Познавательно - обучающий проект «Люблю природу русскую …» для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Познавательно - обучающий проект «Люблю природу русскую …» для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta2.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 111
________________Лапина Ш.Д.
__________________________
«____»___________2018 г.
Познавательно - обучающий проект
«Люблю природу русскую …»
для детей 5 – 7 лет
с общим недоразвитием речи
Разработчики:
Захарова О.Ю. – учитель-логопед
Мартынова Е.В. – учитель-логопед
2018 год
Пояснительная записка
Развитие связной речи – важная задача дошкольного образования. Грамматически правильная, правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению. Умение легко и свободно пользоваться словарным запасом необходимо ребёнку для развития коммуникативных навыков, социализации, гармонического развития.
Представленный познавательно-развивающий проект «Люблю природу русскую…» поможет детям 5-7 лет с нарушениями речи научиться формулировать свои мысли, правильно согласовывать слова в предложении, отвечать на вопросы и составлять рассказ по схеме или предложенному плану. Он направлен на формирование у дошкольников бережного отношения к окружающей среде, обобщение экологических представлений о природе, животном мире, активизацию словаря, развитие грамматического строя речи.
В течение года дети играют, совершенствуют навыки словообразования и словоизменения, развивают связную речь. В ходе проекта они учатся различать предметы, сравнивать их, рассказывать и пересказывать, рассуждать и объяснять, отвечать на вопросы. Дети с нарушениями речи участвуют в познавательно-практической работе со взрослыми и сверстниками: обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Занятия помогут сформировать у детей с нарушениями в развитии интерес к природе и животному миру, развить чувство языка, воспитать нравственные качества, навык связного высказывания.
В занятиях используются задания, дидактические упражнения и игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление, воображение, расширяющие словарный запас и кругозор.
В работе с дошкольниками важно обращать внимание на правильность их речи в повседневной речи, стимулировать речевую активность (рассказы о своих впечатлениях, пересказ, вопросы и ответы).
Всё это поможет детям подготовиться к школьному обучению.
Паспорт проекта
Цели: формирование бережного отношения к окружающей среде, родному краю, углубление и расширение представлений детей и их родителей о растительном и животном мире.
Задачи:
- формировать и обобщать элементарные представления о природе;
- развивать познавательный интерес и любознательность, поисковую деятельность, воображение и мышление, коммуникативные навыки;
- совершенствовать навыки обогащения речи однородными членами, словообразования и словоизменения, монологическую и диалогическую речь;
- расширять и активизировать словарь;
- формировать навыки экологического поведения;
- умение отвечать фразой;
- развивать координацию движений, точность их выполнения в заданном темпе
и ритме (логоритмические упражнения);
- воспитывать культуру речи и общения, отзывчивость, любовь к родной природе.
Срок реализации: сентябрь – май.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности, родители, учителя-логопеды, воспитатели.
Актуальность: проблема взаимодействия человека и природы сегодня очень актуальна. Современные дети мало общаются с природой, с трудом различают деревья/кустарники, плохо знают названия животных, путают сезонные признаки в природе. Необходимо воспитывать у детей экологическую культуру, формировать отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью нами был разработан познавательно-развивающий проект «…..», позволяющий расширить и углубить представления детей и их родителей о природе, которую нужно беречь и сохранять.
Формы и методы работы: тематический принцип планирования логопедической работы по уточнению и обогащению словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Интегрированные фронтальные занятия с элементами продуктивной деятельности, которые значительно быстрее развивают восприятие и осознание речи с детьми, так как она приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.
Методы:
- наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- занятия, беседы, дидактические и подвижные игры;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- игровая деятельность;
- практическая (продуктивная) деятельность;
- просмотр предметной и сюжетной наглядности по теме.
Ресурсы проекта: иллюстрированный материал, фотографии, открытки, художественная и научно-познавательная литература, интернет материалы, отгадывание загадок, разучивание стихотворений; развивающая среда (выставки рисунков и поделок из природного материала, уголок экологии и экспериментирования в группе.
Этапы реализации проекта
Первый – подготовительный
Цели: постановка проблемы и определение её актуальности.
- Диагностика элементарных экологических знаний детей (в рамках обследования детей в сентябре).
- Беседа с родителями о проектной деятельности (в рамках сентябрьского родительского собрания).
Второй – организационный
Цели: сбор информации и материала по проблеме.
- Подбор и изучение методической, художественной, научной литературы о животном и растительном мире.
- Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по теме.
- Выбор проблемных заданий.
Третий – основной
Цели: составление плана мероприятий в рамках проекта, подбор инновационных методов работы, использование активных форм организации детей.
- Составление плана мероприятий.
- Создание предметно-развивающей среды:
- дидактические игры, учебные макеты «Окна в природу», книги и справочники по соответствующей тематике, альбомы по разделам «Растения» «Насекомые», «Животные», «Птицы», «Грибы», «Ягоды» и др.
- Демонстрационный материал.
- Настольно-печатные игры.
- Альбомы со стихами, загадками, иллюстрациями.
- Организация деятельности дошкольников групп компенсирующей направленности и их родителей.
Формы работы с детьми и родителями:
- диалог;
- приобщение к чтению литературы об окружающей среде, животном и растительном мире, и участии человека в этом процессе;
- ознакомление с публикациями (детские журналы);
- занятия по экологии;
- наблюдения и экскурсии;
- проведение интегрированных занятий, праздников и акций с участием родителей;
- информационные стенды, памятки.
