Приложение к проекту " Работа с библиотекой"
проект по развитию речи (старшая группа)
Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, домов творчества и так далее.
Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в ряд задач государственной важности. А также повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально – экономических условий. В ситуации острого дефицита общения, снижения востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных ценностных запросов многих семей педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально – активными.
Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества.
Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир.
Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.
Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_rabote_s_bibliotekoy.docx | 103.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
ПРОЕКТ
по созданию в дошкольном учреждении
по речевому развитию
«Расширение социокультурного простраства ДОУ на основе
взаимодействия с детской библиотекой»
Введение
«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».
К. Д. Ушинский
Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, домов творчества и так далее.
Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в ряд задач государственной важности. А также повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально – экономических условий. В ситуации острого дефицита общения, снижения востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных ценностных запросов многих семей педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально – активными.
Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества.
Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир.
Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.
Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Актуальность
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие.
Совместно с сотрудниками библиотеки мы обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе детской библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.
Проект позволит интегрировать сведения из различных областей знаний, связан с речевой деятельностью, кроме того, открывает большие возможности в организации совместной творческой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Проблема
В настоящее время одной из самых наболевших проблем современного общества является проблема не читающей молодежи. Каждый человек должен понимать, чего он лишается, не читая книг. По сравнению с предыдущими поколениями, нынешняя молодежь имеет совершенно иные нравственные ориентиры и культурные ценности, а желание познавать жизнь через увлекательный мир литературы разных народов, вытесняется другими интересами.
Во-первых, последствия этой проблемы могут оказаться плачевными не только для самого человека, но и для общества и страны в целом.
Во-вторых, отсутствие грамотности, отсутствие духовного развития и воображения - не менее печальные последствия, приводящие к деградации.
Однако, не читающие люди лишены всего этого. Если наши современники еще в состояние изменить ситуацию в лучшую сторону, то поколение наших детей не сможет этого сделать, так как будет равняться на своих родителей. Утрата ценности чтения - это колоссальнейшая потеря, которую никакое другое занятие восполнить не сможет. Допущение ее может привести также к утрате национального самосознания, сделав из народа настоящих животных.
«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Детское дошкольное учреждение как раз знакомит детей с лучшими произведениями и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.
Новизна проекта:
Установление взаимодействия детей, родителей, сотрудников библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.
Цель проекта: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой .
Задачи реализации проекта:
1.Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
4. Развивать познавательный интерес у детей к объектам и явлениям окружающего мира, формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления.
5. Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор детей.
6. Формировать ценностные ориентиры дошкольников через знакомство с культурой и традициями родной страны, формировать семейную, гражданскую принадлежности, развивать патриотические чувства.
Вид проекта: (образовательный и социально- просветительский)
Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, воспитанники МАДОУ «Золушка», сотрудники детской библиотеки.
Формы осуществления преемственности:
-экскурсии в библиотеку;
-знакомство и взаимодействие с библиотекой;
-посещение мини-музея библиотеки;
-выставки рисунков и поделок;
-участие в театрализованной деятельности;
-совместные праздники.
-участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;
Этапы проекта
Подготовительный этап:
Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой;
анализ объектов социума для определения целесообразности;
установления социального партнерства;
установление контактов с организацией;
определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Практический этап:
Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой;
составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и детской библиотекой.
Завершающий этап:
Цель: оформление результатов проекта презентацией, представление
презентации проекта детям, родителям, педагогам.
Основные принципы и подходы
к формированию речевого и познавательного развития.
Принцип личностно-ориентированного общения системности, последовательности и непрерывности (мероприятия с детьми проводятся систематически, с обязательным закреплением полученных знаний в совместной деятельности) сотрудничества (тесное взаимодействие с семьей, сотрудниками детской библиотекой, педагогами).
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных, речевых, художественно – эстетических интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к окружающему миру: воспринимать, подражать, комбинировать, рисовать, инсценировать, драматизировать, слушать, рассматривать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с окружающим миром, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, художественно – эстетического, речевого и познавательного
развития, наглядно–образный принцип (всегда присутствует оформленная выставка книг, книжные уголки в группах ДОУ)
Для нас было важно, чтобы работа по проекту шла параллельно реализации образовательной программы нашего ДОУ. Такой подход позволил нам не только закреплять и систематизировать программный материал, но и углублять полученные знания, поддерживать высокий уровень мотивации в их получении.
Срок реализации проекта: ( Май – Август 2016 г.)
