В гости к бабушке на зимнюю стоянку
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дамбыра Алимаа Константиновна

В гости к бабушке на зимнюю стоянку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosti.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В гости к бабушке на зимнюю стоянку.

Цель: Обобщить знания о городе Ак – Довурак.

Познакомить с работой чабанов.

Закрепить знания о домашних животных, о юрте.

Воспитывать уважение к тувинским национальным традициям.

Материал: Макет юрты, фотографии и иллюстрации города  Ак – Довурак, домашняя тувинская утварь, иллюстрации домашних животных, тувинские национальные блюда, альбом с фотографиями семьи, раскраска «Юрта».

Предварительная работа: чтение тувинских народных сказок, загадывание тувинских загадок, пословицы, рассматривание иллюстраций, работа с раскрасками.

Методические приемы: Беседа, экскурсия в юрту, рассказ бабушки, игра, вопросы, песни.

                                                               Ход путешествия

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

Я мамину маму очень люблю

У неё морщинок много,

И на лбу седая прядь

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

- О ком говорится в этом стихотворении?

- Вы любите своих бабушек?

- Кто хочет рассказать о своей бабушке?

- Вы очень хорошо рассказали о своих бабушках: о их доброте, ласке.

- А все ли бабушки живут рядом с вами.

- Я знаю одну прекрасную бабушку, которая живет на стоянке в юрте. Ей

 там одиноко и она скучает по внукам. Давайте отправимся к ней в гости.

- Но прежде чем отправиться к ней в гости. нам нужно вспомнить правила поведения в юрте.

Дети: В юрте нельзя баловаться когда пришли гости.

- Нельзя кричать, а то духи умерших рассердятся.

- Нельзя свистеть, соберутся злые духи.

- Нельзя плевать на огонь, огонь – это священно.

- Нельзя громко икать – удача уйдет.

- Нельзя показывать язык – мама плакать будет.

- Нельзя пристально смотреть глаза в глаза – это зеркало души.

                           - А какое сейчас время года?  (Зима)

                           -На чем же мы поедем?  (выслушивает ответы детей).

                          - Давайте с вами поедем на лошадях запряженных в сани, потому что до стоянки нет хорошей дороги. А раз мы едем в гости, то нужно взять с собой подарки для бабушки. Давайте приготовим подарки (рисунки детей по раскраске юрты) бабушка будет рада.

                            Итак все усаживайтесь на лошадку, отправляемся!

                            В путь отправляются – песни начинаются,

                            В юрту зайдешь – разговоры пойдут.

                             - Чтобы дорога не показалась длинной, ребята, споем песню «Юрта».

                              Песня «Юрта»

                              Приехали. Прежде чем зайти в юрту давайте вспомним, как нужно вести

                              себя  около юрты.

                             Дети:

 - Перед входом в юрту надо стряхнуть с себя пыль, снег.

- Нельзя стучать в дверь, надо громко покашлять, как бы предупреждая о своем  приходе.

 Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо знаете все правила поведения в гостях. Давайте покашляем, зайдем, поздороваемся. В юрте гости должны сидеть с левой стороны очага. Мальчики, скрестив ноги, девочки сидят – одно колено упирается в землю, колени должны быть укутаны платьем.

 Нельзя сидеть: ноги ножницами, ноги врозь, руки не должны упираться о землю, а то тувинцы говорят, что землю держишь на плечах.

                Дети: Здравствуйте, бабушка.

                Воспитатель: Амыр – ла, амыр!

                Бабушка: Амыр, амыр. Здравствуйте, мои дорогие! Как добрались?  Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее. Расскажите, дети,  откуда вы приехали, о своем городе,      семье и о себе.

                 Воспитатель: Мы доехали хорошо. Ребята, давайте подарим бабушке наши подарки и скажем благопожелание (дети дарят рисунки).

                Благопожелания:

- желаю Вам здоровья, бодрости;

- желаю Вам  хорошего приплода и размножения скота;

- желаю, чтобы ваши животные были упитанными и тучными;

- чтобы приносили пользу людям;

- чтобы было много шерсти;

- чтобы вам и всем близким было тепло.

Дети: Мы приехали из города Ак – Довурак, который расположен на берегу реки Хемчик.

- Наш город большой и красивый, много улиц: Дружба, Молодёжная, Ленина,  Лермонтова, Заводская,  Заречная,  Шангыр.  – эти улицы названы в честь великих писателей.

- Наш  детский сад  находится на улице Строительная. Там много домов, есть магазины, почта, библиотека, аптека, больница.

                     Воспитатель: Ребята, а может, кто – то хочет прочитать стихи о своем городе?

