Рассматривание и составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» в подготовительной школе группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Рассматривание и составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» в подготовительной школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассматривание и составление рассказа
по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» в подготовительной школе группе.
Цель: Закрепление навыка составления рассказа по картине В.М. Васнецова « Аленушка».
Задачи:
- Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картине известного художника .
- Учить детей восприятию внутреннего мира человека, умению «входить в картину»: видеть влияние настроения персонажа на цветовую гамму природы.
- Развивать связную монологическую речь детей, упражнять в употреблении слов, обозначающих оттенки цветов (светло-розовый, светло-зеленый, темно-зеленый, серо-голубой): обогащать словарь детей.
- Развивать творческое воображение, зрительное восприятие дошкольников.
- Вызвать положительный эмоциональный отклик от встречи с героем картины.
Предварительная работа:
чтение русской народной сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», беседа о событиях, о настроении героев, описанных в сказке, рассматривание картин художника В. М. Васнецова «Богатыри» и др.
Образовательные области:
- речевое развитие,
- художественно – эстетическое развитие.
Оборудование:
репродукция картины В. М. Васнецова «Аленушка», шкатулка с персонажами сказки «Сестра Аленушка и братец Иванушка», аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и «Звуки леса», мультимедийная установка.
Ход
1 Организационный момент:
Дети заходят ,располагаются перед экраном мультимедийной установки.
Воспитатель. Я рада видеть вас. Вижу ваше любопытство, наверное, вам хочется узнать, зачем мы сюда пришли? Раскрою секрет: я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в такое место, где можно узнать о предмете всё, всё-всё.
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся ….
Дети. …в музей
Воспитатель. Ребята, а какие музеи нашего города вы знаете?
Дети называют музеи и рассматривают слайды на мультимедийной установке
Воспитатель. В нашем городе много музеев, все они разные. Сегодня я хочу пригласить вас в Третьяковскую галерею, которая находится в столице нашей родины, городе Москва. (Показываю слайд).
Фасад музея был сделан по проекту художника-сказочника В. М. Васнецова, который украсил его в русском стиле. Вход оформлен в виде трех сказочных теремов с островерхими кровлями.
Посмотрите на портрет В. М. Васнецова (показываю слайд).
В Третьяковской галерее также хранятся картины этого известного художника. (Показываю слайд: «Иван царевич на сером волке», «Богатыри», «Аленушка», «Снегурочка»).
Воспитатель.
Здесь картин полным-полно,
Приходите все в нее.
И художников аллею
Посмотрите в...
Дети. …галерее
Воспитатель. В нашей галерее мы рассмотрим картину В. М. Васнецова, а ее название вы мне скажите сейчас сами.
Загадка:
«Не послушает сестрицу
Младший брат, захочет пить,
А напившись из копытца,
Он в козленка превратится»
- О какой сказке эта загадка?
Открывает коробочку и достаёт книгу «Сестра Аленушка и братец Иванушка».
- Какое зло приключилось с ними в сказке?
- Как вы думаете, ребята, Аленушке было грустно или весело, когда Иванушка превратился в козленка?
- А знаете, как художник нарисовал картину?
Однажды, идя по селу, художник Виктор Михайлович Васнецов увидел грустную девушку. Она напомнила художнику Алёнушку из сказки «Сестра Аленушка и братец Иванушка». Придя домой, художник по памяти, стал рисовать девушку, и посмотрите, что у него получилось. Посмотрите на картину.
2. Работа с картиной
(Вывешиваю картину «Аленушка»).
Где и как изображена Аленушка?
Художник изобразил Аленушку в центре картины.
Представьте, что на этом камне сидите вы? Что вы чувствуете? Какой он? (холодный, острый, твердый,)
-Посмотрите, как она держит голову? (девушка опустила голову),
- Что делают её руки (её пальцы крепко сжимают колени),
-Как вы думаете, какое у девочки настроение (она грустная, печальная)
-А как мы догадались, что у нее грустное настроение? (ответы детей - колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные).
-А покажите, как сидит Аленушка, сядьте так же, как на картине. Да, так сидит. Вспомните сказку и скажите, почему же она так пригорюнилась, опечалилась.
(Показываю слайд с иллюстрациями к сказке).
Ответы детей. (потому что братец стал козленочком, потеряла Аленушка братца и т. д.)
-А как мы догадались, что она печальная? (лицо грустное, братца долго искала, он не послушался ее и выпил из козьего копытца).
- Обратите внимание на цвет лица и рук, Какие они? (Лицо и руки загорелые от долгих странствий под солнцем),
- Что вы можете сказать про волосы? (Волосы её спутаны и давно не чесаны),
- А что у неё на ногах? (босые),
- Что ощущают ее ноги ?( им холодно, возможно они поранены).
Стихотворение:
«Аленушка застыла средь травы густой.
- Унылая, с поникшей головой.
Глаза печальные глядят,
Художник понял этот взгляд».
3. Что можно сказать о выражении лица, настроении бедной девушки?
(Лицо Аленушки выражает тревогу, глубокую печаль)
-А глаза, какие они? (грустные глаза) Куда смотрит девушка? Аленушка смотрит на воду. Но как будто не видит её. Чувствует, что девушка чем – то озабочена, она грустит, ничего её не радует.
-О чем она может грустить? Давайте представим, что же с ней могло случиться до того, как она села у озера?
4.Как одета девушка? Какие краски использовал художник, изображая её одежду?
Одета девушка очень бедно, просто: на ней старый темно – зеленый, почти что черный, сарафан. На нём пестреют светло – зеленые листочки и светло- розовые цветочки. Кофточка серо – голубая, выгоревшая на солнце.
3. Динамическая пауза – физическая минутка «Лес»
5. Какое время года на картине? По каким признаком можно определить ?
Художник изобразил на картине раннюю осень. Мы видим опавшие золотые и багряные листья осинок, слегла пожелтевшую траву.
-Посмотрите, каким цветом изобразил художник осеннее небо? (Небо бледно – голубое, холодное, унылое).
Воспитатель. Прежде чем мы с вами поговорим о природе, изображенной на картине, дадим отдохнуть нашим глазам.
Проведем зрительную гимнастику.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Выполняют круговые движения глазами
Слева – сосны, справа – дуб.
Выполняют движения глазами влево-вправо.
Дятел сверху тук да тук.
Выполняют движения глазами вверх-вниз.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
- Где происходит действие картины?
- Что находится на переднем плане? (На переднем плане картины озеро)
- Как вы думаете глубокое или мелкое оно? (глубокое, вода в нем очень темная и кажется холодная((вдохнуть запах сырости)). На заднем плане стоит лес – какой лес?
Давайте закроем глаза и представим, что мы попали в этот лес. Прислушайтесь, что вы слышите ( звук леса).
Слышите, птички щебечут прощальную мелодию, с осинок осыпается листва.
-Послушайте музыку, она поможет понять, какими красками написан лес – темными или светлыми? ( музыка ). Почему художник использовал эти цвета?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (грусть). Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своей печалью в темном лесу, на берегу глубокого озера.
- А что бы вы хотели, чтобы произошло дальше с Алёнушкой ?
4.Составление рассказа детьми
Дети представляют свои рассказы.
- Ребята, кто расскажет нам о картине? (заслушивают 1-2 рассказа).
- Вам понравилась картина?
- Кто ее написал?
-Где хранится картина? (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, вы хотели бы сами нарисовать картину? (Ответы детей). Я приготовила для вас в группе листы бумаги, восковые мелки, краски, карандаши. Давайте вернемся в группу, и вы нарисуете что захотите
Оценка рассказов: Подведение итогов занятия:
У вас всё получилось?
А почему?
А что не получилось?
Образец рассказа по картине В. М. Васнецова « Аленушка»
- На берегу озера сидит, задумавшись, девушка. Это Аленушка.
- Художник изобразил Аленушку в центе картины. Одиноко сидит она на сером камне. Девушка опустила голову, её пальцы крепко сжимают колени. Лицо и руки загорелые, ноги босые. Волосы её спутаны и давно не чесаны.
- Лицо Аленушки выражает тревогу, глубокую печаль. Особенно ярко выделяются на нём грустные глаза. Аленушка смотрит на воду, но как – будто не видит её. Чувствуется , что девушка чем–то озабочена, она грустит, ничего её не радует.
- Одета девушка очень бедно, просто: на ней старый темно – зеленый, почти что черный, сарафан. На нём пестреют светло — зеленые листочки и бледно – розовые цветочки. Кофточка серо – голубая, выгоревшая на солнце.
- Художник изобразил на картине раннюю осень. Мы видим опавшие золотистые и багряные листья осинок, слегка пожелтевшую траву. Небо серо - голубое, холодное, унылое.
- На переднем плане картины глубокое озеро. Вода в нем кажется холодной и очень темной. На заднем плане стоит, как стена, темный лес. Вся природа сочувствует Аленушке, понимает её: склоняются к ней осины, охраняют её стройные ели, ласково поют над ней птицы.
- Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своей печалью в темном лесу, на берегу озера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в сказочный мир картины В.М.Васнецова «Алёнушка»
Конспект открытого занятия охватывает такие образовательные области как - социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, здо...
Путешествие в сказочный мир картины В.М.Васнецова «Алёнушка»
Конспект открытого занятия охватывает такие образовательные области как - социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье....
ЗАНЯТИЕ ПО СИНТЕЗУ ИСКУССТВ РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ В. М. ВАСНЕЦОВА «АЛЁНУШКА» (для детей 6 – 7 лет)
Занятие в подготовительной группе по синтезу искусств...
Конспект. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка»
Конспект. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка» для старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова "Алёнушка".
Данное занятие знакомит детей с произведением художника В.М. Васнецова, с его творчеством, умение увидеть в картине печальный образ девочки у пруда. художник удачно использует сказочный сю...
Конспект НОД по развитию речи «Мир русских былин в картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе
Цель: познакомить детей с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»; формировать у детей образ былинного богатыря.Задачи:Образовательные:- Обобщить и упорядочить знания детей о былинных героях.- ...
Рассматривание картины В.М.Васнецова "Богатыри" в подготовительной группе
Занятие для детей 6-7 лет Проводится в рамках темы "Защитники Отечества"Технология : Учимся смотреть картину...