Открытое методическое объединение по нравственно-патриотическому воспитанию "Ой, вы гости, господа!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
"Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным" К.Д.Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gl_otchet.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ № 11 «ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
ОТКРЫТОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Тема «Ой, вы гости, господа»
Подготовительная группа № 3
Подготовили
Воспитатель старшей группы Козлова С.С.
Воспитатель старшей группы Волгапкина О.С
Балабаново 2015 год
Познавательно-речевое направление, социально-личностное направление.
Образовательная область-познание
Интегрируемые образовательные области-познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физкультура.
Цель – познакомить детей с народными обычаями и традициями приёма гостей на Руси.
Задачи:
1.Образовательные
- закрепить знания детей о быте русского народа (изба, печь, предметы кухонной утвари).
- закрепить знания о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения.
-закрепить знания о различных жанрах устного народного творчества (песни, хороводы, игры, пословицы, поговорки). Обратить внимание на красоту и особенности русского языка, активизация употребления в разговорной речи пословиц, поговорок;
-познакомить детей с образом жизни славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия - страна с многовековой историей.
-познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как они защищали Русь.
Развивающие:
- развивать мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари,
-развивать эстетическую и эмоциональную стороны речи,
-развивать творческие способности, воображение, внимание, память,
- развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральную деятельность,
- развивать интонационные и выразительные компоненты речи.
- совершенствовать слуховое восприятие.
Воспитательные
- воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре России,
- воспитывать любовь к труду взрослых людей,
- формировать добросовестное отношение к своему творческому заданию,
-формировать досуговой культуру общения, укрепление коллективистских связей, дружеских привязанностей в группе,
- способствовать улучшению психологического климата в коллективе.
Словарная работа: народный костюм, льняная ткань, сарафан, пояс, опояска, рубаха-косоворотка, опоясываться, кокошник, оберег, лапти, красный угол, изба, веретено, русская печь, прялка, ухват, котелок, метла, рушник, радушье, хлебосольство, каравай, посиделки, светелка, горница, небосвод, лучина, не тесновато, пословицы, посеешь, пожнешь, лень портит, труд кормит, почитают, величают, житье-бытье, непроходимые, предки, славяне, вождь, племя, Русь, богатыри, сенокос, жатва, серп, колосья, сноп, лён, льняные нити, косоворотка, вышивка, подпоясались, опоясок, тесьма, почётный, благословляли, трапезничали, обряд, частушка, завалинка, журавель, солдатушки, воинская доблесть, потешницы, потешки, пирог-разгоняй, одаривание, неприкосновенный.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Беседа о старинных женских головных уборах. Рассматривание иллюстраций Древней Руси, русских городов и русичей в национальных костюмах. Знакомство с частушками, пословицами, потешками, поговорками. Чтение русских народных сказок и произведений малого фольклора, роспись русского народного костюма, игры – драматизации по мотивам русских народных сказок, создание мнемотаблиц по русским народным сказкам, организация подвижных русских народных игр, слушание русских народных песен и сказок, разучивание русской народной забавы «Длинноногий журавель», организация народных игр «Заря», «Горелки», знакомство с значение красного угла в избе.
Демонстрационный материал: оформление в стиле русской горницы с "красным" углом. Стол накрыт белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями, бублики в вязке. Слева – имитация русской печки, возле печки прялка. Немного в стороне – столики с выставкой изделий народных промыслов: хохлома, городец, жост, платки павлово-посадские, матрёшки и т. д., презентация «История Руси», презентация «Красный угол», презентация «Русская изба»
Методы работы - наглядный, слуховой, игровой, практический, словесный.
Приёмы работы - рассказ, беседа, чтение стихотворений, вопросы разного типа, уточнения, повторы слов детьми, использование игровых моментов –народные игры («Заря-зарница», «Канат», объяснение, выводы, разучивание частушек, , поговорок, пословиц, песенное творчество, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей, ознакомление с произведениями народного творчества (росписи, скульптура, вышивка и т.п.), обогащение и стимулирование детского творчества.
Вид деятельности: совместная деятельность воспитателей и детей, самостоятельная деятельность детей.
"Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"
К.Д. Ушинский
"Рыбам вода, птицам воздух, а человеку отчизна вселенный круг".
Русская пословица
Оформление в стиле русской горницы с "красным" углом. Стол накрыт белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями, бублики в вязке. Слева – имитация русской печки, возле печки прялка. Немного в стороне – столики с выставкой изделий народных промыслов: хохлома, городец, жост, платки павлово-посадские, матрёшки и т. д.
Ход деятельности
Звучит русская народная песня.
На сцену для обращения к гостям в зале выходит хозяйка горницы и две дочери (младшая и старшая)
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные! Рады видеть вас в своей светлице. Благодарное слово вам, что вы песни и пляски народные бережёте, слово русское храните, не забываете ремесло традиционное, потому как в этом скрыта душа народа, отчий край.По обычаям российским всем гостям поклон наш низкий! (Кланяются).
Старшая дочь-
Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты -
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим.
С ним чайку всегда попьём.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом!
Младшая дочь-
Мир вам, люди дорогие, вы явились в добрый час.
Встречу тёплую такую мы готовили для вас.
Хлебосольством и радушьем знаменит калужский край.
Здесь для вас и песни русские, и медовый каравай.
И места всегда почётные за обеденным столом,
Ведь сегодня радость светлая входит в наш прекрасный дом!
Звучит русская народная песня.
Мать и дочери проходят в горницу, садятся за стол. Мать прядет, старшая дочь вяжет, младшая - вышивает. Исполняют песню «Ночка луговая».
Диалог после исполнения песни матери и дочерей.
Старшая дочь: - Ох и вечер больно долог, насчитаю сорок ёлок, то на лавке посижу, то в окошко погляжу, позову-ка я ребят на посиделки
Младшая дочь - Матушка, а что такое посиделки?
Хозяйка - На завалинке, в светёлке,
Иль на брёвнышках, каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Добрым чаем угощались,
А играли как! В горелки!
Ах, горелки, хороши!
Словом эти посиделки
Стали праздником души!
Младшая дочь-А что матушка , не позвать ли нам подруг на посиделки. Будут песни, будут игры, будут пляски.
Хозяйка - и то, правда
Старшая дочь встает и говорит-
Эй девчонки-веселушки, озорные хохотушки!
Эй, ребята, молодцы, озорные удальцы!
Приходите поплясать, долгий вечер скоротать!
Раздается стук. Входят три девочки и один мальчик. Кланяются хозяевам.
Хозяйка: - Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Гость в дом, бог в дом.
Дети: - Здравствуйте, хозяева! Спасибо, хозяюшка, что позвала нас в гости. В избу твою жаркую м ы пришли с подарками.
Дарят бусы и платки.
Хозяйка: - за подарки спасибо и низкий поклон вам.
Старшая дочь: - Ой вы гости, что стоите да на лавочке посидите!
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Девочка: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Младшая дочь: В тесноте – не в обиде.
(хозяева тоже усаживаются)
Хозяйка - Давайте-ка красны девицы вспомним пословицы о труде , а я пока тесто на пирог поставлю!
Хозяйка ставит тесто. Дети по очереди говорят пословицы.
-Добрая пословица к слову молвится
- Что посеешь, то и пожнешь
-Дерево узнают по плодам, а человека по делам
-Без хозяина -земля сирота
-Труд кормит - а лень портит
- Кого почитают, того и величают. Хлебом – солью встречают! »
Хозяйка: - Молодцы ребята! Как много вы знаете пословиц русских!
Звучит заморская музыка. Входят заморские гости.
Гости:- Здравствуй, хозяюшка! Здравствуйте, красны девицы!
Кланяются от левого плеча.
Хозяйка: – Здравствуйте гости дорогие! Веселья вас и радости. Проходите в горницу за столы дубовые. На красное место с почетом и уважением. Милости просим.
Садятся за столы.
Старшая дочь: - Ой, вы, гости – господа. Долго ль ездили? Куда? И зачем вы к нам явились?
Гость: - Мы объехали весь свет. За морем житье не худо, вот решили к вам попасть. На житье - бытие ваше посмотреть, и узнать, кто же такие русские люди? Какого роду – племени? И что это за Русь Великая?
Дети по очереди рассказывают гостям историю Руси. Идет презентация.
Дети:- (рассказы) – давным-давно, на месте городов и деревень находились непроходимые леса и болота. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них и были наши предки, которые назывались славяне. Были они высокого роста, светловолосые, голубоглазые.
Дети:- Славяне отличались необыкновенной силой. Жили славяне племенами. Управляли племенем вожди. Это были храбрые воины. Мужчины часто защищали свои земли от врагов.
Дети:- Славян часто называли Русью. Поэтому их земли стали русской землёй или Русью. Русы славились богатырской силой, об их подвигах слагали сказки. Слава о богатырях дошла до наших дней.
Дети:- Славились славяне трудолюбием. Летом с утра до вечера- на лугу или в поле. Надо выкосить луг, высушить сено. Заканчивался сенокос- поспевала жатва. Серпом колосья срезают, да в снопы связывают.
Дети: - Одежда наша простая, удобная и красивая. Материю ткут из льняных нитей, а нити получают изо льна. Женская одежда состоит из кофты – рубахи и разноцветных сарафанов. Красный цвет ткани – тепло, праздник. Желтый цвет обозначает богатство, цвет солнца; голубой – символ неба, молодости; коричневый означает землю – кормилицу. Ворот и рукава кофты украшаем вышивкой из нитей «мулине».
Дети:- Мужчины носят длинные рубахи, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава невозможно работать. Воротник у такой рубахи скроен косо, сбоку. И поэтому она называется «косоворотка». Рубаха украшена вышивкой на вороте, рукавах и по низу. Подпоясываемся мы опоясками. Их плетем из кожи, тесьмы, или шьем из ткани.
Дети: - Славяне-очень веселый задорный народ, ни один праздник или посделки не обходились у них без игр и забав! Дорогие гости, а давайте поиграем с вами в нашу любимую народную игру «Заря»
Игра «Заря-зарница».
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» - ходит сзади с лентой. Дети поют:
- Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится «зарей».
Возвращаются за стол
Гости: - Как много вы знаете о земле своей, молодцы ребята! А зачем вы нас посадили в «красный угол»? Его что, красной краской красят?
Старшая дочь: - Красный, значит красивый. В этом месте принимают гостей, отмечают праздники.
Идёт презентация.
Младшая дочь: - В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой.
Раздается стук в дверь. Входят 2 мальчика и 2 девочки.
Дети: -Здравствуйте, хозяева и гости дорогие!
Хозяйка: - Люди добрые. Прибыли вы к нам нежданно-негаданно, а попали на посиделки. А посиделки на Руси проходят весело, с песнями, плясками. Так послушайте же гости дорогие, частушки наши озорные! (дети исполняют частушки).
Девочка:-
Мы частушек много знаем
И хороших и плохих.
Интересно тем послушать,
Кто не знает никаких.
Мальчик:-
Если б не было воды -
Не было б и кружки.
Если б не было девчонок -
Кто бы пел частушки?
Мальчики. Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки. Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
Мальчик:-
Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь:
«На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь».
Девочка:-
Я сидела на окошке
Ехал милый мой на кошке
Стал к окошку подъезжать
Не мог кошку удержать
Мальчик:-
Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас,
Повезу свою подружку
Всем соседям напоказ.
Девочка:-
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи.
Девочка:-
Заиграй-ка балалайка
Балалайка, три струны
Подпевай-те, не зевайте
Выходите плясуны!
Мальчик: Что-то пляска не видна?
Девочка: Нет, неверно, вот она!
Мальчик: Плясуны не хороши!
Девочка: Сам пойди, да попляши!
Мальчик: Мы присядем, ногу в бок!
Девочка: А мы ногу на носок!
Мальчик: Топотушками пойдем!
Девочка: А мы сядем отдохнем!
Мальчик: С вами мы плясать пойдем!
Девочка: Лучше после отдохнем!
Хозяйка: -молодцы, ребята. Я вот весною на завалинке, а зимой в горнице посиживала. Сижу, на народ гляжу, все всегда запоминаю и в копилку собираю. Вот моя корзинка-копилка.
Сяду рядышком на лавке
Вместе с вами посижу
Загадаю вам загадки
Кто смышленее погляжу
1.Кто приходит, - кто уходит, -все её за ручку водят(дверь)
2.Межи деревянные, - а поля стеклянные
3.В избе-изба, на избе-труба, зашумело в избе, загудело в трубе, видит пламя народ, а тушить не идет (печь)
4.Под крышей 4 ножки, а на крыше суп да ложки (стол)
В небо дыра, в землю дыра, а в середине-огонь да вода(самовар)
5. сама не ест, а всех кормит (ложка)
В брюхе баня, в носу-решето, на голове-пуговица, одна рука - и та на спине(чайник)
Хозяйка:- в доме сидим, друг друга веселим. Собирайся народ на пляксу!
Русская народная забава «Долговязый журавель»
Раздается стук.
Хозяйка:-Кто-то в нашу дверь стучится.Дверь открыта! Заходите люди добрые!
Под песню «Солдатушки бравы ребятушки» заходят 4 мальчика.