Ожидаемые результаты
- У детей сформировалось бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к окружающему миру, живым существам,
- У детей сформировались навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Дети ответственно относятся к окружающей среде и своему здоровью.
Основные мероприятия проекта
Основные мероприятия проекта | Участники | |
Работа с дошкольниками | ||
Игровые занятия познавательного характера | Дети групп компенсирующей направленности | |
Проведение опытов и экспериментов в лаборатории | - «» - | |
Чтение художественной и познавательной литературы | - «» - | |
Продуктивная деятельность | - «» - | |
Инсценировки по тематике | - «» - | |
Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия | - «» - | |
Занятие «Земля – наш общий дом» | Дети подготовительной группы компенсирующего вида | |
Подбор книг по теме для библиотеки в группах | Дети групп компенсирующей направленности | |
Проведение тематических прогулок и экскурсий в экоцентр | - «» - | |
Работа с родителями | ||
Участие в конкурсе по изготовлению кормушек «Поможем птицам» | Родители детей старшей группы компенсирующей направленности | |
Выставка «Лиса-плутовка» | Родители и дети старшей группы компенсирующего вида | |
Выставка семейного творчества «Дельфины» | Родители и дети подготовительной группы компенсирующего вида | |
Методическое сопровождение | ||
Подборка наблюдений в природе | Воспитатели групп компенсирующей направленности | |
Подборка художественной литературы по экологии | Родители детей групп компенсирующей направленности | |
Составление сценариев поисково-познавательных занятий | Воспитатели, учитель-логопед | |
Подготовка консультативного материала | Воспитатели, учитель-логопед |
План мероприятий
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Беседа «Что мы знаем о природе?» Беседа о правилах поведения в природе Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад». Наблюдение за листопадом, сбор осенних листьев для сравнения. |
Октябрь | Беседа на тему «Зачем деревья сбрасывают листья». Чтение рассказа Т.А. Шорыгиной «Прогулка в лес». Акция «Сбереги дерево – сдай макулатуру». Занятие «Деревья». |
Ноябрь | Опытно-экспериментальная деятельность (ОЭД) «Что такое вода?». Обновление «Окна в природу». Выставка иллюстраций «Лиса плутовка». Занятие «Лес – наш друг». |
Декабрь | Беседа «Жизнь животных зимой». Развешивание кормушек на территории ДОУ. Выставка поделок «Ёлочный хоровод». Занятие «Что мы знаем о животных?» |
Январь | Беседа «Какую пользу приносят растения?», изготовление схемы-описания. Коллективная аппликация «Зимний лес» Викторина «Загадки Лесовичка». Занятие «Портрет Зимы». |
Февраль | Познавательная беседа «Ознакомление с Красной книгой». Опытно-экспериментальная деятельность (ОЭД) «Откуда берётся ветер». Аппликация «Снегири». Занятие «Зимующие птицы». |
Март | Наблюдение за срезанными ветками берёзы, тополя, вербы. Чтение художественной литературы (рассказ Г.Маматова «Берёзовый сок»). Творческое задание «Что нам рассказала Сорока» Занятие «Весна-красна» |
Апрель | Ознакомление с экологическими знаками Решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если … (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т.д.), «Как можно защитить природу?». Выставка семейного творчества «Дельфины». Занятие «Животные севера и юга». |
Май | Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками. Чтение рассказа М. Пришвина «Путешествие червяка». Художественное творчество «Бабочки летают, бабочки» Занятие «У меня в садочке». |
Использованная литература
- Анищенкова Е.С. 100 лучших пальчиковых игр. М., 2012.
- Арушанова А.Г. развитие коммуникативных способностей дошкольников. М., 2011.
- Гуськова А.А. Обучаем дошкольников пересказыванию. М., 2017.
- Деревья и кустарники в картинках. М., 2014.
- Дикие животные в картинках. М., 2014.
- Птицы в картинках №1, №2, №3. М., 2014.
- Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., 2014.
- Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М., 2010.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М., 2017.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
- Насекомые в картинках. М., 2014.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2014.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». М., 2008.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.
- Шорыгина Т.А. Беседы о диких и домашних животных. М., 2017.
- Шорыгина Т.А. Беседы о деревьях и кустарниках. М., 2017.
- Шорыгина Т.А. Беседы о птицах с детьми. М., 2017.
- Шорыгина Т.А. Беседы о насекомых с детьми. М., 2017.
- Агранович З.Е. Времена года. Спб. 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический познавательно-игровой проект "Домашние животные и их детёныши\'\' в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
Игровые экологические проекты встречают большой интерес со стороны четырехлетних малышей, буду рада, если мой опыт пригодится кому-то......
"Уж небо осенью дышало..." познавательный проект в группе для детей с общим недоразвитием речи
Цель проекта: Развивать познавательный интерес к природе и животному миру, к тем изменениям, которые происходят в природе осенью.Задачи: Закрепление знаний детей о временах года. Систематизация и обоб...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Проект "Люблю природу русскую..." для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи
Познавательно-обучающий проект "Люблю природу русскую..." для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи...
Проект "Люблю природу русскую..." для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи
Проект "Люблю природу русскую..." для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи...
Проект "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи".
Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Уровень развития мелкой моторики – один ...
проект «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
развитие речи через проектную деятельность...
- Мне нравится (1)