Познавательно - обучающий проект «Люблю природу русскую …» для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Захарова Оксана Юрьевна

Познавательно - обучающий проект «Люблю природу русскую …» для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta2.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 111

________________Лапина Ш.Д.

__________________________

«____»___________2018 г.

Познавательно - обучающий проект

«Люблю природу русскую …»

для детей 5 – 7 лет

с общим недоразвитием речи

Разработчики:

Захарова О.Ю. – учитель-логопед

Мартынова Е.В. – учитель-логопед

2018 год

Пояснительная записка

Развитие связной речи – важная задача дошкольного образования. Грамматически правильная, правильная, хорошо сформированная  речь – непременное условие готовности к школьному обучению. Умение легко и свободно пользоваться словарным запасом необходимо ребёнку для развития коммуникативных навыков, социализации, гармонического развития.

Представленный познавательно-развивающий проект «Люблю природу русскую…» поможет детям 5-7 лет с нарушениями речи научиться формулировать свои мысли, правильно согласовывать слова в предложении, отвечать на вопросы и составлять рассказ по схеме или предложенному плану. Он направлен на формирование у дошкольников бережного отношения к окружающей среде, обобщение экологических представлений о природе, животном мире, активизацию словаря, развитие грамматического строя речи.

В течение года дети играют, совершенствуют навыки словообразования и словоизменения, развивают связную речь. В ходе проекта они учатся различать предметы, сравнивать их, рассказывать и пересказывать, рассуждать и объяснять, отвечать на вопросы. Дети с нарушениями речи участвуют в познавательно-практической работе со взрослыми и сверстниками: обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

Занятия помогут сформировать у детей с нарушениями в развитии интерес к природе и животному миру, развить чувство языка, воспитать нравственные качества, навык связного высказывания.

В занятиях используются задания, дидактические упражнения и игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление, воображение, расширяющие словарный запас и кругозор.

В работе с дошкольниками важно обращать внимание на правильность их речи в повседневной речи, стимулировать речевую активность (рассказы о своих впечатлениях, пересказ, вопросы и ответы).

Всё это поможет детям подготовиться к школьному обучению.

Паспорт проекта

Цели: формирование бережного отношения к окружающей среде, родному краю, углубление и расширение представлений детей и их родителей о растительном и животном мире.

Задачи:

- формировать и обобщать элементарные представления о природе;

- развивать познавательный интерес и любознательность, поисковую деятельность, воображение и мышление, коммуникативные навыки;

- совершенствовать навыки обогащения речи однородными членами, словообразования и словоизменения, монологическую и диалогическую речь;

- расширять и активизировать словарь;

- формировать навыки экологического поведения;

- умение отвечать фразой;

- развивать координацию движений, точность их выполнения в заданном темпе

и ритме (логоритмические упражнения);

- воспитывать культуру речи и общения, отзывчивость, любовь к родной природе.

Срок реализации: сентябрь – май.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности, родители, учителя-логопеды, воспитатели.

Актуальность: проблема взаимодействия человека и природы сегодня очень актуальна. Современные дети мало общаются с природой, с трудом различают деревья/кустарники, плохо знают названия животных, путают сезонные признаки в природе. Необходимо воспитывать у детей экологическую культуру, формировать отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью нами был разработан познавательно-развивающий проект «…..», позволяющий  расширить и углубить представления детей и их родителей о природе, которую нужно беречь и сохранять.

Формы и методы работы: тематический принцип планирования логопедической работы по уточнению и обогащению словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Интегрированные фронтальные занятия с элементами продуктивной деятельности, которые значительно быстрее развивают восприятие и осознание речи с детьми, так как она приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

Методы:

- наблюдения за объектами живой и неживой природы;

- занятия, беседы, дидактические и подвижные игры;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- игровая деятельность;

- практическая (продуктивная) деятельность;

- просмотр предметной и сюжетной наглядности по теме.

Ресурсы проекта: иллюстрированный материал, фотографии, открытки, художественная и научно-познавательная литература, интернет материалы, отгадывание загадок, разучивание стихотворений; развивающая среда (выставки рисунков и поделок из природного материала, уголок экологии и экспериментирования в группе.

Этапы реализации проекта

Первый – подготовительный

Цели: постановка проблемы и определение её актуальности.

  • Диагностика элементарных экологических знаний детей (в рамках обследования детей в сентябре).
  • Беседа с родителями о проектной деятельности (в рамках сентябрьского родительского собрания).

Второй – организационный

Цели: сбор информации и материала по проблеме.

  • Подбор и изучение методической, художественной, научной литературы о животном и растительном мире.
  • Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр  по теме.
  • Выбор проблемных заданий.

Третий – основной

Цели: составление плана мероприятий в рамках проекта, подбор инновационных методов работы, использование активных форм организации детей.

  • Составление плана мероприятий.
  • Создание предметно-развивающей среды:

- дидактические игры, учебные макеты «Окна в природу», книги и справочники по соответствующей тематике, альбомы по разделам «Растения» «Насекомые», «Животные», «Птицы», «Грибы», «Ягоды» и др.

- Демонстрационный материал.

- Настольно-печатные игры.

- Альбомы со стихами, загадками, иллюстрациями.

  • Организация деятельности дошкольников групп компенсирующей направленности и их родителей.

Формы работы с детьми и родителями:

- диалог;

- приобщение к чтению литературы об окружающей среде, животном и растительном мире, и участии человека в этом процессе;

- ознакомление с публикациями (детские журналы);

- занятия по экологии;

- наблюдения и экскурсии;

- проведение интегрированных занятий, праздников и акций с участием родителей;

- информационные стенды, памятки.

