Использование «синквейна» в речевом развитии старших дошкольников
статья
В современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания. Во ФГОС «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших.Современная педагогика отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при регулировании процесса речевого развития. И здесь на помощь может прийти методика составления синквейна, которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности со старшими дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование «синквейна» в речевом развитии старших дошкольников | 355.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование «синквейна» в речевом развитии старших дошкольников
В работе с дошкольниками огромное внимание уделяется и уделялось развитию речи. Многие известные педагоги, писатели, философы, таких как Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов и другие, высказывали мысли о необходимости развития речи у детей. В современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания. Во ФГОС «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Невозможно полноценное развитие детей в любой из образовательных областей без развития речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Современные родители очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения, чаще заменяя его компьютерами, телевидением и др.. Наверное, именно поэтому, современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз общее недоразвитие речи. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Современная педагогика отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при регулировании процесса речевого развития. И здесь на помощь может прийти методика составления синквейна, которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности со старшими дошкольниками.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», и переводиться как «стихотворение пяти строк». Синквейн - нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определёнными правилами.
Правила синквейна таковы:
1- я строка - Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
2- я строка - Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3- я строка - Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4- я строка - Фраза из нескольких слов (предложение), показывающая отношение к теме
5- я строка - Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).
В чём же его эффективность и значимость?
- Его простота. Синквейн могут составить все.
- В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственные нерифмованных стихов.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Для детей старшего дошкольного возраста, которые еще не могут читать, предлагается алгоритм в виде схемы (Приложение 1), по которой они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе со взрослыми.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Приложение 1.
Условные обозначения слов для составления синквейна детьми:
- Слово – живой предмет (кто?)
- Слово – неживой предмет (что?)
- Слово – определение (какая? какой? какое? какие?)
Слово – действие (что делает? что делают?)
- Предложение.
- Слово – ассоциация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»
С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...
Использование синквейна в речевом развитии
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк...
Использование синквейн-технологии (метода) в речевом развитии старших дошкольников
Популяризация применения синквейн-технологии (метода) в работе с дошкольниками....
«Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»
О новой инновационной технологии...
Презентация "Использование технологии синквейн в речевом развитии старших дошкольников"
Одной из интересных и эффективных методов технологии, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи воспитанников, является технология син...
Консультация для воспитателей "Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников"
Синквейн – один из эффективных и значимых методов развития речи детей....
Использование «синквейна» в речевом развитии старших дошкольников
В статье рассказывается о методике составления синквейна, которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности не только с младшими школьниками, но и ...