Предполагаемые результаты:
Дети | Педагоги | Родители |
1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой. 2. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение) различать доступные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. 3.Расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека. | 1. Приобретение педагогами нового опыта по развитию интереса к художественной литературе дошкольника. 2. Пополнить развивающую среду в группах детского сада. 3.Сформировать банк методических материалов по теме проекта. | 1. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. 2.Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом, родителями и библиотекой, в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению. 3. Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по художественной литературе в группах. 4. Участие в совместных мероприятиях по художественной литературе. |
Условия реализации проекта:
Главное, считаем мы, помочь сформировать эмоционально положительное отношение детей к окружающему миру, мотивировать к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель педагоги дошкольного образовательного учреждения и сотрудники детской библиотеки. Книги сопровождают человека с первых лет жизни. Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие современного ребенка. Часы, проведенные в библиотеке, хорошее подспорье для родителей и детей.
Материально-техническая база:
Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:
- книжные уголки в группах;
- уголки театрализации;
- уголки ряженья;
- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации,
- иллюстрации, фотографии, картины писателей и поэтов;
- библиотека книг художественной и познавательной литературы;
- ИКТ.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература;
- периодическая печать;
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
- сайт ДОУ;
- фотоотчёты;
- публикации в журналах.
Основные формы и режим занятий
Реализация данного проекта будет осуществляться в рамках посещения детской библиотеки. Состав посещения не ограничивается какими-либо рамками и требованиями к участникам. В него практически могут входить все желающие. Наша задача – заинтересовать посещением детской библиотекой всех. Посещения проводятся в соответствии с перспективным планом.
Перспективный план работы МАДОУ «Золушка» с детской библиотекой.
№ п/п | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями | Совместная работа с педагогами групп и детской библиотекой | Сроки проведения |
1. | Беседа с детьми на тему: «Моя любимая книга» (педагогическая диагностика на начальном этапе работы над проектом) | «Книжкина больничка» (Ремонт книг в группах) (Постоянно) | Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома» Помощь в организации развивающей среды | Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников и их группы к проекту. | Май 2018г. |
2. | Беседа «Зачем нужны книги». | Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами» Изготовление книжек-малышек для детей 2 младшей группы | Оформление стенгазеты в ДОУ «Книга - наш друг и учитель» Акция «Подари книгу другу». | Организация выставки книг (художественной, научной, познавательной и т.д.) в детском саду (Педагоги старших групп). Расскажем детям о войне», литературно-музыкальная композиция. | Май 2018г. |
3. | Беседа о профессии библиотекарь (подготовка к сюжетно-ролевой игре «библиотека») | Подбор материала и необходимых атрибутов к игре. | Изготовление атрибутов для с/р игры. | Организации книжного уголка «Мир книги» Подбор книг с произведениями детских писателей по программе. (Педагоги старших групп) | Июнь 2018г. |
4. | Чтение стихотворений о лете. | Совместная работа по подбору материала для мини - музея книги. | Оформление мини-музея детской книги. | «У леса на опушке», театрализованная игровая программа | Июнь 2018г. |
5. | Чтение знакомых сказок А. С. Пушкина. Чтение сказок Андерсена. Чтение стихотворений Д. Хармса. Заучивание стихотворений о лете. | Расскажем стихи руками. Что за прелесть - эти сказки!» (показ кукольного спектакля для младших групп ( Дети старших групп) | Чтение рус.нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная». Консультация: «Как привить ребёнку любовь к чтению» «Книга – мой друг». Оформление фотоальбома | Знакомство с новыми книгами в библиотеке детского сада «Читаем сами» (Педагоги старших групп) «Чтобы беды не случилось», урок безопасности. | Июль 2018 г. |
6. | Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей» | Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». | Досуг – конкурс «Самая читающая семья». | «Приключения весёлых туристов», физкультурное занятие. | Август 2018 г. |
Содержание деятельности
Работа с детьми:
Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – знакомство дошкольника с художественным словом.
Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала.
Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т.д.
Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетические представления.
Работа с педагогами:
Необходимо сказать, что главными условиями осуществления эффективного руководства эстетическим воспитанием дошкольников средствами литературы являются, прежде всего, эстетическая воспитанность и образованность самого педагога.
В ДОУ разработана система работы по эстетическому воспитанию дошкольника средствами литературы и по развитию навыков чтения старших дошкольников.
По направлению работы с педагогами запланированы следующие этапы:
Выявление уровня профессиональной компетентности педагога и их потребности в инновационных педагогических знаниях по данному направлению.
Реализация поставленных задач, знакомство с различными формами и методами работы.
Динамика повышения профессиональной компетентности по вопросам эстетического развития и знания методики художественной литературы, её влияние на качество педагогического процесса в ДОУ.