Ожидаемые результаты

  • У детей сформировалось бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к окружающему миру, живым существам,
  • У детей сформировались навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Дети ответственно относятся к окружающей среде и своему здоровью.

Основные мероприятия проекта

Основные мероприятия проекта

Участники

Работа с дошкольниками

Игровые занятия познавательного характера

Дети групп компенсирующей направленности

Проведение опытов и экспериментов в лаборатории

- «» -

Чтение художественной и познавательной литературы

- «» -

Продуктивная деятельность

- «» -

Инсценировки по тематике

- «» -

Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия

- «» -

Занятие «Земля – наш общий дом»

Дети подготовительной группы компенсирующего вида

Подбор книг по теме для библиотеки в группах

Дети групп компенсирующей направленности

Проведение тематических прогулок и экскурсий в экоцентр

- «» -

Работа с родителями

Участие в конкурсе по изготовлению кормушек «Поможем птицам»

Родители детей старшей группы компенсирующей направленности

Выставка «Лиса-плутовка»

Родители и дети старшей группы компенсирующего вида

Выставка семейного творчества «Дельфины»

Родители и дети подготовительной группы компенсирующего вида

Методическое сопровождение

Подборка наблюдений в природе

Воспитатели групп компенсирующей направленности

Подборка художественной литературы по экологии

Родители детей групп компенсирующей направленности

Составление сценариев поисково-познавательных занятий

Воспитатели,

учитель-логопед

Подготовка консультативного материала

Воспитатели,

учитель-логопед

План мероприятий

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Беседа «Что мы знаем о природе?»

Беседа о правилах поведения в природе

Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад».

Наблюдение за листопадом, сбор осенних листьев для сравнения.

Октябрь

Беседа на тему «Зачем деревья сбрасывают листья».

Чтение рассказа Т.А. Шорыгиной «Прогулка в лес».

Акция «Сбереги дерево – сдай макулатуру».

Занятие «Деревья».

Ноябрь

Опытно-экспериментальная деятельность  (ОЭД) «Что такое вода?».

Обновление «Окна в природу».

Выставка иллюстраций «Лиса плутовка».

Занятие «Лес – наш друг».

Декабрь

Беседа «Жизнь животных зимой».

Развешивание кормушек на территории ДОУ.

Выставка поделок «Ёлочный хоровод».

Занятие «Что мы знаем о животных?»

Январь

Беседа «Какую пользу приносят растения?», изготовление схемы-описания.

Коллективная аппликация «Зимний лес»

Викторина «Загадки Лесовичка».

Занятие «Портрет Зимы».

Февраль

Познавательная беседа «Ознакомление с Красной книгой».

Опытно-экспериментальная деятельность (ОЭД) «Откуда берётся ветер».

Аппликация «Снегири».

Занятие «Зимующие птицы».

Март

Наблюдение за срезанными ветками берёзы, тополя, вербы.

Чтение художественной литературы (рассказ Г.Маматова «Берёзовый сок»).

Творческое задание «Что нам рассказала Сорока»

Занятие «Весна-красна»

Апрель

Ознакомление с экологическими знаками

Решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если … (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т.д.), «Как можно защитить природу?».

Выставка семейного творчества «Дельфины».

Занятие «Животные севера и юга».

Май

Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками.

Чтение рассказа М. Пришвина «Путешествие червяка».

Художественное творчество «Бабочки летают, бабочки»

Занятие «У меня в садочке».

 

Использованная литература

  1.  Анищенкова Е.С. 100 лучших пальчиковых игр. М., 2012.
  2.  Арушанова А.Г. развитие коммуникативных способностей дошкольников. М., 2011.
  3.  Гуськова А.А. Обучаем дошкольников пересказыванию. М., 2017.
  4.  Деревья и кустарники в картинках. М., 2014.
  5.  Дикие животные в картинках. М., 2014.
  6.  Птицы в картинках №1, №2, №3. М., 2014.
  7.  Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., 2014.
  8.  Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М., 2010.
  9.  Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М., 2017.
  10.  Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
  11.  Насекомые в картинках. М., 2014.
  12.  Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2014.
  13.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  14.  Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». М., 2008.
  15.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.
  16.  Шорыгина Т.А. Беседы о диких и домашних животных. М., 2017.
  17.  Шорыгина Т.А. Беседы о деревьях и кустарниках. М., 2017.
  18.  Шорыгина Т.А. Беседы о птицах с детьми. М., 2017.
  19.  Шорыгина Т.А. Беседы о насекомых с детьми. М., 2017.
  20.  Агранович З.Е. Времена года. Спб. 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический познавательно-игровой проект "Домашние животные и их детёныши\'\' в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Игровые экологические проекты встречают большой интерес со стороны четырехлетних малышей, буду рада, если мой опыт пригодится кому-то......

"Уж небо осенью дышало..." познавательный проект в группе для детей с общим недоразвитием речи

Цель проекта: Развивать познавательный интерес к природе и животному миру, к тем изменениям, которые происходят в природе осенью.Задачи: Закрепление знаний детей о временах года. Систематизация и обоб...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Проект "Люблю природу русскую..." для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи

Познавательно-обучающий проект "Люблю природу русскую..." для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи...

Проект "Люблю природу русскую..." для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи

Проект "Люблю природу русскую..." для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи...

Проект "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи".

Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Уровень развития мелкой моторики – один ...