей с профессией рубщик льда
До появления первых электрических холодильников сохранность продуктов обеспечивали ледники в погребах и кладовках. Запасали лёд ранней весной: за неделю или за две до того, как лёд на реках и озёрах начинал трескаться, его откалывали и увозили на хранение. Лёд обычно размещали в отдельно стоящем во дворе домике – леднике, в специальных подвальных помещениях, плотно обшитых досками. В них лёд перекладывали дёрном или соломой. В леднике лёд мог храниться долго, почто до следующей зимы.
Лёд кололи в основном бригады плотников. Ведь для колко и пилки льда применялись инструменты, с которыми они умели обращаться.
Лёд сдавали хозяину, который хранил его в подвалах и погребах, а летом продавал всем желающим. Только что добытый лёд развозили на обычных санях. А вот летом его доставали из хранилищ и доставляли заказчикам на специальных повозках, в которых он не таял. Лёд охотно покупали владельцы трактиров и ресторанов.
Риск провалиться в холодную воду был очень высок, поэтому профессия рубщика была по-настоящему опасна для жизни.
Беседа: знакомство детей с профессией крючника
Наёмный рабочий в России в XVIII — первой трети XX века, переносящий тяжести на спине с помощью особого железного крюка (отсюда название) и седёлки (закреплённая на холщовых лямках и надеваемая на спину опора для переносимого груза). С помощью крюка куль с товаром поднимался и удерживался на седёлке. Седёлка же, помимо того что служила опорой для куля, также предохраняла спину крючника от чрезмерного натирания.
При удобных условиях погрузки и выгрузки, хорошей погоде и расторопности крючники зарабатывали в день достаточно много — до 5 руб. Ненастная погода и праздники останавливали работу крючников, и те за бездельем обыкновенно пропивали почти всё, заработанное ранее. В такие дни пьяный разгул, ссоры и драки между крючниками были обычным делом.
Чрезмерное напряжение мускулов и постоянное давление значительной тяжести (от 66 до 200 кг) на все части тела порождали у крючников грыжи, потерю упругости в мышцах ног и хронические боли в области поясницы, на которую при переноске и приходилась вся тяжесть. Также крючники не были застрахованы от случайных падений с ношей в воду с ушибами и увечьями.
Уже к 40 годам многие крючники становились дряхлыми и мало на что способными инвалидами.
Беседа: знакомство детей с профессией шарманщика
В прежние времена на городских улицах частенько можно было повстречать шарманщика. Это профессия была популярна у бедняков, которые, не умея играть на каких-либо музыкальных инструментах, пользовались столь незамысловатым приспособлением, воспроизводившим некую мелодию.
Шарманка представляла собой большой ящик и была разрисована разными видами пейзажа. Приводилась шарманка в действие при помощи ручки, которую крутил шарманщик. Звук появлялся благодаря циркуляции воздуха в металлических трубках разного размера. Обычно шарманка исполняла пять – шесть пьес, «запрограммированных» заранее.
Во время игры шарманку ставили на палку – подставку. Иногда наверху шарманки танцевали две механические куклы, приводимые в движение той же ручкой.
Шарманщик мог выступать единолично, но в компании с маленьким зверьком шанс заработать был намного больше. Поэтому шарманщики очень часто брали себе в помощники попугая, кота, собачку или обезьянку, которая вытягивала билетик “на счастье”.
Иногда компанию шарманщику могли составить кукольники, которые разыгрывали под музыку от шарманки различные кукольные сценки.
Беседа: знакомство детей с профессией скомороха
Ни одна ярмарка или народное гуляние не обходились без ловких и смешных артистов. За хорошую шутку, бывало, скомороха одаривали новой шапкой. В представлениях нередко участвовали медведи. Подолгу на одном месте скоморохи не задерживались. Это объяснялось не только стремлением получить большую выгоду, но и негативным отношением властей к людям данной профессии, ведь, зачастую, скоморохи шутили с подтекстом – говорили правду в свойственной им развлекательной манере.
Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.
Беседа: знакомство детей с профессией шута
Шут — человек во дворце монарха или в доме богатого аристократа, в обязанности которого входит смешить хозяина и гостей. Шут — аналог клоуна.
Традиционно шут изображается в шутовском колпаке с бубенцами. Три длинных конца колпака символизируют ослиные уши и хвост — атрибуты карнавальных костюмов. В руках у шута часто была погремушка: палочка с привязанным к ней бычьим пузырём, в которую насыпался горох. В России шуты украшали себя также гороховой соломой, откуда и пошло название «шут гороховый».
Шутовство имеет на Руси давние традиции. Персонаж русских сказок Иван-дурак часто противопоставляется Царю именно в качестве носителя некого тайного знания, кажущегося глупостью.
При русском барском доме или дворце содержались шуты, в обязанности которых входило развлекать забавными выходками господ и гостей. Шут мог высмеивать царский двор, насмехаться над самим королем, под видом шутки он мог высказать все пороки двора. Развлекал шут и народ на городских площадях. Часто над самими шутами потешались, считая их отставшими неполноценными людьми.
При дворе русских царей, а после и императоров также содержались шуты. Известны придворные шуты Петра Великого Иван Александрович Балакирев, вошедший в историю множеством рассказанных якобы им анекдотов, и Ян д’Акоста, которому за политические и богословские споры Пётр пожаловал остров в Финском заливе и титул «Самоедского Короля».
Профессия шута очень важна и в наше время. Представьте себе, что нет на свете ни клоунов, ни скоморохов. Насколько сразу же беднее станет наша жизнь.
Беседа: знакомство детей с профессией шорника
Многие знают, что лошади – это пугливые животные. Малейший шорох или резкое движение могут встревожить нервное животное. Именно поэтому используются шоры, с помощью которых можно ограничить боковой обзор и сосредоточить внимание лошади на дороге.
Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам.
Шорник – это специалист по изготовлению шор — специальных пластин, которые надевают на глаза лошади. Боковые наглазники закрывают обзор животного, что бы оно не отвлекалось. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.
Приспособление изготавливается из дерева или кожи, оснащается держателями для дополнительной фиксации. Кроме этого шорник может делать поводья, седло, стремена, а так же другие изделия, которые используются в упряжке.
Сегодня представителей данной профессии встретить очень сложно. Ремесло постепенно теряет свою актуальность. Хотя еще несколько столетий назад профессия считалась одной из самых востребованных.
Беседа: знакомство детей с профессией старьёвщика
По утрам сонные и тихие городские дворы частенько будоражил крик старьёвщиков: «Скупаю одежду, скупаю посуду!» Старьёвщики выкупали за корейки старую поношенную одежду, сломанные или разбитые вещи. Старьёвщики были одеты в длинные восточные халаты, на головах носили тюбетейки, а весь свой товар складывали в заплечный мешок. Горожане ещё называли их «князьями», возможно, за необычную внешность. «Халат, халат!» - кричали «князья», заходя во дворы и созывая всех желающих что-нибудь купить или продать.
Работали старьёвщики каждый день, но доход у них всё равно был небольшой. Они никогда не появлялись в богатых районах города: старьёвщик точно знал, в каких районах живут его клиенты: рабочие фабрик, домашние мастера, бедняки и нищие.
Беседа: знакомство детей с профессией коробейника
Коробейниками, называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников. Словообразование в языке коробейников происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к коробейникам было различное. С одной стороны, коробейники зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.
Беседа: знакомство детей с профессией стекольщика
Стекло – недавнее изобретение человечества.
В России первый стеклянный завод появился в 1635 году, а при Петре 1 производство стекла было поставлено на широкую ногу. Тогда-то и появились привычные нам гладкие оконные стёкла.
