Творческое рассказывание "Зимняя сказка".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ивашкина Татьяна Александровна

   Правильная, красивая речь - залог будущего успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_zimnyaya_skazka.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Специально организованная образовательная деятельность в группе общеразвивающей направленности  для детей от  6 до 7 лет.                                                       Образовательная область «Речевое развитие».

                                                                                                    Воспитатель: Ивашкина Т. А.

Тема: Творческое рассказывание «Зимняя сказка».

Цель: продолжать обучать детей творческому рассказыванию. 

Задачи:

образовательные:

 - продолжать учить детей самостоятельно составлять сказку по данному началу;

 - активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Зима»;

 - совершенствовать навыки связной речи.

        развивающие:

 - развивать монологическую и диалогическую речь;

 - развивать творческое воображение, логическое мышление, инициативу, самостоятельность,  

 - развивать мелкую моторику пальцев руки, коммуникативные и рефлексивные навыки;

   фантазии детей.

 - развивать умение работать с нетрадиционными материалами.

        воспитательные:

 -воспитывать эстетические качества, умение слушать рассказы друг друга.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности:  коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная.

Предварительная работа:

- наблюдение за зимними явлениями в природе;

- беседы о зиме;

- игры со снегом:

- рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж;

- заучивание стихов, пословиц, примет  и поговорок о зиме;

- пение песен и  слушание музыки о зиме;

- лексико-грамматические упражнения по зимним мотивам:

- работа по опорным схемам при составлении творческих рассказов;

- использование на занятиях по ИЗО и самостоятельной художественной деятельности нетрадиционной техники рисования.

Оборудование:

- мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер;

- аудиокассета с записью музыки П.И. Чайковского «Зима»;

- презентация по теме «Зима»;

- опорная схема;

- снежинки;

- снежный ком;

- листья пекинской капусты;

- белая гуашь;

- кисточки;

- влажные салфетки;

- лист тонированной бумаги;

- металлофон;

- указка.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Введение  в тему.

(Дети заходят в группу, встают полукругом перед экраном).

Воспитатель: -Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто так тихо прошагал за окном?

(Слайд №1)

Кто пришёл так тихо- тихо?

Ну, конечно, не слониха.

И, конечно, бегемот

Тихо так прийти не мог.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо,

Падает, ложится.

Как вы думаете, ребята, кто же к нам пришёл?

Дети: - К нам пришла зима!

Воспитатель: Может кто-то из вас прочитает любимое стихотворение о зиме?

(Слайд №2)

Ребёнок 1: 

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

На заборе, на крылечке

Всё блестит и всё бело!

Нет свободного местечка,

Всюду снега намело!

(Слайд №3)

Ребёнок 2:

Посмотрите-ка, ребята,

Всё вокруг покрыла вата.

А в ответ раздался смех:

- Это выпал первый снег.

Не согласна только Люба:

- Это вовсе не снежок-

Дед Мороз почистил зубы

И рассыпал  порошок.

(Слайд № 4)

Воспитатель: Зимой, когда белым-бело, на деревьях кружева из инея или сказочные шубы, сердце замирает от такой красоты. Стихи о начале зимы, о её царствовании очень и очень хороши.

Вы, ребята, уже догадались, что говорить мы сегодня будем о зиме. Я приглашаю вас в зимнюю сказку.

 (Дети садятся на стульчики).

Обратите внимание на эту волшебную шкатулку. В неё мы будем складывать самые красивые и выразительные слова о зиме. Чуть позже они вам помогут составить интересную зимнюю сказку.

  1. Лексико-грамматические упражнения по зимним мотивам.

Воспитатель: Сейчас я слеплю снежный ком и мы с вами поиграем.

• «Подбери слова-признаки»

Воспитатель:  Попробуйте подобрать как можно больше слов-признаков к слову зима.

Зима (какая?) -

Дети:  (Дети передают снежок друг другу) Зима морозная ( снежная, суровая, колючая…)

Воспитатель: Зима бывает разная: суровая, холодная, вьюжная, но бывает и красивая – белоснежная, весёлая, волшебная, чудесная. За её красоту люди придумали ей ласковые  названия. Как вы думаете, какие?

  «Подбери ласковые слова»

Дети: Зимушка - зима, гостья – зима, зима – волшебница, зима – проказница, чародейка – зима, снежная царица, снежная королева, красавица.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы назвали много красивых и выразительных  слов о зиме. Давайте сложим их в нашу волшебную шкатулку. (Под звуковое сопровождение металлофона дети дуют в ладоши).

