«Рыбы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи по теме «Рыбы»
Программное содержание:
— совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать имена существительные с числительными
— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
— воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций рыб, беседы о морских, речных и аквариумных обитателях, разучивание пальчиковой гимнастики, физминутки о рыбке.
Словарная работа: чешуя, рыбак, рыболов, названия рыб...
Виды деятельности: коммуникативная; игровая; продуктивная; двигательная.
Материалы и оборудование: кружочки-икринки, 2 одинаковых ведра, игрушки рыбки, картинки с изображение рыб, трубочки, и стаканы с водой на каждого ребенка
Ход занятия:
Воспитатель: Предлагаю вам отгадать загадку, чтобы узнать, о ком сегодня пойдет речь.
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет.
Дети: Рыба!
Воспитатель: Верно, именно о них мы сегодня поговорим. И разговор наш будет не простой, а волшебный: за хорошие знания и правильные ответы я вам буду давать кружочки-икринки, из которых выводятся мальки.
Воспитатель: Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове.
Рыбка пускает ртом пузырьки. Как это у нее получается? Давайте и мы так попробуем!
Дыхательная гимнастика «Рыбка в воде».
Педагог раздаёт детям трубочки и просит сначала подуть в неё. Потом просит подставить ладошку и почувствовать струю воздуха. Затем детям предлагают стаканчики с водой. Дети отпускают трубочку в стакан с водой и дуют в трубочку.
Молодцы, ребята. (Дети садятся на стульчики в полукруг)
Воспитатель: Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?
Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.
Воспитатель: А чем покрыто туловище рыбы?
Дети: туловище рыбы покрыто Чешуей.
Воспитатель: Да, верно. А как вы думаете, для чего нужна чешуя. (Ответы детей)
Воспитатель: Чешуя для рыбы необходима, она защищает рыбу от травм. Чешуя помогает передвижению рыбы, а еще косяки мелкой рыбы с помощью яркого светоотражающего окраса чешуи ослепляют врага и запутывают его, затрудняя охоту. Но главная функция чешуи - это защита.
Воспитатель: Подберите похожее словечко к слову рыба.
Дети: Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий, рыбный, рыбешка, рыбонька.
Дидактическая игра « Кто где живет?»
Скажите, ребята, если рыба обитает в море, то она какая?
Дети: в море – морская
в аквариуме – аквариумная рыбка
в реке – речная
в озере - озёрная
Молодцы, ребята. Предлагаю отдохнуть.
Физминутка.
Рыбка плавает в водице, Дети стоят в кругу.
Рыбке весело играть. Волнообразные движения руками.
Рыбка, рыбка, озорница, Бегут друг за другом.
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, Далее по тексту.
Крошку хлебную взяла;
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на доску. Какие рыбы вам знакомы? (Дети по одному выходят к доске, называют рыбу и делят слово на слоги. Садятся на стулья.)
Воспитатель: Придумайте предложения, используя названия рыб.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам закончить мои предложения.
Игра «Закончи предложение»
— Рыбка к камню… (подплыла).
— Рыбка от берега…(отплыла).
— Рыбка всю реку …(переплыла).
Воспитатель: Да, много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные), другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники).
Выходим на середину ковра.
Воспитатель: Посчитайте, сколько икринок вы собрали. Похвалить тех у кого их больше). Положите аккуратненько икринки в ведерко.
Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники... Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?
Что ж, про рыб сказали мы немало, настало время чудесам! Закройте глаза. (Подменить ведерко на другое, где лежат рыбки.)
Воспитатель: Рыбки наши хороши, постарайтесь правильно их пересчитать.
Дети: Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок…
Раздать рыбок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коллективного занятия по изо:"Чудо-юдо, рыба-кит",по сказке"Конек-Горбунок"
Большая коллективная работа по изо, с применением нетрадиционного способа изображения- аппликация из скрученной бумаги и рисование гуашевыми красками....
Конспект занятия коллаж "Красные рыбы".
Коллективный коллаж по репродукции Матисса "Красные рыбы". Дети имеют опыт создания коллективных коллажей. Умеют работать в совместной с взрослым деятельности, взаимодействовать со сверстниками,...
Логопедическое занятие с использованием ИКТ "Семантическое поле слова "Рыба"
Занятие по развитию семантических полей расширяют словарь ребенка. Развивают падежные конструкции используя ядерное слово рыба. На занятиях с использованием ИКТ дети с большим интересом работают, проя...
Презентация "Рыбы"
Пезентация может использоваться при изучении лексической темы "Рыбы" педагогами-психологами, логопедами, воспитателями. Представленные задания способствуют развитию памяти, мышления, внимания....
конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим в рамках проекта"Рыбы"
конспект обобщающего занятия по проекту "Рыбы" в подготовительной логопедической группе....
открытое занятие"Кто такие рыбы"
Сценарий открытого занятия " Кто такие рыбы". познакомить детей с красотой подводного мира...
Двухнедельный экологический проект по теме «Рыбы» Конспект заключительного занятия «Рыбы реки Уссури» в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие»:• Расширять знания о реке Уссури и о её обитателях – рыбах;• Дать представление о чешуе для жизни рыб.• Раз...