Не секрет, что стекло очень хрупкое, и его легко разбить. Раньше дома были невысокие, и мальчишки, играя во дворе в футбол, часто били оконные стёкла. Что же было делать хозяйке? Ведь она не могла сама поехать на завод, чтобы заказать новое стекло. Тут на помощь ей приходил стекольщик.
Он ходил по домам и предлагал жильцам заменить стекло. Стекольщик носил с собой ящик с отрезами стекла разных размеров и толщины. Его инструментами были «алмаз» (маленький осколок алмаза, вставленный в железную ручку), железная линейка, молоток и гвозди.
Определив нужный размер стекла с помощью линейки, стекольщик приступал к резке: с большим нажимом проводил по стеклу вдоль линейки линию «алмазом». При этом раздавался специфический звук. Опытный стекольщик по этому звуку узнавал, отрезано стекло или нужно ешё раз провести линию. Затем стекло вставлялось в раму, и стекольщик крепил его гвоздями.
Работа у него была тяжёлая, ведь с утра до ночи приходилось носить на себе громоздкий ящик со стёклами. Да и найти желающих поменять стёкла удавалось далеко не всегда – порой стекольщик целыми днями ходил без заработка. Говорят, что иногда стекольщики давали дворовым ребятишкам копейки, чтобы те выбили мячом несколько стёкол, так у стекольщиков появлялся шанс подзаработать.
Беседа: знакомство детей с профессией целовальника
Целовальник – это должностное лицо, которое отвечает за сбор финансовых податей и исполнение судебных решений. Также, целовальники осуществляли общий полицейский надзор за вверенные им участки и населенные пункты. Как чиновники, они подчинялись земским начальникам, но ответственность за качество своей работы они несли самостоятельно. Власти требовали от целовальников, чтобы суммы сборов налогов, таможенных пошлин и недоимок в каждый последующий период, по крайней мере, был не меньше чем в предыдущий. Если же целовальник не выполнял этого требования и поставлял денег меньше, чем в прошлый раз, его ждал правеж – на него ложилась сумма недоимки, как личный долг.
Должность эта была выборная. На церемонии назначения на свой пост, целовальники клялись служить верно и честно и целовали при этом крест. Собственно, от этого и пошло название. Первое упоминание о целовальниках можно найти в Судебнике (судебном уставе) от 1497 года, последнее упоминание относится к 19 веку.
Профессия целовальника трансформировалась в такие профессии как, судебный пристав, налоговый инспектор.
Беседа: знакомство детей с профессией полового
Половым в дореволюционной России называли человека, обслуживающего посетителей трактира. Считалось, что помимо выполнения заказов посетителей половой должен был следить за чистотой пола в заведении – отсюда и такое название профессии.
Половых набирали из крестьян. Чаще всего родители привозили ребят на обучение из деревни. Ученики ничего не зарабатывали и первые годы выполняли самую тяжёлую и грязную работу: например мыли посуду. Были среди половых и совсем молодые юноши и мужчины постарше. Но все они должны были вести себя с посетителями сдержанно и учтиво.
Половой не только подавал блюда, но и подавал кипяток в чайник, рассчитывал гостей, приносил табак и сигареты и даже разнимал дерущихся посетителей. В трактирах обедали рабочие люди, кучера и торговцы, не отличавшиеся изысканными манерами. Нередко обеды и ужины в трактире заканчивались битьём стёкол, посуды и порчей мебели – и тогда только крепкий половой мог разнять гуляк.
Половые обычно носили белые штаны и такую же рубаху навыпуск, подпоясанную шнуром с кистями. За пояс часто был заткнут бумажник для расчетов.
А вот зарплату половые не получали. Наоборот, они сами платили хозяину трактира при поступлении на работу и ещё 20 копеек каждый день за разбитую посуду, которой могло вовсе и не быть. На что же они жили? На чаевые – деньги, которые оставляли им гости в награду за хорошее обслуживание. Свои чаевые каждый половой складывал в общий ящик, и вечером сумма делилась между всеми работниками. Это называлось «жить на доходе». Поэтому половые старались так угодить клиентам, чтобы тем захотелось прийти ещё.
