консультация для педагогов "Использование мнемотехники для развития речи дошкольников"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Смирнова Александра Вячеславовна

К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому педагоги ставят перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня я хочу вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.mnemotehnika.docx20.99 КБ
Файл mnemotehnika.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15

г.о. Тейково  Ивановской области

 

Консультация для педагогов

«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Подготовила:

воспитатель

Смирнова А.В.

г.Тейково, 2019 год

    К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому педагоги ставят перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня я хочу вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

 Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Приемы мнемотехники начинают использовать на занятиях с детьми младшего возраста. Чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, ввести в обучающий процесс мнемоквадраты, из которых составляем мнемодорожку, из мнемоквадратов и мнемодорожек можно составить мнемотаблицы.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п., (черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна).

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы :

• являются дидактическим материалом по развитию речи;

• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывание загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.

Работа с такими таблицами строится по принципу от простого к сложному:

1. Рассматривание таблиц и разбор изображенных на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушках и по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа

В результате использования мнемотаблиц у детей расширяется круг знаний; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость.

Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и мнемотаблицы, тем лучше разовьется связная речь, а она является важным показателем умственных способностей ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К . Д. Ушинский

Слайд 2

Что такое мнемотехника Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 3

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Наглядность . План высказывания

Слайд 4

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .

Слайд 5

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

Слайд 6

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение .

Слайд 7

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Слайд 8

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)

Слайд 9

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются: * при составлении рассказов, * при пересказах художественных произведений, * при проговаривании чистоговорок и скороговорок, * при отгадывании и загадывании загадок, * при заучивании стихотворений.

Слайд 10

Работа по мнемотаблицам проходит в три этапа. 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: О существляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Слайд 11

Составление рассказа

Слайд 12

Пересказ художественных текстов

Слайд 13

Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Слайд 14

Проговаривание скороговорок

Слайд 15

Отгадывание загадок

Слайд 16

Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

Слайд 17

Заучивание стихотворений

Слайд 18

Заучивание стихотворений

Слайд 19

Заучивание стихотворений

Слайд 20

Заучивание стихотворений

Слайд 21

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж ( Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) (

Слайд 22

Коллаж – это объединение на одном листе ( фланелеграфе ) картинок, букв, цифр, фигур, которые связаны одной темой и целью.

Слайд 23

Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. Схема описания игрушки

Слайд 24

Схема составления рассказа

Слайд 25

Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.

Слайд 26

Мнемотаблицы , отображающие последовательность действий .

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица – один из видов мнемотехники в развитии речи дошкольников

Обзорная консультация для педагогов и спользованием ИКТ, знакомящая с одним из видов МНЕМОТЕХНИКИ - мнемотаблицами. Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/TKT6SW...

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Мнемотехника в развитии речи дошкольников"

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...

Консультация «Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация для педагогов «Использование методов мнемотехники  в развитии речи дошкольников» с презентацией....

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "...

Методические рекомендации «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников с задержкой психического развития»

Использование мнемотехники открывает для воспитателей много возможностей. Цель: данных методических рекомендаций – оказать помощь педагогам практикам ДОУ в построении алгоритма работы с мне...