Кто из вас знает загадки о зиме?

Ребёнок:  

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. Что это?

Дети: Это снег!

 «Подбери слова-признаки»

Воспитатель:     Ребята, подберите слова-признаки к слову снег. Снег – какой?

Дети: (Передают снежок друг другу).Снег белый(пушистый, серебристый, чистый, холодный, мягкий, первый).

Воспитатель: А теперь подберите слова-действия к слову снег. Снег (что делает?) -

Дети: (Передают снежок друг другу). Снег идёт (падает, летит, кружится, искрится, скрипит, порхает).

Воспитатель: С чем можно сравнить снег?

Дети: Снег можно сравнить с белым одеялом (с ковром, со скатертью, с пухом…)

Воспитатель: Много красивых и выразительны слов о снеге, вы, ребята, подобрали. Их мы тоже сложим в волшебную шкатулку (Под звуковое сопровождение металлофона дети дуют в ладоши).

Какие ещё зимние слова вам хочется сложить в шкатулку?

Дети: Мне хочется положить слово иней (метель, вьюга, коньки, лыжи, мороз, санки,…)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы их тоже сложим в нашу волшебную шкатулку (Под звуковое сопровождение металлофона дети дуют в ладоши).

  1. Физическая пауза.

А сегодня у зимы – новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба.

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

А какой ширины?

Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки ледяные,

Высоки-превысоки кружевные!

Мы по лестнице шагаем

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем.

Спрва-хлоп, слева-хлоп.

- Здравствуй, зима!

Ты хозяйке поклонись-ка:

Здравствуй, зима!

(Дети выполняют движения соответственно тексту).

  1. Творческое составление сказки по данному началу.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, зима прислала нам свою волшебную снежинку.

Ребёнок: 

Светлопушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную

На землю просится.

Летит пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая белая.

Воспитатель: Сейчас эта волшебная снежинка прикоснется к каждому из вас и вы, ребята, превратитесь в великих сказочников. Давайте порадуем друг друга сказкой о зиме. Сочиним зимнюю сказку.

(Дотрагиваюсь до ладоней детей снежинкой)

Ой, зима ты, зимушка,

Из-за темных лесов,

Из-за синих морей приходи,

Белым снегом озари,

В нашу сказку ты войди.

Ты, снежинка белая, к детям прикоснись.

Наша сказка о зиме расскажись.

(Выставляется опорная схема)

Воспитатель: Из скольких частей  будет состоять ваша сказка?

Ребенок: Сказка будет состоять из трёх частей.

Воспитатель: Назовите и покажите части вашей будущей сказки.

Ребёнок: (выходит к доске, показывает, называет части сказки)

В сказке будет три части: начало, середина, конец.

Воспитатель: Начало сказки будет у всех одинаковое. Послушайте: Жила-была Снегурочка. Проснулась она утром, посмотрела в окно и увидела…

Кто запомнил начало сказки?

(Начало сказки повторяют двое детей)

Воспитатель: Середину и конец сказки вы придумаете самостоятельно, каждый свою.

Подумайте и скажите, о чём вы будете рассказывать в середине сказки?

Ребёнок 1: Я буду рассказывать о белом снеге, об инее, о реке.

Ребенок 2: А я буду рассказывать о красивой зиме, об играх детей, о птицах.

Ребёнок 3: В середине сказки я расскажу о волшебнице-зиме, о ее подарках, об узорах на окнах.

Воспитатель: Постарайтесь, ребята, представить зимнюю картину, которую увидела Снегурочка на улице. Обдумайте это и расскажите.

Как  будет заканчиваться ваша зимняя сказка? (Дети затрудняются с ответом)

Вспомните, как мы радовались первому снегу на прогулке, о чём мы разговаривали с зимой?

Ребёнок 1: Мы говорили: «Здравствуй, зимушка-зима!»

Ребёнок 2: А еще мы говорили: «Как хороша волшебница-зима!»

Воспитатель: Я думаю, что точно также радовалась и восклицала Снегурочка. В третьей части вы расскажите о том, как радовалась зиме Снегурочка.

Вспомните красивые и выразительные слова о зиме, которые лежат в волшебной шкатулке. Обязательно возьмите их в вашу сказку.

(Дети молча  придумывают сказку, звучит музыка П.И. Чайковского «Зима»)

Воспитатель: Кто желает рассказать свою зимнюю сказку? (предполагаемые ответы детей)

Ребенок 1: 

Жила-была Снегурочка. Проснулась она утром, посмотрела в окно и увидела.

