Дидактические игры на тему Зима
картотека по развитию речи (старшая группа)

Адарченко Наталья Анатольевна

Организация работы с детьми по теме «Зима», расширение  представлений детей о зиме как времени года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_teme_zima.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по теме «Зима, зимние забавы».

 Цель- Организация работы с детьми по теме «Зима», расширять представления детей о зиме как времени года

Задачи:

1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.

2.Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»

3.Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом

4.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

5.Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к к ней.

Предполагаемый результат

- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

- повышение познавательной активности;

- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

Интеграция образовательных областей по теме:ЗИМА

 

Приложение 1.

«Собери снеговика».

Цели: Развитие зрительного внимания, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают , каких деталей не хватает, описывают их.

«Наоборот».

Цели: Развитие слухового внимания, логического внимания. Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

«Что зимой бывает».

Цели: Развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года».Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года

«Снежинки»

Цели: Развитие сильного направленного выдоха. Закрепление в речи предлога На.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

«Что прячется за сугробом»

Цели: Развитие зрительного внимания . Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

«Когда это бывает».

Цели: Учить детей называть времена года по их признакам.

Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.

- Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? ( Зимой)

- Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной).

- Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

- Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

«Отгадай по описанию».

Цели: Учить детей называть времена года по из признакам.

Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.

Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

«Подбери слово».

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

Приложение 2

Пластические этюды

Зимние забавы.

Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

                               Приложение3

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме "Зима"

 * Назови 10 "зимних" слов (снег, ...).

* Назови зимние месяцы. Каким месяцем заканчивается год? Каким месяцем начинается год?

* Подбери признаки: Снег какой? Ветер зимой какой? Солнце какое? Небо какое? Тучи какие? Лёд какой? Погода какая?

* Исправь ошибки: Наступило лето, и речка покрылась льдом. Наступила зима, и прилетели скворцы. Закончилась осень, и наступила весна.

*Продолжи предложения: Если зимой холоднее, чем весной, то весной ... . Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка ... . Если мальчиков в парке больше, чем девочек ... .

* Реши задачу: "На кормушке было 4 снегиря и столько же синиц. Сколько синиц было на кормушке?"

* Расставь слова по порядку так, чтобы получилось предложение(нарисуй схему предложения): семечки на насыпали кормушку мальчики

Лексико-грамматические игры и упражнения

• «Какая!» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

• «Придумай слово».Образование родственных слов: снег — снежок — снежочек — снежинка — снегопад — снеговик — снеговичок — снежки — снегоход — снегокат — снежный — заснежило — снежище — снегурочка — снегирь — белоснежный — Белоснежка — подснежник.

• «Что делает?»Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.

Педагог уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять(мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д.

• «Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.

Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».

• «Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по теме зима

Дидактические Игры на лексическую тему Зимушка - Зима...

Картотека "Дидактические игры по теме "Зима"

Дидактические игры для детей 2-6 лет...

Дидактические игры по теме "Зима"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18580333","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Дидактические игры по теме "Зимующие птицы" для детей среднего дошкольного возраста

Дидактические иры сделаны своими руками  в рамках проекта "Зимующие птицы"...

Дидактические игры по теме "Зима""

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора,...

Дидактическая игра по теме "Зимующие птицы"

Дидактическая игра "Покормите птиц зимой" (магнитная)...