Консультация для родителей
консультация по развитию речи (старшая группа)
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоровительную методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используется упражнение для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждает связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развить речь ребенка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой. Приведенные ниже упражнения помогут вам. Терпения и удачи вам в занятиях со своими детьми!
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Каждое занятие имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.
Игры с пластилином.
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор – творить наиболее понравившихся ему персонажей.
Не сдерживайте фантазию ребенка – среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего малыша.
Сказки оживают.
Кусочки пластилина
Катает наша Зина:
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
Все из пластилина.
Из пластилина овощи,
Из пластилина буквы.
Смогу слепить без помощи
Я даже торт для куклы.
Чашка.
Пластилиновая чашка,
Пластилиновое блюдце.
Хорошо играть мне с ними,
Ведь они не разобьются.
Колодец.
Пластилиновый колодец
И с вертушкой, и с ведром.
Заяц воду набирает
В нем и вечером, и днем.
Сороки.
Встретились в лесу сороки,
Как обычно, белобоки.
Говорит одна другой:
- Буквы выучил косой.
Подсмотрела я в окно,
Как лепил он букву «о».-
Ей подруга отвечала:
-пластилин куплю сначала.
Буду я еще умней,
Чем зайчонок-грамотей.
Игры с бумагой.
Этот комплекс игр поможет вашему малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки.
Следующая забава, которую мы вам предлагаем, - кукольный театр. Ребенок наверняка не только заинтересуется выбором сюжета для будущего спектакля, но и с удовольствием смастерит всех персонажей.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки.
Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.
Бумажный дом.
Строим дом многоэтажный
Из кубов и пирамид.
Не кирпичный дом, бумажный.
Но отлично он стоит.
Снежинка.
Я в руках листок держу,
Вчетверо его сложу,
Отогну еще разок,
Получился уголок.
Режу ровно, не пеша,
Как снежинка хороша!
Коврик.
Коврик плету
Из полосок бумажных.
Видела коврик такой я однажды.
Яркими красками коврик горит,
Можно подружке его подарить.
Театр.
Кукол рисую,
Потом вырезаю.
С ними в театр
Интересно играю.
Нравится маме
Театр бумажный.
Ловкие руки –
Как это важно!
Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.
Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.
Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Карандаш.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Орехи.
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Помощник.
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
Бусинки – горошки.
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
Журавль.
Семечек белых от тыквы взяла,
Птица похожа, да только бела.
Краску беру и журавль – настоящий.
Встретит он братьев,
К нам с юга летящих.
Ловкий Антошка.
Удивляется ладошка:
- До чего смешной Антошка!
Колпачок надел на пальчик, зашагал он, словно мальчик.
А за ним, как мальчики, остальные пальчики,
Дружно по столу бегут, от него не отстают.
- Ловкий мой Антошка, - думает ладошка.
Поделки из природного материала.
Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите его внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека.
Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке – сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры.
Пробудить творчество ребенка, подсказать интересное решение помогут наши рисунки и стихи.
Робот.
Робот маму удивил:
Робот по столу ходил,
А затем пустился в пляс,
Спрыгнув прямо на палас.
Удачный кораблик.
Скорлупа ореха,
Их палочки – мачта.
Плыви, мой кораблик,
Ты сделан удачно.
Золотой коврик.
Листья осенью сушила,
Как хорош подарок мой!
В день рождения вручила
Маме коврик золотой.
Ослик.
Ослик отличный вышел из пробок.
Только характером ослик мой робок:
Тигра боится, от волка бежит,
И по-ослиному громко кричит.
Жираф.
Упрекает Женю мама:
- Не хватает в доме хлама,
у тебя в коробке
от бутылок пробки.
Я их выброшу в ведро.-
Женя посмотрел хитро.
Ничего ей не сказал,
Лишь жирафа показал
Из другой коробки:
Вот какие пробки!
Бусы.
Зайка желуди собрал,
Их на нитку нанизал.