На землю падал белый снег. Он был похож на вату. Деревья стояли в инее. Реку сковал лёд. Мальчики играли в хоккей. Девочки катались на коньках.

Снегурочка воскликнула: «Хороша волшебница-зима!».

Ребенок 2:

Жила-была Снегурочка. Проснулась она утром, посмотрела в окно и увидела.

На улице было белым-бело потому, что пришла зима. Она принесла подарки: метели, вьюги, лёд, сугробы. Эти подарки нужны детям, чтобы кататься на санках, лепить снеговика, строить снежную крепость.

Снегурочка очень обрадовалась снежной царице.

Ребенок 3:

Жила-была Снегурочка. Проснулась она утром, посмотрела в окно и увидела.

Наступила чародейка-зима. Снег накрыл землю, будто одеялом. Деревья надели белые шубы и шапки. На окнах мороз нарисовал волшебные узоры.

«Как красиво зимой», - подумала Снегурочка.

Воспитатель: Ребята, чья сказка вам понравилась больше всех? Почему?

Дети:

  1. Мне понравилась сказка Артёма, потому что в ней было три части. В его сказке зима принесла подарки.
  2. А мне понравилась Настина сказка, потому что в ней было много красивых слов о зиме.
  3. Мне было интересно слушать Вику, потому что зиму она назвала чародейкой. А снег сравнила с одеялом. Это очень красиво.

Воспитатель: Ребята, мне понравились все сказки. В них мы услышали много красивых, зимних слов. Все сказки состояли из трех частей (начало, середины и конца). Молодцы!

5.         Практическая часть (коллективная работа).

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам превратить ваши сказки в волшебные, зимние деревья так, чтобы у нас получился зимний лес.

(Дети садятся за столы, рассматривают материалы для работы).

Назовите материалы, которые лежат на столе.

Дети: На столе лежат белая гуашь, кисточка, листья пекинской капусты, цветной лист бумаги.

Воспитатель: На что похожи листья пекинской капусты?

Дети: Листья пекинской капусты похожи на деревья.

Воспитатель: Кто скажет, как нарисовать дерево при помощи этих листьев?

(Дети рассказывают порядок работы).

Дети: Надо густо нанести кисточкой на лист капусты белую гуашь. Потом перевернуть лист и приложить к цветной бумаге, прижать его рукой, аккуратно снять, получится отпечаток. Это и есть зимнее дерево.

(Дети рисуют зимнее дерево.  Готовую коллективную работу воспитатель вывешивает на доску. Дети подходят к доске).

Воспитатель: Что у нас получилось?

Дети: У нас получился красивый зимний лес.

Воспитатель: А сейчас прошепчите свою сказку вашему дереву. (Дети шепчут в ладошки).  Деревья долго будут хранить ваши красивые зимние сказки и рассказывать вьюгам и метелям.

6.         Итог занятия.

Воспитатель: В какой сказке мы сегодня побывали?

Дети: Мы побывали в зимней сказке.

Воспитатель: Чем понравилось вам наше занятие?

Дети: 

  1. Мне понравилось складывать в шкатулку красивые зимние слова.
  2. Мне понравилось придумывать зимнюю сказку.
  3. А мне понравилось рисовать зимнее дерево листьями пекинской капусты.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Каждому из вас Зима дарит веселые снежинки.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."

Данный  конспект  открытого  занятия  был разработан  и  использован  мною. Творческое  рассказывание -  очень интересный и сложный процесс  совместно...

Творческий проект «Сказки Чуковского»

В марте 2012 года исполняется 130 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского – замечательного русского писателя, классика отечественной детской литературы, на чьих стихотворных сказках выросло не...

Творческий проект "Сказка о городе Дрезна" к фестивалю "Сказки г. Ликино-Дулёво"

В октябре 2011 года мы стали лауреатами фестиваля "Сказки г.Ликино-Дулёво". Вот такую сказку мы сочинили вместе с нашими воспитанниками, иллюстрации к ней были созданы детьми, а куклу и ковер  сш...

Творческий проект «Сказки любим и читаем, в сказки весело играем!»

Дети старшего дошкольного возраста сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих...

Творческий проект "Сказка - ложь, да в ней намек..." (р.н. сказка "Теремок")

«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».В.А.Сухомлинский.     Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надежд...

Познавательно- творческий проект "Сказка за сказкой"

: сформировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности....