Творческое рассказывание "Зимняя сказка".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Правильная, красивая речь - залог будущего успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_zimnyaya_skazka.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Специально организованная образовательная деятельность в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет. Образовательная область «Речевое развитие».
Воспитатель: Ивашкина Т. А.
Тема: Творческое рассказывание «Зимняя сказка».
Цель: продолжать обучать детей творческому рассказыванию.
Задачи:
образовательные:
- продолжать учить детей самостоятельно составлять сказку по данному началу;
- активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Зима»;
- совершенствовать навыки связной речи.
развивающие:
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- развивать творческое воображение, логическое мышление, инициативу, самостоятельность,
- развивать мелкую моторику пальцев руки, коммуникативные и рефлексивные навыки;
фантазии детей.
- развивать умение работать с нетрадиционными материалами.
воспитательные:
-воспитывать эстетические качества, умение слушать рассказы друг друга.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Предварительная работа:
- наблюдение за зимними явлениями в природе;
- беседы о зиме;
- игры со снегом:
- рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж;
- заучивание стихов, пословиц, примет и поговорок о зиме;
- пение песен и слушание музыки о зиме;
- лексико-грамматические упражнения по зимним мотивам:
- работа по опорным схемам при составлении творческих рассказов;
- использование на занятиях по ИЗО и самостоятельной художественной деятельности нетрадиционной техники рисования.
Оборудование:
- мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер;
- аудиокассета с записью музыки П.И. Чайковского «Зима»;
- презентация по теме «Зима»;
- опорная схема;
- снежинки;
- снежный ком;
- листья пекинской капусты;
- белая гуашь;
- кисточки;
- влажные салфетки;
- лист тонированной бумаги;
- металлофон;
- указка.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Введение в тему.
(Дети заходят в группу, встают полукругом перед экраном).
Воспитатель: -Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто так тихо прошагал за окном?
(Слайд №1)
Кто пришёл так тихо- тихо?
Ну, конечно, не слониха.
И, конечно, бегемот
Тихо так прийти не мог.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо,
Падает, ложится.
Как вы думаете, ребята, кто же к нам пришёл?
Дети: - К нам пришла зима!
Воспитатель: Может кто-то из вас прочитает любимое стихотворение о зиме?
(Слайд №2)
Ребёнок 1:
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
На заборе, на крылечке
Всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка,
Всюду снега намело!
(Слайд №3)
Ребёнок 2:
Посмотрите-ка, ребята,
Всё вокруг покрыла вата.
А в ответ раздался смех:
- Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
- Это вовсе не снежок-
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.
(Слайд № 4)
Воспитатель: Зимой, когда белым-бело, на деревьях кружева из инея или сказочные шубы, сердце замирает от такой красоты. Стихи о начале зимы, о её царствовании очень и очень хороши.
Вы, ребята, уже догадались, что говорить мы сегодня будем о зиме. Я приглашаю вас в зимнюю сказку.
(Дети садятся на стульчики).
Обратите внимание на эту волшебную шкатулку. В неё мы будем складывать самые красивые и выразительные слова о зиме. Чуть позже они вам помогут составить интересную зимнюю сказку.
- Лексико-грамматические упражнения по зимним мотивам.
Воспитатель: Сейчас я слеплю снежный ком и мы с вами поиграем.
• «Подбери слова-признаки»
Воспитатель: Попробуйте подобрать как можно больше слов-признаков к слову зима.
Зима (какая?) -
Дети: (Дети передают снежок друг другу) Зима морозная ( снежная, суровая, колючая…)
Воспитатель: Зима бывает разная: суровая, холодная, вьюжная, но бывает и красивая – белоснежная, весёлая, волшебная, чудесная. За её красоту люди придумали ей ласковые названия. Как вы думаете, какие?
• «Подбери ласковые слова»
Дети: Зимушка - зима, гостья – зима, зима – волшебница, зима – проказница, чародейка – зима, снежная царица, снежная королева, красавица.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы назвали много красивых и выразительных слов о зиме. Давайте сложим их в нашу волшебную шкатулку. (Под звуковое сопровождение металлофона дети дуют в ладоши).
Кто из вас знает загадки о зиме?
Ребёнок:
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. Что это?
Дети: Это снег!
• «Подбери слова-признаки»
Воспитатель: Ребята, подберите слова-признаки к слову снег. Снег – какой?
Дети: (Передают снежок друг другу).Снег белый(пушистый, серебристый, чистый, холодный, мягкий, первый).
Воспитатель: А теперь подберите слова-действия к слову снег. Снег (что делает?) -
Дети: (Передают снежок друг другу). Снег идёт (падает, летит, кружится, искрится, скрипит, порхает).
Воспитатель: С чем можно сравнить снег?
Дети: Снег можно сравнить с белым одеялом (с ковром, со скатертью, с пухом…)
Воспитатель: Много красивых и выразительны слов о снеге, вы, ребята, подобрали. Их мы тоже сложим в волшебную шкатулку (Под звуковое сопровождение металлофона дети дуют в ладоши).
Какие ещё зимние слова вам хочется сложить в шкатулку?
Дети: Мне хочется положить слово иней (метель, вьюга, коньки, лыжи, мороз, санки,…)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы их тоже сложим в нашу волшебную шкатулку (Под звуковое сопровождение металлофона дети дуют в ладоши).
- Физическая пауза.
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные,
Высоки-превысоки кружевные!
Мы по лестнице шагаем
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем.
Спрва-хлоп, слева-хлоп.
- Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка:
Здравствуй, зима!
(Дети выполняют движения соответственно тексту).
- Творческое составление сказки по данному началу.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, зима прислала нам свою волшебную снежинку.
Ребёнок:
Светлопушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную
На землю просится.
Летит пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая белая.
Воспитатель: Сейчас эта волшебная снежинка прикоснется к каждому из вас и вы, ребята, превратитесь в великих сказочников. Давайте порадуем друг друга сказкой о зиме. Сочиним зимнюю сказку.
(Дотрагиваюсь до ладоней детей снежинкой)
Ой, зима ты, зимушка,
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Белым снегом озари,
В нашу сказку ты войди.
Ты, снежинка белая, к детям прикоснись.
Наша сказка о зиме расскажись.
(Выставляется опорная схема)
Воспитатель: Из скольких частей будет состоять ваша сказка?
Ребенок: Сказка будет состоять из трёх частей.
Воспитатель: Назовите и покажите части вашей будущей сказки.
Ребёнок: (выходит к доске, показывает, называет части сказки)
В сказке будет три части: начало, середина, конец.
Воспитатель: Начало сказки будет у всех одинаковое. Послушайте: Жила-была Снегурочка. Проснулась она утром, посмотрела в окно и увидела…
Кто запомнил начало сказки?
(Начало сказки повторяют двое детей)
Воспитатель: Середину и конец сказки вы придумаете самостоятельно, каждый свою.
Подумайте и скажите, о чём вы будете рассказывать в середине сказки?
Ребёнок 1: Я буду рассказывать о белом снеге, об инее, о реке.
Ребенок 2: А я буду рассказывать о красивой зиме, об играх детей, о птицах.
Ребёнок 3: В середине сказки я расскажу о волшебнице-зиме, о ее подарках, об узорах на окнах.
Воспитатель: Постарайтесь, ребята, представить зимнюю картину, которую увидела Снегурочка на улице. Обдумайте это и расскажите.
Как будет заканчиваться ваша зимняя сказка? (Дети затрудняются с ответом)
Вспомните, как мы радовались первому снегу на прогулке, о чём мы разговаривали с зимой?
Ребёнок 1: Мы говорили: «Здравствуй, зимушка-зима!»
Ребёнок 2: А еще мы говорили: «Как хороша волшебница-зима!»
Воспитатель: Я думаю, что точно также радовалась и восклицала Снегурочка. В третьей части вы расскажите о том, как радовалась зиме Снегурочка.
Вспомните красивые и выразительные слова о зиме, которые лежат в волшебной шкатулке. Обязательно возьмите их в вашу сказку.
(Дети молча придумывают сказку, звучит музыка П.И. Чайковского «Зима»)
Воспитатель: Кто желает рассказать свою зимнюю сказку? (предполагаемые ответы детей)
Ребенок 1:
Жила-была Снегурочка. Проснулась она утром, посмотрела в окно и увидела.
На землю падал белый снег. Он был похож на вату. Деревья стояли в инее. Реку сковал лёд. Мальчики играли в хоккей. Девочки катались на коньках.
Снегурочка воскликнула: «Хороша волшебница-зима!».
Ребенок 2:
Жила-была Снегурочка. Проснулась она утром, посмотрела в окно и увидела.
На улице было белым-бело потому, что пришла зима. Она принесла подарки: метели, вьюги, лёд, сугробы. Эти подарки нужны детям, чтобы кататься на санках, лепить снеговика, строить снежную крепость.
Снегурочка очень обрадовалась снежной царице.
Ребенок 3:
Жила-была Снегурочка. Проснулась она утром, посмотрела в окно и увидела.
Наступила чародейка-зима. Снег накрыл землю, будто одеялом. Деревья надели белые шубы и шапки. На окнах мороз нарисовал волшебные узоры.
«Как красиво зимой», - подумала Снегурочка.
Воспитатель: Ребята, чья сказка вам понравилась больше всех? Почему?
Дети:
- Мне понравилась сказка Артёма, потому что в ней было три части. В его сказке зима принесла подарки.
- А мне понравилась Настина сказка, потому что в ней было много красивых слов о зиме.
- Мне было интересно слушать Вику, потому что зиму она назвала чародейкой. А снег сравнила с одеялом. Это очень красиво.
Воспитатель: Ребята, мне понравились все сказки. В них мы услышали много красивых, зимних слов. Все сказки состояли из трех частей (начало, середины и конца). Молодцы!
5. Практическая часть (коллективная работа).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам превратить ваши сказки в волшебные, зимние деревья так, чтобы у нас получился зимний лес.
(Дети садятся за столы, рассматривают материалы для работы).
Назовите материалы, которые лежат на столе.
Дети: На столе лежат белая гуашь, кисточка, листья пекинской капусты, цветной лист бумаги.
Воспитатель: На что похожи листья пекинской капусты?
Дети: Листья пекинской капусты похожи на деревья.
Воспитатель: Кто скажет, как нарисовать дерево при помощи этих листьев?
(Дети рассказывают порядок работы).
Дети: Надо густо нанести кисточкой на лист капусты белую гуашь. Потом перевернуть лист и приложить к цветной бумаге, прижать его рукой, аккуратно снять, получится отпечаток. Это и есть зимнее дерево.
(Дети рисуют зимнее дерево. Готовую коллективную работу воспитатель вывешивает на доску. Дети подходят к доске).
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети: У нас получился красивый зимний лес.
Воспитатель: А сейчас прошепчите свою сказку вашему дереву. (Дети шепчут в ладошки). Деревья долго будут хранить ваши красивые зимние сказки и рассказывать вьюгам и метелям.
6. Итог занятия.
Воспитатель: В какой сказке мы сегодня побывали?
Дети: Мы побывали в зимней сказке.
Воспитатель: Чем понравилось вам наше занятие?
Дети:
- Мне понравилось складывать в шкатулку красивые зимние слова.
- Мне понравилось придумывать зимнюю сказку.
- А мне понравилось рисовать зимнее дерево листьями пекинской капусты.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Каждому из вас Зима дарит веселые снежинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина» Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, позн...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."
Данный конспект открытого занятия был разработан и использован мною. Творческое рассказывание - очень интересный и сложный процесс совместно...
Творческий проект «Сказки Чуковского»
В марте 2012 года исполняется 130 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского – замечательного русского писателя, классика отечественной детской литературы, на чьих стихотворных сказках выросло не...
Творческий проект "Сказка о городе Дрезна" к фестивалю "Сказки г. Ликино-Дулёво"
В октябре 2011 года мы стали лауреатами фестиваля "Сказки г.Ликино-Дулёво". Вот такую сказку мы сочинили вместе с нашими воспитанниками, иллюстрации к ней были созданы детьми, а куклу и ковер сш...
Творческий проект «Сказки любим и читаем, в сказки весело играем!»
Дети старшего дошкольного возраста сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих...
Творческий проект "Сказка - ложь, да в ней намек..." (р.н. сказка "Теремок")
«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».В.А.Сухомлинский. Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надежд...
Познавательно- творческий проект "Сказка за сказкой"
: сформировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности....