Использование «синквейна» в речевом развитии старших дошкольников
статья

Куликова  Анастасия  Евгеньевна

В современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания. Во ФГОС «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших.Современная педагогика отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при регулировании процесса речевого развития. И здесь на помощь может прийти методика составления синквейна, которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности со старшими дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование «синквейна» в речевом развитии старших дошкольников

В работе с дошкольниками огромное внимание уделяется и уделялось развитию речи. Многие известные педагоги, писатели, философы, таких как Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов и другие, высказывали мысли о необходимости развития речи у детей. В современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания. Во ФГОС «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Невозможно полноценное развитие детей в любой из образовательных областей без развития речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Современные родители очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения, чаще заменяя его компьютерами, телевидением и др.. Наверное, именно поэтому, современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз общее недоразвитие речи. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Современная педагогика отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при регулировании процесса речевого развития. И здесь на помощь может прийти методика составления синквейна, которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности со старшими дошкольниками.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», и переводиться как «стихотворение пяти строк». Синквейн - нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определёнными правилами.

Правила синквейна таковы:

1- я строка - Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2- я строка - Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3- я строка - Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4- я строка - Фраза из нескольких слов (предложение), показывающая отношение к теме

5- я строка - Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).

В чём же его эффективность и значимость?

  1. Его простота. Синквейн могут составить все.
  2.  В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои  интеллектуальные возможности.
  3. Синквейн является игровым приемом.
  4.  Составление синквейна используется как заключительное задание   по пройденному материалу.
  5. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
  6.  Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  7.  Синквейн учит краткому пересказу.
  8.  Синквейн помогает развить речь и мышление.
  9.  Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие  помогает самовыражению детей, через сочинение собственные нерифмованных стихов.
  10.  Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  11.  Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  12. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Для детей старшего дошкольного возраста, которые еще не могут читать, предлагается алгоритм в виде схемы (Приложение 1), по которой они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе со взрослыми.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Приложение 1.

Условные обозначения слов для составления синквейна детьми:

  - Слово – живой предмет (кто?)

 - Слово – неживой предмет (что?)

  - Слово – определение (какая? какой? какое? какие?)

   Слово – действие (что делает? что делают?)

 - Предложение.

 - Слово – ассоциация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

Использование синквейна в речевом развитии

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк...

Использование синквейн-технологии (метода) в речевом развитии старших дошкольников

Популяризация применения синквейн-технологии (метода) в работе с дошкольниками....

Презентация "Использование технологии синквейн в речевом развитии старших дошкольников"

Одной из интересных  и  эффективных методов  технологии, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи воспитанников, является технология син...

Использование «синквейна» в речевом развитии старших дошкольников

В статье рассказывается о методике составления синквейна, которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности не только с младшими школьниками, но и ...