Беседа: знакомство детей с профессией плевальщика
Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.
Умение виртуозно плеваться вполне могло обеспечить безбедную жизнь. Но главное тут было не увлечься — посылать «залпы» определенной силы на строго установленное расстояние. Разговаривать во время работы возбранялось, и рот профессионала был полон семенами популярнейшего на Руси корнеплода — репы.
До XIX века, когда, по указам свыше, картофель все-таки начал постепенно ее вытеснять, репа была основным продуктом на столе: из нее варили супы и каши, запекали, ели сырую, начиняли ею пирожки (и гусей), квасили ее и солили на зиму. Неурожай репы приравнивался к стихийному бедствию, но для начала надо было осуществить грамотный посев. А семена корнеплода столь мелки, что в 1 кг их умещается до миллиона — разбрасывая вручную, ровно не посеять. Неизвестно, кто первый это придумал, но репу стали на пашню «расплёвывать» — определенную порцию семян на определенную площадь. Хорошие плевальщики ценились высоко и обучали своему искусству других.
Беседа: знакомство детей с профессией косаря
Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определенное положение рук, взмах косы, ее направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Пели весело и дружно, создавая нужный ритм во время работы. Если профессиональных косарей было недостаточно, к работе подключались старики и дети.
Сенокос – один из самых популярных сюжетов в русском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идет не о кошении травы.
Беседа: знакомство детей с профессией игрушечника
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
Игрушечник – мастер изготавливающий игрушки из различных материалов. На Руси они вырезались из дерева, лепились из глины или плелись из соломы.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла.
Игрушечник вырезал игрушки из мягких пород дерева (липы, осины, ольхи). Основными орудиями труда мастера были нож, топор и разнообразные резцы. Игрушки раскрашивали, чтобы придать им нарядный и весёлый вид.
Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества. На протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие.
Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих России. Можно назвать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную – в Вятке, Туле, Каргополе.
Беседа: знакомство детей с профессией бондаря
Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы.
Набивать бочки было делом крайне сложным. Достаточно вспомнить эпизод из книги о Робинзоне Крузо: на острове он пытался научиться мастерить бочонки. Несколько недель корпел, сколачивал дощечки, а все равно ничего путного сделать так и не смог.
На картине можно увидеть бондаря за работой. С помощью топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.
Бондарное ремесло издавна ценилось на Руси. У мастеров были свои секреты и свои особые инструменты для изделий. Бочка без обруча невозможна, она рассыплется на множество дощечек. Вот от слова обруч и бытовало второе название мастера-бондаря.
Бондарь на Руси назывался обручник, что подчеркивало важность такой детали этой емкости, как обруч, а еще его называли словом «кадаш», которое происходит от названия емкости, которую он изготавливал – кадушка.
Беседа: знакомство детей с профессией дегтекуры
Дегтекуры на Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты.
Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков, или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды.
Но главное, для чего был нужен деготь, – это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи.
Рядом с дегтекурами трудились смолокуры – они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.
Беседа: знакомство детей с профессией глашатого
В древней Руси глашатай, помощник князя по судебным и дипломатическим делам, который объявляет по улицам и площадям постановления князя, воеводы или царя.
Глашатай — профессия очень древняя. Площади древних городов с утра и до позднего вечера оглашались громкими криками глашатаев.
В средние века профессия глашатая получила статус «особой профессии».
Глашатаи тогда делились на несколько категорий — королевские и рыцарские герольды и городские глашатаи, которые оповещали горожан о распоряжениях городских властей и о розничных ценах практически на все продукты. Деятельность всех категорий глашатаев строго регламентировалась.
Глашатаи или парламентеры (переговорщики) использовались в армиях для переговоров с противником.
В раннее и классическое Средневековье указы зачитывал глашатай на площади. Позднее информация стала распространяться на рукописных листках, а после на так называемых «лубках», — небольших красочных брошюрах, чья форма вырезалась на деревянной дощечке, называемой лубом, отсюда и название лубок.
Торговали лубками офени — коробейники, странствующие по городам и весям.
Первой отечественной газетой, публикующей официальные новости страны, была газета «Ведомости», ее первый номер вышел зимой 1703 года тиражом одна тысяча экземпляров. «Ведомости» не только продавали, но и расклеивали в людных местах для прочтения народом.
Беседа: знакомство детей с профессией телефонистки
А ведь еще в первой трети прошлого века для того чтобы позвонить куда-нибудь, нужно было снять трубку и сказать: «Барышня, мне номер такой-то» или просто назвать учреждение или имя абонента. И «барышня» вставляла специальный штекер на проводе в определенное гнездо, предварительно вынув его из другого гнезда…
Эта профессия ушла в прошлое с изобретением АТС. Любопытно, что отбор в телефонистки был очень серьезный. Туда брали девушек из хороших семей, с покладистым характером и приятным голосом. Рост должен быть выше среднего и у девушек должны были быть длинные руки, чтобы они могли дотянуться до самых дальних частей коммутатора.
Сложно представить себе эту профессию в век всеобщей мобильной связи!
Беседа: знакомство детей с профессией водовоза
В старину сия профессия считалась очень престижной и доходной. Как известно, без воды невозможно прожить и дня.
Это сегодня с появлением централизованного водопровода повернул кран, и вода потекла ручейком.
А в старину жители многих деревень, да и окраин городов испытывали нехватку живительной влаги. И единственным спасителем от этой проблемы был водовоз, который наполнял бочку водой и развозил ее на запряженной лошадью телеге, сдирая с людей немалую сумму.
Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку.
В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых.
Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.
Беседа: знакомство детей с профессией бурлака
Бурлаками называли наемных рабочих, выполняющие функцию тягловой силы, которые, шагая вдоль берега, тянули речное судно против течения посредством бечевы. Как правило, это был не один человек, а полная артель. «Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели — шишка, и бурлаки приступали к своей тяжелой и монотонной работе. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо если ветер был попутный.
Нанимали рабочих, как правило, на сезон — весной и осенью. С появлением оснащенных двигателями пароходов стал излишним и тяжелый труд бурлака. Осталось лишь напоминание о бурлацкой профессии благодаря картине «Бурлаки на Волге», написанной Репиным. В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году.
Беседа: знакомство детей с профессией чистильщика обуви
Чистильщик обуви – весьма востребованная профессия в свое время. Пыль, слякоть, грязь – неизменные спутники в дороге. А, как известно, люди высокого сословия (аристократы, дворяне) не могли позволить себе разгуливать в грязной обуви. Для них всегда на улицах городов в самых многолюдных местах было уготовано кресло, подле которого сидел паренек или мужчина, вооруженный несколькими щетками, кремами и бархоткой, который за считанные минутки до блеска натирал ботинки или сапоги господина.
Прохожий решивший воспользоваться услугами чистильщика садился перед ним на стул. Чистильщик вставлял в ботинок картонки, что бы ненароком не запачкать носки, затем специальной щеточкой смахивал пыль. Наносил крем на ботинок, иногда для получения нужного оттенка смешивал несколько кремов и быстрыми движениями рук втирал крем в кожу ботинка. Заключительным штрихом было натирание до блеска специальной бархоткой. Ботинки почищенные таким способом оставались чистыми и отталкивали пыль в течении нескольких дней.
Ныне же пыль и грязь на дорогах так и остались, а вот чистильщики обуви канули в лета.
Беседа: знакомство детей с профессией сапожника
На каждом рынке и в других людных местах стояли «холодные сапожники», которые работали на улице. В сапожники шли бедные люди. Мальчишки, помогавшие мастеру во время работы, изучали тонкости ремесла и сами, потом становились сапожниками.