Работа с родителями:
Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях ДОУ.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.
С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.
Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.
Разные формы сотрудничества с родителями воспитанников включает 3 этапа:
1. Просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества.
2. Реализация системы сотрудничества с родителями по развитию навыков чтения старших дошкольников, установление с ними партнёрских отношений.
3. Анализ эффективности мероприятий, которые будут проводиться в летний период.
Ожидаемые результаты:
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа всех участников проекта — детей, родителей педагога и детской библиотеки по формированию социальной компетентности у детей старшего возраста мы сможем повысить уровень усвоения социальной информации, а именно знание традиций праздников своей семьи, о добре и зле, дружбе, элементарных основ ЗОЖ, о труде взрослых и разных профессиях, этические качества.
Читать книги полезно потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.
У детей сформировать интерес к книге, потребность в чтении (слушании) книг, улучшить восприятие, память, речь;
повысить интерес родителей к данной форме обучения и развития дошкольников: записать своих детей в библиотеку;
тесному контакту всех субъектов педагогического процесса, формированию детско-взрослого сообщества, позитивные взаимоотношения с окружающими людьми.
Сотрудничество с детской библиотекой, по нашему мнению, это эффективный способ оказания помощи семье и ребенку в социализации с ориентацией на основные ценности отечественной культуры.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Продолжать слушать литературные произведение формировать у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.
Всё это необходимо делать для того, чтобы
- формировать интерес и потребность в чтении (восприятии ) книг;
- развивать литературную речь, художественное восприятие и
эстетический вкус, расширять кругозор воспитанников;
- формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства
С культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками
семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.
В заключении хотелось бы сказать, перефразировав известную поговорку – «Чтение свет, а не чтение тьма!»
Тесный контакт библиотеки с детскими садами и родителями, несомненно, активизирует в дошкольнике будущего читателя. Нас радует положительная динамика роста численности читателей, повышение их спроса на книжную продукцию и периодику.
Заключение
Реализация социального проекта по взаимодействию ДОУ с детской библиотекой позволит:
- расширить детскую и взрослую аудиторию библиотеку (в том числе руководителей детского чтения – родителей, воспитателей, педагогов ДОУ);
- укрепить имидж детской библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка;
- внедрить новые формы работы;
- укрепить связи ДОУ с детской библиотекой, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;
- формировать модели взаимодействия внутри ДОУ - РЕБЁНОК - РОДИТЕЛЬ - ДЕТСКИЙ САД - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.
Информационные ресурсы:
1.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». М., 1966г.
2.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду.
« От рождения до школы» М., 2010 г.
3.Гербова В.В «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005г.
4.Гербова В.В. «Учусь говорить». М., 2003г.
5.Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. М., 2006г.
6.Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». М., 2006г.
7.Горбушина Л.А. «Выразительное чтение и рассказывание». М., 1983г.
8.Гриценко З.А. «Положи твоё сердце у чтения», М., 2004г
9.Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»,М.,2004г.
10.Гурович Л.М. «Ребёнок и книга», СПб., 1999г.
11.Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М., 2008г.
12.Жуковская Р.И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М., 1972г.
13.Иванова О.А «Учимся читать художественную литературу» М., 2005г.
14.Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 1997г.
15.Панков В.И. «Ваши помощники книги». М., 1978г.
16.Сахипова З.Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1987г
17.Стрельцова Л.Е «Литература и фантазия». М.,1997г.
18.Тимофеева И.Н «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб., 2000г.
19.Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000г.
20.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой», М., 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)
Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...
т - ПАМЯТКА - БУКЛЕТ (приложение к опыту работы)
СТЁРТЫЕ (или минимальные) ФОРМЫ ДИЗАРТРИЙ...
Приложения к проекту "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"
В приложениях к проекту представлено содержание игр в сопровождении авторских фотографий, перспективное планирование используемых на занятиях дидактических игр, сравнительные показатели уровня развити...
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ "КЕМ РАБОТАЮТ НАШИ РОДИТЕЛИ?"
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ "КЕМ РАБОТАЮТ НАШИ РОДИТЕЛИ?"...
Работа с социумом. план работы с библиотекой Книга 03
держим тесную связь с городской библиотекой 03 и управой Центрального округа г. Якутска. Наши дети активно участвовали во всех конкурсах, занимали призовые места....
Опыт работы по теме «Формирование словаря детей седьмого года жизни через разные современные формы работы с библиотеками города и интернет - сервисом»
Делюсь опытом работы по развитию речи детей подготовительной группы....
"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...