                     Чтение стихов.

   - Рассказы о своей семье ( два ребёнка).

                    Воспитатель:  А теперь вы бабушка расскажите о себе, своей работе.

                      Бабушка: У меня есть табун лошадей, стадо коров, отара овец. Я за ними ухаживаю. У меня есть помощники. Как вы думаете, как называется  моя профессия? ( чабан)

    - Да, я чабан. Зимой и летом мы пасем скот. А чем питаются животные летом, вы знаете?                   ( травой).

- А зимой? (зимой животных подкармливают сеном).

- А  от куда берем сено, как вы думаете? ( летом косят траву, сушат и получается сено).

- А как  называется место, где живут коровы? (коровник)

- А овцы (кошара).

-А лошади? (конюшня).

- У вас у всех есть имена. Как тебя зовут, а тебя? (ответы детей).

- А мою любимую корову зовут Шилги. У человека имя, а у животных?  (кличка).

- Какие клички животных вы слышали? (дети отвечают).

- Мы чабаны дружим со своими животными. Наблюдаем за их повадками, замечаем, как меняется погода в зависимости от поведения животных. Вы так же можете наблюдать за поведением животных и узнавать приемы изменения погоды. У меня есть интересная игра о приметах.

 

           Игра со схемой о погоде.

 Дети выбирают карточку – схему соответствующей погоды.

 Собака кувыркается – плохая погода.

Собака роем землю – будет дождь.

Корова лежит спокойно – ясная погода.

  - А какие приметы вы знаете? (дети отвечают).        

          Игра -  загадки с картинками.

-  Сама черная,  ест зеленое, дает белое (корова);

- По горам, по долам ходит шуба да кафтан (овца);

- С бородой да не старик, с рогами да не бык, доят да не корова (коза);

- Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается (собака);

- Не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник (лошадь).

Бабушка: - молодцы, дети, все загадки отгадали, а у нас ещё традиция, чтобы гости дети поиграли в тувинские народные игры, я вам предлагаю игру «Возьми платочек»

Песня «Бабушка милая»

Бабушка: Спасибо, ребята, вам за такой праздник, что мне устроили, но и для вас у меня есть угощение, национальные блюда: борзак.  Угощайтесь, ребята.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с бабушкой. Скажем ей спасибо за гостеприимство. До свидание.  Дети прощаются.

      Итог:

 - А к кому мы и куда ездили?

- Что нового узнали?

- Чем вас угощала бабушка?

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Мишутка»

Утверждено                                                                                                                              Согласованно

Заведующей МБДОУ                                                                                                              Зам.Зав. МБДОУ

д\с «Мишутка»                                                                                                                         д\с «Мишутка»

 Монгуш А. Б-Т.                                                                                                                       Седен С. К.

«__» ________ 2019 г                                                                                                               «__» _________ 2019 г

 

                     

        

                   НОД по развитию речи  «В гости к бабушке на зимнюю стоянку»  

                                                               Воспитатель  первой категории

                                               старшей группы №10

                                   Дамбыра А.К.

                                                           

        

г. Ак – Довурак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (развлечение.) «В гости к бабушке на зимнюю стоянку».

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(развлечение.)«В гости к бабушке на зимнюю стоянку».(УНТТ -  Устному народному творчеству тувинцев).(для подготовительной группы)Основные задачи развлеч...

“В гостях у Бабушки Яги ” сценарий зимнего спортивного праздника на свежем воздухе для старших дошкольников

Сценарий спортивного праздника на свежем воздухе зимой. Дети приходят в гости к Бабушке Яге и выполняя ее задания отыскивают призы....

Вечер зимних развлечений "В гостях у бабушки Арины" для детей старшей группы.

Цель мероприятия:Развивать у детей желание участвовать в играх-драмматизациях;Развивать музыкально-двигательное творчество;Способствовать совместному участию детей в сюжетно-ролевых и театрализованных...

Зимнее развлечение для детей подготовительной группы"В гостях у бабушки Настасьи"

Сценарий зимнего  развлечения для детей подготовительной группы"В гостях у бабушки Настасьи."В сценарии песни,русские народные игры,танец с ложками,гадания из мешочка....

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»

Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...

Конспект интегрированного занятия "Гости к бабушке на стоянку" с использованием блоков Дьенеша (средняя группа)

Цель: активизировать в речи детей слова и выражения «такие же по цвету», «одинаковые по форме, но разные по цвету» и т.д.Задачи:Образовательные: Дать представление о понят...

Занятие-развлечение "В гости к бабушке на зимнюю стоянку"

Составила и перевела на русский язык воспитатель высшей категории Трас Светлана Дадар-ооловна...