Основными инструментами сапожника были «собачья нога» и молоток.
Молоток с одной стороны имел округлую головку – ею забивали гвозди и равняли кожу. А с другой он походил на гвоздодёр. Каблуки и подмётки подбивали специальными маленькими железными гвоздями. Иногда гвозди были деревянные, наструганные из дубовой дощечки.
«Собачья нога» одним своим концом упиралась в землю. Нижнюю часть приспособления сапожник зажимал ногами. Верхняя часть имела форму стельки – на неё и надевался ботинок или сапог. Таким образом, сапожник получал возможность работать с подошвой.
Для нарезания кожи, выравнивания подошвы и обрезания каблуков использовался специальный нож. Он изготавливался из полосы стали, срезанной наискосок, с рукояткой из кожаных полосок. Нож был очень острый.
Уличные сапожники всё необходимое для работы носили с собой в деревянном ящике. В мешках, которые висели вдоль пояса, хранили гвозди и куски кожи для ремонта обуви.
Клиент снимал обувь, требующую починки, и отдавал её сапожнику. А сам в это время сидел прямо на земле и ждал, когда тот закончит работу.
Беседа: знакомство детей с профессией тапёра
Тапёр— во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам.
Тапёры, расположившись в кинозале и поглядывая на экран, во время сеанса играли на фортепиано фрагменты различных музыкальных произведений, стараясь, чтобы они более или менее соответствовали каждому эпизоду фильма: веселому, трагичному, торжественному…. В эпоху немого кинематографа многие поднаторевшие в своем деле таперы так искусно соединяли мелодии, что получалась живая фонограмма.
После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала, и к 1930-м годам они практически исчезли. В наше время, с возрождением интереса к старым фильмам, в качестве эксперимента некоторые музыканты возрождают искусство тапёров.
Беседа: знакомство детей с профессией крысолова
Неотъемлемым атрибутом больших городов являются крысы, мерзкие животные серого цвета, снующие повсюду, ворующие запасы и разносящие заразу. Обычно с ними боролись при помощи кошек. Кроме них уничтожением грызунов также занимались специальные люди.
Крысоловы очищали городские районы от стремительно растущей популяции грызунов – переносчиков опасных болезней. Некоторые крысоловы стали по-настоящему знаменитыми. И самый знаменитый из них – Джек Блэк, бесстрашный крысолов королевы Виктории, и был удостоен почётного титула «крысолова и кротолова Её Величества».
В отличие от современного истребления вредителей с помощью химии и ядов, Блэк справлялся с ними голыми руками, извлекая извивающихся, пищащих существ из домов и канализационных коллекторов. Любитель крыс, он имел большой опыт и собирал их целыми охапками. Блэк держал отловленных хвостатых в специальной куполообразной клетке, которую носил вместо чемодана.
Джек Блэк оказался виртуозным шоуменом. Он демонстрировал свои профессиональные способности толпе, собравшейся на улице Лондона. На самодельном помосте были разложены клетки, полные крыс, всяческие ловушки и пакеты с ядами. Блэк засовывал руку в клетку с крысами и вынимал их столько, сколько мог удержать. Это вызывало возгласы удивления и отвращения в толпе. Далее Блэк отпускал крыс, и те бежали вверх по его рукам. Собравшиеся люди видели, как хвостатые усаживались на плечи Джека Блэка и чистили свои мордочки, либо поднимались на задние лапки и нюхали его уши и щёки.
Беседа: знакомство детей с профессией бакенщика
Бакенщик – рыбак, выполняющий очень ответственную функцию по зажиганию специальных фонарей, размещенных на бакенах (плавучие корзины), которые помогали суднам в ночное время не сесть на мелководье. Ныне также на реках имеются бакены, но уже оснащенные электрическим освещением. Соответственно, в бакенщиках необходимость отпала.
