Консультация для родителей. «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
консультация
Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и ее педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных затруднений в обучении, помогут сформировать навык письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развивается и детский мозг (память, внимание, а также словарный запас вашего малыша).
Термин мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенчества, на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после развиваются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен правильно держать предмет и использовать его.
Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, которые способствуют развитию координации и совершенствуют двигательные навыки. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, что бы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Рекомендуется использовать упражнения и игры, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца). На ладонях и пальцах находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными, дабы работало как можно больше пальцев – и как можно чаще. А наша с вами задача – сделать такого рода работу еще и интересной.
Таким образом, выполняя пальчиками и кистью различные упражнения ребенок приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие, и развитие мышления ребенка, будут в пределах возрастной нормы.
Пальчиковые игры и упражнения бывают:
- статические (удержание приданной пальцам определенной позы);
- динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую);
- расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.
Эффективность занятий, по развитию моторики, можно повысить, если упражнения и игры проводить эмоционально с интересом и увлечением. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка в сочетании трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не будет давать эффекта. Требуется участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой или бытовой ситуацией.
Развитие мелкой моторики в домашних делах:
- перемотка ниток;
-завязывание и развязывание лент;
- шнурков, узелков на веревке;
-застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;
- завинчивание и развенчивание крышек, банок, пузырьков;
- разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее…
Использование игр на развитие мелкой моторики:
- большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое;
- сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом;
- игры с песком, водой;
- пальчиковый театр;
- раскраски, пластилин, трафареты;
- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, паззлы, бусины, крышки и пуговицы)
- собирание разрезных картинок;
- разрезание, вырезание ножницами…
Пальчиковые упражнения всегда сопровождается чтением детям стишков, сказок, рассказов, потешек, прибауток или любым речевым материалом. Разучиваемые пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.
Заданий, игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.
Рекомендации для родителей
- Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
- В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
- Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
- Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
- Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
- Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
- Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
- Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
- Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения и игры.
- Проводите занятия и игры эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и педагогов на тему "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ре...
Консультация для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: ...
Консультация для педагогов "«Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Данная консультация предназначена для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Какое влияние оказывают пальчиковая гимнастика и игры на детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"
О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале. Метод и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозгов...
«Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Консультация...
Консультация для Воспитателей на тему: «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Цели, задачи пальчиковой гимнастики, для детей....