Маршируют и кричат хором перекличку:
Сторонись,честной народ
Не пыли, дорожка
Добры молодцы идут
Посидеть немножко.
Солдаты-Здравия желаю, хозяйка! Принимай Молодцов.
Хозяйка: - Гость на пороге-хозяину радость!
Хозяйка: - Ну ка молодцы, подравняйтесь! А ну бойцы расскажите, как в народе говорят про воинскую доблесть
1мальчик: Трудно в учении - легко в бою.
2мальчик: Кто храбр - тот жив.
3мальчик: Сам погибай, а товарища выручай.
4мальчик: Друг за дружку держаться-ничего не бояться.
Хозяйка - Гости дорогие, не хотите ли померяться силой с нашими молодцами. Давайте пойграем в игру «Перетяни канат»
Хозяйка: -кажется кто то еще в гости к нам идет….
Забегают под веселую музыку Даниловна и Гавриловна
(Под веселую русскую мелодию входят две бабушки – Гавриловна, Даниловна).
Даниловна: Мы тут песни услыхали и к вам в гости прибежали!
Гавриловна: Где песни поют, там весело живут. Правда, Даниловка?
Даниловна: Правда, Гавриловка!
Вместе: Здравствуйте, ребята! Мы потешницы старушки, неразлучные подружки!
Даниловна: Я – бабушка Даниловна!
Гавриловна: Я – бабушка Гавриловна!
Вместе: Неразлучные подружки, мы живем в одной избушке!
Даниловна:
В лесочке, в лесочке
Избушка на кочке
Блинами оббита,
Оладьями крыта!
Гавриловна:
Ограда кругом –
пирожки с творогом.
Нынче мы расскажем в лицах
веселые небылицы!
Гавриловна:
Сел комарик на дубочек
На еловый, на пенечек,
Свесил ножки на лесочек,
Сунул носик под листочек!
К вам у нас один вопрос –
Кто потешек знает воз?
Мальчик и девочка рассказывают потешки
-Андрей-ка, детка, о чём плачешь?
-Об ворота головой ударился
-Когда это случилось?
-Вчера.
-А что же ты сегодня плачешь?
-Да вчера дома никого не было!
Два мальчика рассказывают потешку
-Где ты был, брат Иван?
-В горнице!
-Что делал?
-Да Петру помогал.
-А Пётр что дела?
-Да на печи лежал.
Две девочки рассказывают потешку.
-Здорово,кума!
Да на рынке была!
Никак глуха?
Купила петуха!
Прощай, кума!
Пять рублей дала!
Гавриловна:- Вам спасибо за уменье, за улыбки, за веселье!
Даниловна:-
Хорошо мы посидели
Отдохнули хорошо
Хоровод мы заведём
Дружно спляшем и споём!
Исполняется русская народная песня «»
Хозяйка :- А вот и пирог мой готов- «Разгоняй»-называется! На Руси был такой обычай. ВЕЖЛИВЫЙ. Ведь гость на Руси свят и неприкосновен. А тут и прощание, и одаривание пирогом.
Принимать вас- не забота
Не тяжёлая работа
Принимать мы вас готовы!
Будьте счастливы, здоровы!
А по сердцу вам придётся,
Огонечек вновь зажжётся
В наш уютный уголок
Заходите на часок!
Все участники кланяются, прощаются и уходят.
Вывод:
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Основной целью патриотического воспитания является воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. В данном мероприятии по воспитанию патриотизма у детей использовались произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. . Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетенные в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты, закрепляя свои знания о традициях приёма гостей на Руси. Через все игры основной чертой проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей. Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребенка, лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что она связана с игрой.
Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.
Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме, поскольку считаем, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию.
Былины как средство приобщения детей к устному народному творчеству....
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Моя семья" (средняя группа).
Цель: формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе.Задачи:1. Формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает.2. Развивать мелкую моторику, обогащать ...
Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
План открытой недели по проведению нравственно – патриотических мероприятий. «Шаги великой победы». В старшей группе.
План открытой недели по проведению нравственно – патриотических мероприятий. «Шаги великой победы». В старшей группе....
Открытое методическое объединение по нравственно-патриотическому воспитанию "Мы-веселые матрешки"
Русскася матрешка-настоящее чудо света и прежде всего очень полезная игрушка для детей. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Матрешка способствует координации...
Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, список литературы для педагогов и детей...
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Открытие мини-музея «Народы России»»
Цель: Расширение знаний детей о Родине. Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами на...