Бакенщик – это то же самое, что стрелочник на железной дороге, только условия работы сложнее. Стрелочник работает на земле, а бакенщик – на водной глади, где нельзя оступиться. Сразу окажешься под водой.
Весной, как только сойдет лед, бакенщики вывозят на лодках бакены. Ставят их на тяжелый груз, как на якорь. Получается плавучий знак. Впереди ставят вешку (поплавок) – деревянный шест около 4-х метров. По правую сторону реки ставят красные бакены, по левую сторону – белые. Так выгораживается судоходная часть реки (фарватер).
Бакенщик на своем посту работает независимо от метеоусловий.
Ближе к вечеру он должен привести в порядок фонари: для красного бакена – красный, для белого – зеленый. Сначала вычистить стекла, налить в лампу керосина, поставить ее в фонарь, плотно закрыв дверцу. Бывало, подует ветер и задует огонь. Зажженные фонари нужно отнести в лодку, где на сланях стоят чурбашки, на которых везут фонари. Самое сложное – подъехать к каждому бакену, обнять его веслом и надеть на него нужный фонарь, привязав просмоленной веревкой. Особенно тяжело приходилось осенью, в ветер, когда бакены покрывались ледяной корочкой и к каждому бакену подплывали несколько раз.
Рано утром фонари нужно снять. За все неполадки отвечает вахтенный бакенщик.
Беседа: знакомство детей с профессией сбитенщика
Сбитень – это старинный русский напиток на основе мёда. Без сбитенщика невозможно представить себе жизнь города в прошлые столетия.
В 18 веке эти уличные торговцы были на столько распространены, что писатель Я.Б. Княжнин сочинил комическую оперу «Сбитенщик». Начиналась опера арией сбитенщика Степана:
Вот сбитень! Вот горячий!
Кто сбитню моего?
Все кушают его:
И воин и подьячий,
Лакей и скороход,
И весь честной народ.
Честные господа,
Пожалуйте сюда!
А в 19 веке зрители, пришедшие в театр, в антракте выходили на площадь, чтобы выпить сбитня. Это было принято не только зимой, но и летом, хотя сбитень считался согревающим напитком для холодного времени года.
Наверное, из всех уличных продавцов сбитенщик был самым нагруженным. На нём висели самовар, калачи и сумка с углями. На специальном ремне крепились небольшие стаканчики из толстого стекла.
Труба круглого, как шар, самовара шла от донышка и выходила сквозь крышку. Внутрь этой трубы сбитенщик подкладывал горячие угольки, которые начинали гореть и подогревали напиток. Были самовары и без подогревающей трубы. Такие закутывали в одеяло, которое носили на ремне на груди.
Самовар для сбитня выглядел как круглый чайник на высоких ножках – сбитенник – внутри которого, как и в более позднем самоваре находилась труба-жаровня, наполненная углями, для постоянного подогрева сбитня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Путешествие в страну профессий»
занятие в старшей группе по закреплению знаний о профессиях...
Конспекты НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Забытые и устаревшие профессии»
Большинство профессий волей-неволей исчезают из жизни современного общества, они оказываются ненужными из-за развития науки и техники и появления машин, способных заменить ручной труд человека, избави...
Художественное слово по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Забытые и устаревшие профессии»
Через художественную литературу дети познакомятся с профессиями которые существовали лет 100-200 назад...
Игры: дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные в старшей группе по теме: «Забытые и устаревшие профессии»
Цель этих игр: Закрепить знания детей о забытых профессиях....
План-конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…».
Цель: Развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения....
Беседа по познавательному развитию в старшей группе на тему «Зима»
Данный материал позволяет изучить характерные признаки зимы в живой и неживой природе, помочь детям в запоминании названия зимних месяцев, научить определять время года по характерным признакам....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе по теме «Врач — очень нужная профессия»
laquo;Врач — очень нужная профессия» Ход: Воспитатель: Дорогие ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам о...