Очень маме угодил,-
Он ей бусы подарил.
Рисование.
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова.
Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.
Рисунки на снегу.
На снегу рисую волка,
На снегу рисую ель.
До чего же стала колкой
Эта белая метель.
Все рисунки засыпает,
Снег бросает мне в лицо,
Заметает, заметает
И дорожку, и крыльцо.
Пусть метель себе бушует.
Я пойду и отдохну.
Завтра снова нарисую
Волка, елку и сосну.
Рисунки на песке.
На песке рисую горы,
Лес дремучий, а потом
Нарисую выше тучи
Дом, в котором
Мы живем.
Рисунки на стекле.
Я дохнула на стекло,
Написала букву «О».
Снова пальчиком веду –
Получилась буква «У».
Палочка, вверху кружочек,
Порычи скорей, дружочек.
Если букву «К» добавить,
Слово я смогу составить.
Слово умное – урок.
Это пальчик мне помог!
«Полосатый» капитан.
Полосатая фуражка,
Полосатый теплоход!
Полосатая тельняшка
Капитану так идет.
Я старалась, штриховала, так доволен капитан.
Я ему пообещала: « Заштрихую океан».
Шитье, вязание, плетение.
Аккуратно шить, вязать, плести из ниток и проволоки ребенок может научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно развивать уже сейчас. Такие занятия укрепят мышцы рук, помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьного урока, терпеливо выполнять домашние задания.
Не спеша, одно за другим, покажите ребенку все движения. Дайте ему повторить их несколько раз самостоятельно. Запомните, каждое занятие с иголкой или спицами должно проходить под непосредственным контролем взрослого.
Косички сестричке.
Для своей сестрички
Я плету косички
Из шнура и из тесьмы,
С нею очень дружим мы.
Шнуровка.
На глазах слезинки –
Ведь свои ботинки
Шнуровать не может
Маленький Сережа.
Ты не плачь, Сережа,
Пальчики шнуровка
Развивает ловко.
Нитки – пуговицы.
Для подружки-барсучихи,
Всеми признанной портнихи,
Зайка пуговиц собрал,
Их на нитку нанизал,
Понесет подарок свой
Барсучихи дорогой.
Хоккеист.
Тонкой проволоки кончик
Пальчиками я держу.
Проволоку нужной очень
Для поделок нахожу.
Носки для котенка.
Вяжет бабушка носок,
За рядком бежит рядок.
Поучусь я тоже.
Для кошачьих ножек
Надо мне носки связать –
Холодно зимой гулять.
Морские узлы.
Навязать морских узлов
Нет проблем для моряков.
Я канат свяжу узлом, если стану моряком.
Игры со счетными палочками.
В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши, спички или соломинки (если игра проходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развивать внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.
В давнюю русскую игровую традицию уходит корнями игра в бирюльки. Бирюльками называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребенок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку. Эти же качества поможет проявить ребенку и интерес к строительству самого высокого и ровного колодца из палочек.
Далее мы предлагаем варианты рисунков, которые малыш может выложить из тех же палочек на ровной поверхности. Начинать следует с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку. Затем можно предложить ему «нарисовать» палочками понравившуюся фигурку.
Ежик.
Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверек.
Ни головы, ни ножек, -
Конечно, это ежик.
Грибок.
Шапочка на ножке
Около дорожки.
В мой просторный кузовок
Полезай скорей, грибок.
Кораблик.
Кораблик к дальним берегам
Отправился однажды.
На нем был смелый капитан
И юнга был отважный.
Очки.
Очки пропали у Гали.
Весь день мы их дружно искали,
А они на носу очень тихо
Смеялись над нашей шумихой.
Ты, Галя, должна обязательно
Стать хоть чуть-чуть внимательней.
Зонтик.
Погода начала сердиться –
Весь день льет дождик за окном.
И чтобы мне не простудиться,
Гулять я буду под зонтом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...