Доклад для воспитателей "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"
консультация по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад «Родничок»
Консультация для воспитателей на тему:
«Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
Подготовила воспитатель:
Делявская М.Н.
2014г.
Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс.
Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а пока только слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых.
Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.
Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо окликается на все, что с ним происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.
Содержание образовательной части «Чтение художественной литературы» должно быть направлено на достижение такой цели, как формирование интереса к чтению (восприятию) книг и потребности в них, через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Принято считать, что научив ребенка читать вслух, мы обеспечиваем его умением читать вообще. Однако, по мнению академика А.А. Леонтьева «обучение чтению вслух – это не столько обучение чтению, сколько обучение устной речи и развитие артикуляционного аппарата».
В процессе слушания того, что читают взрослые, у ребенка включаются три из четырех сфер читательской деятельности: эмоции, воображение и реакция на содержание текста. Четвертая сфера, т.е. реакция на художественную форму, у детей практически не вовлекается в процесс чтения.
Вид речевой деятельности, когда текст художественного произведения воспринимается на слух и при этом обеспечивается включение эмоции, воображения и реакции на содержание прочитанного – называется чтение – слушание.
Взрослые обеспечивают ребенку возможности для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи. В ходе общения с ребенком взрослый побуждает его задавать вопросы, высказывать свои суждения, строить умозаключения, обсуждать возникающие проблемы. Идет приобщение детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания. Благодаря этому у ребенка развивается способность к активному слушанию. Пониманию и пересказу текстов.
Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой:
Совместное медленное чтение. Очень важно, чтобы взрослые читали художественные произведения детям в режиме медленного чтения (с остановками для комментариев, включения воображения, усиления и уточнения и т.д.). Последовательность шагов совместного медленного чтения включает в себя четыре основных этапа.
Первый этап. Рассматривание книги с детьми. Обсуждение названия текста, иллюстраций. Беседа о том, какие вопросы возникли, на что обратили внимание. Главный результат этапа – возникновение желания прочитать книгу.
Второй этап. Чтение текста взрослыми в режиме медленного чтения, т.е. читать текст с возможными – не обязательными! - остановками, иногда что – то комментируя, иногда задавая упреждающие вопросы. Главное – чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Задача остановок – помочь «войти» в текст. Обычно на такие остановки указывает реакция самих детей. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после комментариев взрослого и ответов на вопросы детей, его начало надо перечитать повторно.
Третий этап. Обсуждение прочитанного. Делать это можно по- разному:
- предложите коротко рассказать, в чем суть текста. Если трудно, помогите сформулировать мысль, задайте наводящие вопросы. Ни в коем случае нельзя ругать детей за неудачи, торопить их;
- можно поиграть в «правда – неправда». Дети отгадывают, где правда, а где ложь в ваших утверждениях, например: «солдат сварил кашу из топора? Каша была овсяная?», «посадил дед репку? Выросла репка большая – пребольшая? И вытащил дед репку? Свои ответы дети должны обосновывать. - можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики.
Четвертый этап. Воспроизведение и осмысление прочитанного, с помощью специальных заданий (по выбору):
- можно разыграть рассказ в лицах. Детям будет проще, если взрослый говорит от автора, а они от лица героев. Представление можно показать другим детям;
- близко к этому задание по «оживлению иллюстраций, инсценировок одного эпизода текста, разыгрывание пантомимы;
- можно применять «звучащую картинку» - это иллюстрация к произведению малого фольклорного жанра или небольшому стихотворению. Картинка состоит из двух частей: основной (заготовка воспитателя) и съемной (продукт детской деятельности). Дети дополняют картинку новыми элементами. Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности, решает целый комплекс задач (развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, нравственное и трудовое воспитание и др.). Показывая изготовленную ранее картинку, которая начинает «звучать», дети вспоминают знакомый текст. Добавляя к картинке ту или иную деталь, дети испытывают чувство удовлетворения от того, что видят результат своей деятельности, чувствуют себя творцом, а это позитивно влияет на их личностное развитие. Преимущества картинок очевидны. Они могут использоваться многократно, благодаря применению съемных материалов, позволяют работать как с подгруппой детей, так и индивидуально. Благодаря максимальной включенности ребенка в работу по созданию «звучащей картинки» показ картинки на последующих этапах деятельности производит эффект загоревшейся лампочки: зрительный образ – сигнал, на который дети отвечают воспроизведением текста;
- если детям трудно запомнить сюжет, можно предложить нарисовать «мультик». С помощью взрослого он вспомнит и нарисует хотя бы схематично основные сцены, а потом опираясь на картинки, попробует озвучить их;
- чаще предлагайте задание на свободное рассказывание, пересказ с использованием иллюстраций и иных зрительных опор;
- детям с хорошим чувством юмора, воображением можно предложить придумать какие- то необычные варианты развития сюжета;
- при работе со стихотворным текстом полезно заняться декламацией, хоровым чтением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум на тему «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
Данный семинар- практикум поможет воспитателям ознакомится и вспомнить как традиционные так и не традиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой....
Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой
Семинар - практикум для воспитателей детского сада по приобщению детей к художественной литературе...
круглый стол "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"
Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, ...
Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙТема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой...
Семинар – практикум "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
"Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"...
Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»
Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...